Детально ознакомившись с недавно опубликованным в новостном разделе нашего военно-аналитического портала «Военное обозрение» материалом «Истребитель F-22 сможет обнаружить Су-57 только после входа в зону поражения его ракетами», невольно приходишь к выводу о том, что далеко не все отечественные и зарубежные военные эксперты и журналисты обладают талантом детального сопоставления критических технических параметров бортового радиоэлектронного оборудования, а также ракетного вооружения многофункциональных истребителей переходного («4++») и 5-го поколений. Вследствие этого итоговые сравнительные обзоры боевых возможностей тактической авиации ВКС России и ВВС США в задачах завоевания господства в воздухе и дальнего перехвата зачастую предстают перед глазами аудитории в крайне поверхностном, а порой и необъективном исполнении.

В частности, в вышеуказанном материале автор целиком и полностью сфокусировал внимание обозревателей на таком электродинамическом параметре многофункционального истребителя 5-го поколения Су-57, как эффективная поверхность рассеяния / эффективная отражающая поверхность (ЭПР / ЭОП), расчётный коэффициент которой у данной машины составляет порядка 0,3 кв. м. Преподнеся данный коэффициент ЭПР в качестве первостепенного критерия господства перспективного истребителя Су-57 в гипотетическом дальнем воздушном бою с многоцелевым малозаметным истребителем F-22A ВВС США, эксперт полностью пренебрёг анализом тактико-технических параметров управляемых ракет воздушного боя как уже адаптированных к применению в системах управления вооружением (СУВ) истребителей Су-57 и «Раптор», так и находящихся на этапе НИОКР с грядущей программно-аппаратной интеграцией в боекомплекты данных машин.

Высокие лётно-технические параметры ракет класса «воздух-воздух» — ключевой критерий завоевания и сохранения господства в дальних воздушных баталиях, который упускают рядовые военные эксперты

И действительно, располагая многорежимными бортовыми АФАР-радарами AN/APG-77 с дальностью обнаружения цели с ЭПР 3 кв. м (эквивалентно истребителю Су-35С с ракетно-бомбовым «снаряжением» на узлах подвески) лишь порядка 270 км, истребители F-22A смогут обнаружить малозаметные Су-57 на удалении не более 153—160 км, уверенно входя в радиус перехвата дальнобойными управляемыми ракетами класса «воздух-воздух» Р-37М / РВВ-БД («Изделие 610М»), а также более передовыми перехватчиками «Изделие 180», о грядущей интеграции которых в боекомплекты строевых Су-57 стало известно в ходе международного военно-технического форума «Армия-2019». Ведь, по данным наиболее объективных и точных отечественных военно-технических информационно-справочных изданий missilery.info (ИС «Ракетная техника») и militaryrussia.ru, а также компетентных источников в государственном машиностроительном конструкторском бюро «Вымпел», дальность действия перспективных сверхдальнобойных УРВБ Р-37М и «Изделие 180» составит 280—300 и 170—180 км соответственно.

Между тем дальность действия ракет воздушного боя является далеко не единственным критерием в системе анализа противовоздушного / противоракетного потенциала данных изделий при работе по удалённым воздушным объектам. В частности, одним из наиболее весомых критериев применительно к дальнему воздушному бою / перехвату также являются лётно-технические характеристики ракет-перехватчиков. И здесь у РВВ-БД и «Изделия 180», к сожалению, не всё так гладко.

Так, являясь модернизированной версией и конструктивным аналогом управляемых ракет класса «воздух-воздух» большой дальности Р-33 и Р-33С, перспективная УРВБ Р-37М («Изделие 610М») сохранила внушительный спектр технологических недостатков, присущий вышеуказанным ранним модификациям. К данному перечню можно причислить огромное миделево сечение (порядка 0,113 кв. м) в совокупности с массой в 510 кг, а также посредственный конструктивный запас прочности (лимит нагрузки на силовые узлы планера изделия) порядка 20—22G. Вследствие этого даже в период работы РДТТ (выгорания твердотопливного заряда на начальном отрезке траектории) и полёта с максимальной скоростью около 6300 км/ч ракета РВВ-БД сможет осуществлять перехват цели, маневрирующей с перегрузкой не более 7—8G, в то время как цифровая ЭДСУ малозаметных истребителей F-22A, интегрированная в командные блоки БЦВМ на базе процессоров i960, может похвастаться наличием специализированного боевого режима, позволяющего пилоту осуществлять противозенитные манёвры с перегрузками 9,5 ед.

