Турция вырвалась на стратегический простор в огромном регионе от Ливии до Леванта и Закавказья

Она сделала это вопреки США, но благодаря их провалу на Ближнем и Среднем Востоке и хаосу, воцарившемуся в регионе после войн в Ливии, Ираке и попытки вооруженной «смены режима» в Сирии.

Она сделала это благодаря рыхлости и «смерти мозга» НАТО, одержимой мнимой «российской угрозой», не понимающей, как меняется мир, и не видящей дальше своего носа.

Благодаря внешнеполитической слабости ЕС, не имеющего никакой политики на Ближнем и Среднем Востоке, кроме пассивной поддержки американцев, которые с восторгом разрушают стабильность, но не способны ее восстановить.

Высокомерная Европа, упивавшаяся своим евроуспехом, долго водила Анкару за нос, обещая Турции несбыточное членство в ЕС, пока внезапно не обнаружила, что Турция уже переросла эту иллюзорную цель и ставит перед собой совсем другие задачи. И сегодня Евросоюзу приходится иметь дело с совсем другой страной.

Ведущие европейские державы, когда-то вершившие судьбы этого региона — Франция, Великобритания, довоенная Германия, Италия — сегодня там практически отсутствуют или являются бледной тенью себя прежних. В этой ситуации политического вакуума, помноженного на нарастающий хаос, на Ближний и Средний Восток вернулись две державы, игравшие здесь прежде, хотя и в разное время, ключевые роли — Турция и Россия.

Отныне Западу сдержать новые турецкие амбиции будет очень трудно, если вообще возможно. Европейские державы, как и США, рассчитывают использовать эти амбиции в своих интересах, но этот расчет может обернуться просчетом: Эрдоган вошел во вкус автономной игры. Продвижение Турции, вышедшей из-под жесткого контроля бывших властителей региона, это во многом результат политического поражения Запада. Геополитика не терпит пустоты. Стратегия Эрдогана вновь доказывает эту максиму.

Алексей Пушков