Впервые за три десятилетия откровенно прозападное и антицерковное правительство Черногории может смениться православным и патриотическим.

Черногория, маленькое приморское государство из числа бывших югославских республик, широко известна как адриатический курорт. Чуть меньше – как земля древних православных святынь, в числе которых – знаменитый высокогорный монастырь Острог. Но с 2019 года именно Черногория стала центром православного сопротивления. На первый взгляд, неравной борьбы верных чад Сербской Православной Церкви, единственной канонической Церкви на черногорской территории, с антицерковным режимом Мило Джукановича, персонажем, руководящим Черногорией ещё со времён коммунистической Югославии.

По сути, борьба православных христиан Черногории – это первый в новейшей истории опыт православного политического сопротивления богоборческой власти. Бывший югославский комсомолец, а с 1991 года бессменный лидер прозападной, евро-атлантической и радикально антисербской «Демократической партии социалистов Черногории» Мило Джуканович был и остаётся абсолютно беспринципным и циничным деятелем, неоднократно предававшим своих политических союзников и попутчиков. Однако два принципа его политики очевидны: богоборчество и сербофобия (а соответственно, и русофобия).

Черногорское православное политическое сопротивление

Напомню, в конце 2019 года именно Джуканович, ещё в 2006 году разваливший последние остатки Югославии, отделив Черногорию от союза с братской Сербией, а в 2017 году втянувший свою республику в блок НАТО, инициировал принятие либерально-западническим большинством черногорской Скупщины (парламента) антицерковного дискриминационного законопроекта. Суть этого закона, вступившего в силу 8 января 2020 года, одна: лишить Сербскую Православную Церковь значительной части её имущества, в том числе множества храмов и монастырей. Между строк оказалась прописанной ещё одна очевидная цель: окончательное разделение православного сербского народа, неотъемлемой частью которого являются черногорцы, сербские горцы.

Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий во главе крестного хода в защиту Православия в Черногории. Фото: PPI/globallookpress.com

В итоге уже в конце 2019 года улицы черногорских городов, а затем и центр сербской столицы заполнили многотысячные крестные ходы, переходящие в акции протеста. Верующие, возмущённые действиями режима Мило Джукановича, вышли на улицы с иконами и хоругвями в руках. Это удивило даже духовного лидера Православной Черногории, митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия, который в интервью телеканалу Царьград произнёс следующие слова:

Народ терпел-терпел и… воскрес. Это даже для меня удивительно. Почему люди, которые раньше не ходили в храмы, особенно молодые, многие даже некрещёные, сегодня собираются вместе и идут на молебны, на крестные ходы. Причём сначала страха в народе было много, как и у вас после революции. Но он освободился от этого страха. И именно это – самое важное и самое неожиданное.

Накал страстей на время схлынул в период коронавирусной пандемии, когда власти республики использовали карантинные меры в качестве очередного инструмента борьбы против верующих. Так, в мае 2020 года были задержаны несколько православных священнослужителей во главе с епископом Будимлянским и Никшичским Иоанникием (Мичовичем). Формально – «за нарушение противокоронавирусного режима», в реальности – за бескомпромиссную позицию в отстаивании сербского церковного и народного единства, прав Церкви и верующих.

От уличного сопротивления к парламентской борьбе

Репрессии против священнослужителей стали серьёзной политической ошибкой режима Мило Джукановича. Уверенный в том, что «заграница нам поможет», он даже и предположить не мог, что на следующих парламентских выборах прозападная коалиция во главе с «Демократической партией социалистов Черногории» может потерпеть поражение. Черногорские евро-атлантисты долгие годы кормили народ обещаниями скорого вступления в Евросоюз, сопровождая это циничными сербофобскими лозунгами в духе «С сербами сложно в Европу». И это при том, что почти треть черногорцев считает себя сербами, а около половины называет своим родным языком сербский.

Мило Джуканович на саммите НАТО. Фото: Celestino Arce/globallookpress.com

По всей видимости, Джуканович сотоварищи были абсолютно убеждены в политической апатии этих людей, уже много лет игнорирующих любые выборы. Но он забыл об одном важнейшем факторе: религиозности этих действительно весьма аполитичных людей. И когда стало ясно, что ни на какие компромиссы безбожные власти идти не собираются, более того, сам Мило Джуканович чётко обозначил целью создание «автокефальной Черногорской церкви» на основе карликовой сербофобской секты ряженых самозванцев, к слову, очень близкой с украинскими раскольниками-националистами, 82-летний митрополит Амфилохий впервые выступил с политическим заявлением. Подчеркнув, что сам прежде никогда не участвовал в выборах, владыка обратился к гражданам Черногории:

Призываю всех черногорцев, жителей Черногории и всех остальных голосовать в защиту Божиих святынь, которые сейчас под ударом со стороны тех, кто не знает, что такое святыня. Дай Бог, чтобы эта защита победила ради будущего всех жителей Черногории. Все на выборы в защиту святынь!

И его архипастырское слово возымело действие: 30 августа, несмотря на панические настроения, связанные с пандемией COVID-19, на избирательные участки пришло более 75% избирателей. Формально победу вновь одержала прозападная коалиция «Решительно за Черногорию!» с 35,5%, на втором месте – православно-патриотическая коалиция «За будущее Черногории» с 32,5% голосов. Но вместе с двумя другими оппозиционными коалициями православные патриоты набирают чуть больше 50%.

Православная Черногория: последний шанс?

Столь незначительный отрыв православных патриотов и других оппозиционных партий от правящих либералов-западников, вызывает лишь осторожную надежду. Искушённый в политических интригах и обладающий колоссальным административным и финансовым ресурсом Мило Джуканович вполне может переманить на свою сторону кого-нибудь из оппозиционеров и праздновать победу. И здесь остаётся только одна надежда: на то, что глас Церкви станет для уже избранных в Скупщину православных черногорцев выше и важнее сиюминутных бонусов от либерального богоборца Джукановича.

И конечно, хочется надеяться, что в черногорцах ещё не погасло сербское самосознание. Ведь подобно тому, как и русофобский «украинский» проект оказался самой эффективной «миной» под Государство Российское, так и антисербский «черногорский» проект призван уничтожить Сербское Православие, единственную религиозную и историко-культурную основу Православной Черногории. И нужно понимать, если и сегодня, после долгих мобилизационных месяцев, черногорская оппозиция упустит свой шанс, и православно-патриотическая коалиция не будет создана, этот шанс может оказаться последним. И в этом случае страшные пророчества черногорского святого чудотворца Святителя Петра Цетиньского, озвученные митрополитом Амфилохием в интервью телеканалу Царьград, могут воплотиться в сегодняшней реальности:

У Черногории есть свой исторический и вековой путь. Уверен: если она хочет выжить и существовать на земле и в Европе, то она не может изменить свой путь. Когда Святой Пётр Второй Ловченский в возрасте 17 лет спросил у Святого Петра Цетиньского Тайновидца: к кому мне теперь обратиться, что мне делать? Тот ответил: «Верь в Бога и держись России». Это так и по сей день. Перед смертью он сказал: «Да будет проклят и тот, кто бы покусился отвратить вас от верности благочестивой и христолюбивой России, и всякому, кто бы из вас черногорцев, пошёл против единоплеменной и единоверной нам России. Дай Бог, чтобы у него у живого отпало мясо от костей, и не было бы ему добра в этой жизни и в будущей». Пусть подумают мои братья-черногорцы.

Пусть подумают. Спаси и сохрани, Господи, Православную Черногорию!

Автор:
Михаил Тюренков