Что же касается лётно-технических / энергетических параметров сверхдальнобойных ракет Р-37М / РВВ-БД на терминальных участках траекторий (на удалении более 250 км от точек схода с узлов подвески носителей), где твердотопливные заряды двухрежимных РДТТ будут исчерпаны, а ракеты будут входить в плотные слои стратосферы и тропосферы на нисходящих ветвях траекторий, то они вряд ли обеспечат уверенный перехват не только маневрирующих с 9-кратными перегрузками «Рапторов», но и маневрирующих с 5—7-кратными перегрузками СКВП F-35B STOVL. Внушительное миделево сечение, увеличивающее аэродинамическое сопротивление Р-37М в плотных слоях стратосферы и тропосферы, а также «сухая» масса (с израсходованным топливом) порядка 300 кг поспособствуют галопирующему снижению скорости полёта ракеты-перехватчика с 5-4М до 1500 и даже 1300 км/ч, когда плоскости стандартных аэродинамических рулей окончательно утратят эффективность.

Следовательно, даже в случае заблаговременного пуска ракет РВВ-БД по «Раптору» либо в режиме HOJ (наведение на помеху; в случае задействования американским пилотом интегрированного бортового комплекса РЭБ), либо по данным СПО «сушки», запеленговавшей широкополосное LPI-излучение бортового АФАР-радара AN/APG-77, либо по целеуказанию от самолёта ДРЛОиУ А-100 или наземного многофункционального радиолокационного комплекса «Небо-М», вероятность перехвата будет оставаться крайне низкой ввиду низких лётно-технических качеств Р-37М на терминальном участке траектории.

Являясь потомками высокоманевренных ракет воздушного боя средней/большой дальности РВВ-АЕ/СД (Р-77/-1), более совершенные «Изделия 180» смогут похвастаться в 1,5 раза более высоким конструктивным запасом прочности, обеспечивающим располагаемые перегрузки порядка 30G, что позволит перехватывать цели, маневрирующие с перегрузками 12—15 ед. на удалении до 130—140 км. На данной дистанции малое миделево сечение корпуса «Изделия 180», способствующее снижению его баллистического торможения, позволит сохранить приемлемую скорость полёта (1,7—2М) для интенсивного «энергетического» перехвата F-22A.

Уход специалистов «Вымпела» от отлично зарекомендовавшей себя в проекте РВВ-АЕ (Р-77) концепции применения раскладных решетчатых аэродинамических рулей, обеспечивающих ракете угловую скорость разворота порядка 150 град./с с располагаемой перегрузкой около 35-40G, а также отсутствие каких-либо подвижек в доведении до ума интегрального ракетно-прямоточного двигателя КРПД-ТТ «371», позволяющего перспективной ракете воздушного боя сохранять высокую скорость полёта и маневренность на терминальном участке траектории, определённо не позволит «Изделию 180» заметно превзойти по ЛТХ американскую дальнобойную УРВБ AIM-120D, а также ещё более продвинутую европейскую ракету воздушного боя «Meteor» от оборонного ракетостроительного концерна MBDA. Применительно к последней осуществляются работы по конструктивной и программно-аппаратной интеграции в СУВ и внутрифюзеляжные отсеки вооружения истребителей F-35B Королевских ВВС Великобритании.

Логично предположить, что в дальних воздушных боях между российскими перспективными истребителями Су-57 и американскими и натовскими малозаметными истребителями F-22A и F-35A/B/C будет установлен паритет, продолжающийся до момента обретения оперативной боевой готовности перспективной дальнобойной управляемой ракетой воздушного боя РВВ-АЕ-ПД («Изделие 180-ПД»), программа разработки которой была заморожена в 2013 году.

Автор:
Евгений Даманцев