Протесты в Белоруссии, начавшиеся после объявления итогов президентских выборах 9 августа, продолжают развиваться по классическим схемам «цветных революций». Несмотря на ряд особенностей, к которым можно отнести отсутствие чёткого плана у лидеров протестного движения, белорусский сценарий с каждым днём становится всё ближе к тому, что происходило в прошлые годы на Украине. Очередным свидетельством стало активное вовлечение в акции протеста женщин и студенческой молодежи.

После силовых разгонов протестующих в первые три дня после выборов, на которых официально победил Александр Лукашенко, а также зафиксированных случаев жестокого обращения и даже пыток задержанных, оппоненты белорусских властей изменили свою тактику. Теперь основной силой протестующих стали женщины и учащаяся молодёжь, в том числе и несовершеннолетняя. Именно они под «креативными» лозунгами и стали составлять основу уличного протеста. Многие при этом крайне далеки от политики,

Женские протесты в Минске

Женские протесты в Минске

Женские протесты в Минске

Подобная стратегия была уже опробована в странах Латинской Америки, где активно распространялось движение «Женщины в белом», а также на Украине. В её основе лежит убеждение в том, что силовики не посмеют трогать женщин и детей либо, наоборот, предпримут жесткие к ним меры и тем самым спровоцируют новую, более радикальную волну протеста. Власти Белоруссии, по всей видимости, прекрасно понимают, что происходит, опираясь на опыт всё того же украинского майдана и событий, последовавших после так называемого разгона студентов. Поэтому сегодня белорусские силовики не разгоняют подобные акции  при помощи резиновых пуль, водомётов и слезоточивого газа, а лишь усиливают охрану административных зданий и стараются направлять толпу митингующих в определённое место, не давая им полностью взять под контроль улицы в городах. Такая тактика уже принесла определённые результаты – протесты, если и не пошли резко на убыль, то как минимум утратили свою радикальность, превратившись в массовые народные гуляния. На площадях и улицах люди танцуют и поют, водят хороводы, а также мило фотографируются на фоне ОМОН. Нечто подобное было в своё время и в Киеве, где вспышки активности сменялись вполне мирными акциями, а силовики лишь призывали протестующих разойтись.

Протесты в Белоруссии стали походить на народные гулянья

Протесты в Белоруссии стали походить на народные гулянья

Но, по всей видимости, такое развитие событий в Белоруссии сегодня никак не устраивает кураторов происходящего. Мирный протест вряд ли заставит белорусские власти пойти на какие-то радикальные перемены, а значит есть все шансы, что рано или поздно он начнет затихать и «революция», так и не начавшись, будет окончена. Поэтому, как и в других странах, в том числе и на Украине, в Белоруссии начался поиск возможностей подхлестнуть протестующих. Например, через студенческое движение.

1 сентября в Минске ознаменовалось тем, что учащиеся нескольких вузов вышли на марши протеста. И это было не стихийное неповиновение, а заранее подготовленная акция. Так, один из самых популярных телеграм-каналов в Белоруссии Nехта, который фактически и руководит из Польши белорусскими протестующими, ещё в августе нарисовал план для всех учащихся в республике, начиная от школ и заканчивая вузами. Канал призвал студентов, родителей школьников и «честных» преподавателей бастовать против режима Александра Лукашенко. В частности, студенты должны создавать стачкомы, организовывать фонды взаимопомощи при участии бывших выпускников, поддерживать «честных» преподавателей, открыто выходить из Белорусского республиканского союза молодежи (БРСМ) и всех провластных организаций. Одновременно родителей призвали забирать детей из школ, где во время выборов находились участковые комиссии и была отмечена фальсификация итогов голосования, а также оказывать давление на администрацию учебных заведений. Например, на камеру требовать объяснений фальсификаций, расклеивать у школ листовки с портретами преподавателей из участковых комиссий, не сдавать деньги на ремонт класса и на «любые другие поборы». Всё это, по задумке разжигателей протестов, должно было создать в сфере образования серьёзное напряжение и заставить учащуюся молодежь влиться в политический уличный процесс.

