На собственной квартире задержан Анатолий Тихонов, ответственный за цифровизацию Минэнерго. Следователям очень интересна судьба 603 миллионов рублей, на которые он цифровизовал предыдущее место работы.

Ничего святого

Продолжается череда коррупционных скандалов в России. Если в первое десятилетие XXI века охота правоохранительных органов шла в основном на представителей бизнеса, то примерно с 2010 года неприкасаемыми перестали быть и чиновники, в том числе очень высокого ранга. Сердюков, Улюкаев, Абызов – при всей несхожести их дел это всё-таки федеральные министры. А уж губернатором в России опаснее быть, чем уличным грабителем – вероятность отправиться за решетку намного выше.

Анатолий Тихонов – «всего лишь» заместитель федерального министра. Но работает он не в каком-нибудь невнятном «открытом правительстве» Абызова, ныне, к счастью, расформированном, а в министерстве самой что ни на есть энергетики – столбовой отрасли русской экономики. Он непринуждённо пожимал руки таким людям, у которых дворники дворников смотрят на вас как на электорат. А теперь ему предъявили обвинение в мошенничестве – по версии следствия, он участвовал в хищении крупных сумм, выделенных ранее для создания информационной сети ФГБУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА).

Не хватало на жизнь?

Анатолий Владимирович ещё успел подать декларацию за 2019 год – там числится доход в 35 миллионов рублей. Существенный рост – два года назад на посту директора ФГБУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА) Тихонов получал всего лишь 10 миллионов. Но и то, и то – копейки для человека, который ранее, на посту первого зампреда ВЭБ, декларировал по 60–70 миллионов «докрымских» рублей: из-за таких цифр доходы руководства госкорпораций и спрятали от общественности. Помимо хорошей недвижимости в России у свободно владеющего французским языком чиновника есть половина квартиры во Франции и два машиноместа там же, опять же, в долевой собственности. Можно предположить, что делит он санкционные метры с супругой, но других её следов в декларации нет.

 Анатолий Владимирович ещё успел подать декларацию за 2019 год – там числится доход в 35 миллионов рублей. Фото: ИТАР-ТАСС/Максим Шеметов

Похоже, эти скромные 10 миллионов, которых ни на какую жизнь не хватит, и стали источником проблем Тихонова: претензии к нему предъявляются именно по периоду работы в РЭА. Речь идёт о хищении в особо крупных размерах бюджетных средств, предназначенных для создания информационной системы. К слову, в Минэнерго Анатолия Владимировича также пригласили для «цифровой трансформации». У нас если где звучат такие термины, сразу ясно: украли много денег. Сложно, наверное, иметь дело с миллиардными проектами, зарабатывая такие копейки.

Причастными к хищению минимум 600 миллионов рублей также считают советника Тихонова Романа Рыжкова и вице-президентов АО «Ланит» Владимира Макарова и Виктора Серебрякова. «Ланит» – один из крупнейших подрядчиков на государственных заказах в области информатизации. Подробности дела пока не опубликованы, но подобных хищений в России достаточно много, и все мы знаем, как они устроены.

Воровство на закупках товаров уходит в прошлое. Можно только посочувствовать чиновникам, которые организуют тендеры «для хозяйства». Когда ты заказываешь на государственные деньги что-то вещественное, тебя очень легко поймать за руку. У мебели, пищи, посуды, автомобилей, бетона и даже икорницы с позолотой есть розничные и оптовые цены, проверить которые – проще простого. Иное дело – заказ «уникального высокотехнологичного оборудования» (например, банальных маршрутизаторов, но со сколковской этикеткой поверх хуавеевской) или – тем более – единиц и нулей программного кода! Цифры – это новая нефть, господа.

Различные способы конспирации

Но самая потрясающая часть сообщения Следственного комитета – это подробности обнаружения Тихонова: «пытался скрыться, применяя различные способы конспирации, многократно изменяя используемые автомашины и места временного нахождения на территории Москвы, но был обнаружен при обыске в его квартире».

Мы вообще в какой реальности живём? Силовики не могут застать дома или на рабочем месте заместителя министра энергетики. Одно из двух: либо дело поручили совершенно никудышным следователям (а там работали «важняки»), либо Александра Валентиновича Новака совершенно не интересует, чем вообще заняты его ближайшие подчинённые. Честно говоря, вторая версия выглядит куда правдоподобнее.

Получается, что Тихонова взяли на работу, сказали: «Иди цифротрансформируй» и больше не контролировали? Это уже «Матрица» какая-то, а не государственное управление. Кстати, под Тихоновым, который на момент написания статьи всё ещё сохраняет государственную должность, числятся четыре департамента – больше, чем под любым другим заместителем Новака. Господин министр, на носу перепись населения – вы проверьте, пожалуйста, где другие ваши заместители, чем заняты, не «изменяют ли многократно используемые автомашины» и «места временного нахождения».

Гештальт закрыт, ловкий 51-летний подпольщик обнаружен. Может быть, теперь переориентировать высвободившихся следователей-«важняков», например, на изучение программы цифровизации города Москвы?

Автор:
Михаил Мельников