Издание Форбс задалось вопросом, насколько умны российские беспилотники. Форбс анализирует то, что известно о российских дронах, причём его анализ интересен ещё и тем, что он сообщает информацию об американских разработках.
Российский ВПК разрабатывает новый недорогой беспилотник, который может выполнять функцию ведомого напарника для пилота. Меньше всего, само собой, известно об искусственном интеллекте, позволяющем беспилотнику принимать самостоятельные решения. Масштабная модель «Грома» впервые была представлена в августе этого года в Москве во время работы торгового форума «Армия-2020».
Планер «Грома» может показаться знакомым. Размах его крыльев составляет 10 метров, воздухозаборник расположен над фюзеляжем, а хвостовое оперение имеет V-образную форму.
Он является аналогом двух других ведомых дронов — «Валькирии» американского производителя Kratos и европейского «Альбатроса».
Похожесть этих беспилотников не является случайной. Как правило, они имеют обычную форму, но с некоторыми элементами малозаметности, включая верхнее расположение воздухозаборника, а происходит это потому, что «Гром», «Валькирия» и «Барракуда» должны быть многофункциональными и дешевыми.
Один дрон «Валькирия» обходится американским военным примерно в 2 миллиона долларов, что по меркам США недорого. Низкая цена делает этот дрон «расходным», если использовать принятый в Военно-воздушных силах США термин. Это означает, что потеря в бою значительного количества подобного рода аппаратов является приемлемой.
Концепция ведомого беспилотника является сравнительно новой. Идея состоит в том, чтобы обладающий значительной автономностью беспилотный летательный аппарат имел примерно такие же возможности, как пилотируемый истребитель, тогда его можно было бы использовать в полёте и в бою вместе с пилотируемыми самолётами.
Реальные пилоты на истребителях сходной конфигурации могут отдавать основные команды, однако сопровождающие их беспилотники большую часть времени будут управлять собой сами. Реальные операторы могут дать разрешение беспилотным летательным аппаратам на применение находящегося на их борту оружия.
«Идея роботизированного ведомого состоит в том, чтобы он держался вместе с пилотируемыми самолётами, однако ему будут поручаться такие задания во время проведения операции, на которые лучше не отправлять людей», — отметил Питер Сингер, аналитик расположенной в Вашингтоне, округ Колумбия, организации «Фонд новая Америка».

Работы по созданию платформ искусственного интеллекта для ведомых дронов проводятся американцами быстро, по их словам. «Возможно, у русских уже есть соответствующее программное обеспечение, однако они не видят необходимости в том, чтобы заявлять об этом публично, — отметил Бендетт. — В конечном счете программное обеспечение является важнейшей частью при создании такого беспилотника».
Видимо, российские военные пошли немного другим путём – делать что-то втихаря, а потом удивить всех готовым результатом. Тогда двойной эффект получается – и успешно завершённый проект, и впечатление, которое он производит, гораздо ярче.