Белорусские студенты на фоне бойцов внутренних войск

Белорусские студенты на фоне бойцов внутренних войск

В период евромайдана именно  учащаяся молодёжь стала одной из движущих сил протестов. При этом, как и сегодня в Белоруссии, все начиналось довольно мирно. Украинские студенты в знак протеста пропускали занятия. Позже они стали создавать своеобразные «патрули безопасности», чтобы предотвращать столкновения с правоохранителями и следить за тем, чтобы никто не разворачивал политических транспарантов. Потом появились координационные комитеты с волонтёрами, раздающими одеяла, продукты и тёплую одежду на майдане… Девушки и женщины с цветами на фоне правоохранителей тоже были. И все это в один миг переросло в кровавое противостояние, которое в конечном счёте привело к множеству погибших и государственному перевороту. Схожий сценарий сегодня написан и для Белоруссии, так как попытки поднять на борьбу с Лукашенко рабочих фактически провалились, а мирные шествия женщин с танцами и песнями не могут привести к смене власти в стране.

Однако следует заметить, что белорусская ситуация всё же имеет свои отличительные черты и вполне может закончиться для организаторов протестов провалом. Несмотря на постоянное подогревание ситуации, учащиеся 1 сентября не продемонстрировали сплочённости. Белорусская молодёжь сумела организоваться только в Минске. При этом по численности акция 1 сентября была довольно немногочисленной – не более 1-2 тысяч по всей столице Белоруссии. Для сравнения: по официальным данным, в минских вузах насчитывается около 170 тысяч студентов.

Марш студентов 1 сентября

Марш студентов 1 сентября

Кроме того, оказалось, что большинство из вышедших на улицы восприняли эту акцию не как политический митинг – многие из студентов шли в толпе с мороженым и со смехом бегали вокруг правоохранителей, которые не предпринимали никаких серьёзных действий. Лозунги также были довольно общие – прекращение насилия и политического преследования граждан, освобождение всех политических заключённых и прочее. Конечно, были попытки сделать сцепки, прорвать оцепления милиции, а также блокировать транспортное движение. На эти «детские шалости» силовики реагировали довольно спокойно, хотя по итогам протестов в Минске и было задержано несколько десятков человек. Все задержания проходили относительно корректно и без применения спецсредств.

Одновременно стало понятно, что вышедшая на улицы белорусская молодёжь попросту не готова стать движущей силой «революции». На акциях снова была применена тактика противодействия силовикам, основанная на действиях женской части протеста. Девушки брали в окружение молодых людей и не давали приблизиться к ним правоохранителям. А многие представители «сильного пола» не были готовы встретиться лицом к лицу с ОМОНом и впадали в истерику.

Девушки в первых рядах, а за ними сильный пол

Девушки в первых рядах, а за ними сильный пол

В конечном счёте студенческая акция 1 сентября так ничем особым и не закончилась: студенты побродили по улицам Минска, покричали речёвки и к вечеру разошлись по домам. На следующий день и вовсе были лишь отдельные случаи неповиновения руководству учебных заведений, а тех, кто вышел на улицы, насчитывалось не более сотни.

Однако такое развитие событий не должно никого вводить в заблуждение. Особенно на фоне реакции на происходящее в республике со стороны властей. Как заявил президент Белоруссии, у него есть, что ответить протестующей молодёжи. «Вы же должны понимать, что ребятам мы дали отсрочку от армии на время учебы в вузе. Ну не хотят учиться, тогда Родину надо. Уже на следующий день в некоторых минских вузах появились силовики в балаклавах, которые, по всей видимости, должны контролировать ситуацию внутри заведений. Это только настраивает молодых людей против действующей власти, что подогревается информационными вбросами оппозиции через телеграм-каналы и социальные сети.

Включение в протестное движение учащейся молодёжи вполне может на некоторое время оживить его. Более того, среди тех, кто сегодня выходит на минские улицы, много несовершеннолетних, насилие в отношении которых со стороны силовиков способно стать триггером радикализации протеста (на это и рассчитывают организаторы). При этом следует понимать, что нынешнее поколение молодых белорусов выросло в довольно спокойной и сытой обстановке. Подавляющая часть белорусского студенчества крайне далека  от понимания политических процессов, и в головы юношей и девушек легко вложить любую информацию. В последнем случае пока выигрывает оппозиция, которая использует юношеский максимализм и бунтарский дух молодёжи в собственных интересах. Остаётся надеется, что белорусская действительность и мягкость современной молодёжи в Белоруссии не позволит нынешним акциям протеста пройти ту точку невозврата, которая была пройдена на киевском евромайдане.

На заглавном фото: студенческий праздник неповиновения 1 сентября

Виктор ГОРОДЕЦКИЙ