Пока видеозапись выступления Владимира Путина на Генассамблее привлекла к себе внимание всех интересующихся новостями людей, «Тинькофф» заявил о своём присоединении к «Яндексу».

Наш ответ Сбербанку

Глава Сбербанка Герман Греф заявил, что «не боится конкуренции и уважает своих конкурентов». Так он отреагировал на появившееся на сайте Лондонской биржи сообщение TCS Group Holding PLC, более известной как «Тинькофф». TCS констатировала достижение договорённости о цене покупки «всего выпущенного и подлежащего выпуску акционерного капитала «Тинькофф». Покупатель – российская компания (с технической нидерландской юрисдикцией) «Яндекс». Интернет-гигант готов потратить почти 5,5 миллиарда долларов на то, чтобы войти в новомодную ныне категорию «финтех-холдингов», где технологическая составляющая держится на собственной финансовой основе.

То, что «Тинькофф» сменит мажоритарного владельца, было понятно достаточно давно. Проблемы Олега Тинькова с американским законом и онкологическим заболеванием не оставляли ему ни сил, ни пространства для манёвра. Олег Юрьевич планирует остаться в компании и рассчитывает на то, что название банка останется прежним, но мы понимаем, что и то и другое – вопрос времени. Появление «Яндекс Банка» не за горами, и уже понятно, что благодарные пользователи будут ласково называть его просто «Я-Банком».

Одно время казалось, что «Яндекс» и Сбербанк дружат едва ли не до объединения активов, однако в 2019 году между партнёрами пробежала чёрная кошка. Не берёмся судить, была ли та кошка живой или нарисованной с целью отвлечь внимание антимонопольных органов, но так или иначе структуры Грефа и Аркадия Воложа начали процесс вежливого развода. И сразу после того как их самый первый (ещё с 2012 года) совместный актив, прежде называвшийся «Яндекс Деньги», стал чисто сбербанковскими ЮMoney, грянула информация от «Тинькофф», показавшая, что оставаться без собственной финансовой организации «Яндекс» не намерен.

Проблемы Олега Тинькова с американским законом и онкологическим заболеванием не оставили ему ни сил, ни пространства для манёвра. Фото: Yorick Jansens/Global Look Press via ZUMA Press

А значит, нас ждёт интересная битва. Главное – не оказаться самим на поле этой битвы, между как минимум двумя честолюбивыми исполинами. А дело пока идёт именно к этому.

Финтехи России

В пользовании недрами, обработке металлов, сельском хозяйстве, пищевой промышленности у нас в целом сложились доминирующие группы, поделившие между собой рынки, оставив остальным лишь крохи с олигопольного стола. А теперь, после более чем вероятного присоединения «Тинькофф» к «Яндексу», и в потребительском секторе России вырисовываются три крупные частные силы, которые, собственно, и поделят между собой доходы русского народа.

  • Империя Сбера. Банк, страхование, государственные услуги, медицина, интернет-проекты, служба доставки (здесь и далее мы перечисляем только b2c-сервисы – услуги бизнеса для частных лиц).
  • Империя «Яндекса». Поисковик, электронная почта, другие интернет-проекты, банк, такси и каршеринг, служба доставки.
  • Империя «Альфы». Банк, страхование, сотовый оператор и интернет-провайдер, сети продовольственных магазинов, медицина.

Некую инфраструктуру вокруг себя выращивает также ВТБ, но это довольно жалкий косплей успехов Сбера. Серьёзные планы были у «АФК Система», но после развязки ситуации с «Башнефтью» владельцы МТС несколько поумерили свою экспансию, хотя на рынке здравоохранения «СберЗдоровье», например, столкнётся с ожесточённым сопротивлением «Медси» Евтушенкова.

В эпицентре каждого из этих гигантских холдингов – крупный банк. Есть, разумеется, финтехи и поменьше – например, «Социум» Игоря Ашурбейли с одноимённым банком, несколькими оборонными предприятиями, сельскохозяйственными и девелоперскими активами. Но если говорить именно о рынке b2c, то здесь будет доминировать «большая тройка».

Лучше больше, чем один

В избыточной монополизации русской экономики нет ничего хорошего, но несколько претендентов на монополию в одной сфере – это уже олигополия, предполагающая какую-никакую, но конкуренцию (скажем, если «Магниты» с «Пятёрочками» в целом подружились, то «Дикси», «Монетки» и сети помельче всё же как-то воюют с ними за покупателя). Соответственно, есть надежда, что новый крупный игрок хоть как-то сможет нарушить складывающееся сбербанковское доминирование – собственно, и в интернете именно «Яндекс» до некоторой степени спасает от совершенно потерявшего берега «Гугла»; у Европы, например, такой отдушины нет.

Так что будем надеяться, что простые русские люди извлекут какую-то пользу из намечающегося противостояния, а не будут растоптаны безжалостными маркетологами финансово-технологических корпораций.

Автор:
Михаил Мельников