Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев в июле 2020 года подал документы на регистрацию в качестве кандидата на сентябрьских выборах. В отличие от многих своих коллег, Кондратьев честно идёт выбираться под знамёнами «Единой России» – сбивать избирателей с толку здесь сочли нецелесообразным.

А ведь совсем недавно Кондратьев называл «партию власти» мёртвой. На совещании в Армавире, не выключив микрофон, губернатор обсудил со своим ближайшим соратником и заместителем Андреем Алексеенко перспективы «Единой России». Алексеенко был категоричен: «Единая Россия» сдохла. Всё! Её не существует… по сути». Кондратьев – философичен: «Умерла так умерла». Этот диалог состоялся через два месяца после того, как «Единая Россия» взяла на краснодарских выборах 83% голосов. Вывод можно сделать единственный: Кондратьев прекрасно знает цену этим процентам – и точно теми же методами под флагом предельно запятнавшей себя партии будет обеспечивать краю свой второй губернаторский срок.

Филолог, юрист, чиновник

Как же он дошёл до жизни такой? Полезно вспомнить биографию фаворита выборов, тем более что его страницу в «Википедии» регулярно очищают от любой критики.

Согласно официальной версии биографии, мальчик с редким именем Вениамин родился 1 сентября 1970 года в городе Прокопьевске Кемеровской области. Кто и почему сделал его тёзкой Франклина и Нетаньяху, неизвестно: информации о родителях политика в открытом доступе нет, сам он охотно рассуждает о чём угодно, кроме этой темы. «По непроверенным данным – поздний ребенок» – вот и всё, что мы можем сказать.

В Кузбассе Веня не задержался – он называет себя «станичным мальчиком». По всей видимости, речь идёт о станице Динской близ Краснодара или её окрестностях, где, к слову, жил и первый «батька Кондрат» – Николай Кондратенко, губернатор Краснодарского края в 1997-2001 годах. Когда Кондратьев был ещё ребёнком, мечтавшим о карьере следователя, Кондратенко уже возглавлял Динский райком КПСС, то есть был фактическим хозяином района. Вопреки уверениям Ельцина и его идеологов, никакой смены власти в 1991 году не произошло, только смена хозяев собственности, не более того. Просто прогнившая советская номенклатура радостно перекрасилась в триколор, приватизировала страну и завещала её своим детям и внукам. Кондратенко, надо отдать ему должное, долго сопротивлялся, год провёл под уголовным преследованием за поддержку ГКЧП, но в итоге принял новые правила игры, вернулся во власть и стал одним из творцов духа современного Краснодарского края с его Кущёвской и Крымском.

Вот бы где пригодился романтичный Кондратьев-следователь! Но на краснодарский юрфак его не взяли – туда можно было поступить только после армии или двух лет работы в органах. Идти в армию защищать Советский Союз Вениамин не захотел, поэтому поступил на филологический факультет госуниверситета, на отделение журналистики. А через год, когда ограничения по приёму на юрфак были сняты, ухитрился поступить и туда. В 1993-м стал дипломированным филологом и преподавателем русского языка, в 1995-м – юристом. Армия и служба в низовых звеньях МВД благополучно прошли мимо, что было особенно актуальным во время противостояния с сепаратистами в Чечне.

Ещё не закончив филфак, Кондратьев начал работать в коммерческих структурах, а на выпускном курсе юрфака мы видим его уже в юридическом отделе управления делами администрации Краснодарского края – неплохо для студента, тем более что при трудоустройстве ему пообещали квартиру – первую, но далеко не последнюю. Едва защитив диплом, Вениамин оказался в правовом управлении краевой администрации на должности ведущего специалиста. Дальше – только вверх. Дельный, исполнительный, не задумывающийся о последствиях выполнения приказов – идеальный чиновник XXI века.

Дотянулся до имущества

Заместитель, первый заместитель начальника правового управления краевой администрации, глава отдела систематизации и правовой экспертизы нормативных правовых актов – это при Николае Кондратенко. Новый губернатор Александр Ткачёв привёл новую команду, но Кондратьеву это только пошло на пользу – за счёт расставания с людьми Кондратенко освободилось немало возможностей для продвижения. К тому же чиновник приглянулся главе ткачёвского аппарата Леониду Баклицкому: бывшему военному понравились поистине армейские деловые качества неслужившего чиновника и Баклицкий вскоре сделал Кондратьева своим замом. В мае 2010 года Баклицкого осудят на восемь лет за взятку, но к его кубанским делам это отношения не имело: в 2003 году Леонид Владимирович ушёл из администрации, а Кондратьев вскоре занял его место, став вице-губернатором по имущественным вопросам. По его словам, он пробовал сопротивляться, упирая на отсутствие опыта работы завхозом: «Я же юрист». «Будешь замом по правовым вопросам, но и имущество возьми к себе», – ответил Александр Ткачёв.

Губернатор Александр Ткачёв привёл новую команду, но Кондратьеву это только пошло на пользу. Фото: Михаил Метцель/ТАСС

От таких предложений не отказываются.

В 2006 году молодой чиновник зачем-то защитил кандидатскую диссертацию по мотивам своих неожиданных обязанностей. С ней получилось интересно: дважды выпускник Краснодарского госуниверситета почему-то не пошёл в альма-матер, а защищался в периферийном аграрном университете. Тема работы – «Осуществление и защита права государственной собственности субъектов Российской Федерации». В декабре 2016 года отец «Диссернета» Андрей Заякин говорил: «Мы её проверили, масштабных заимствований нет«. А три года спустя Telegram-канал с говорящим названием «Кубанский бес» сообщил, что 90% работы – копирование без ссылок, 7% – цитаты, оформленные надлежащим образом, и только 3% – собственно оригинальный текст. Проверка велась через сервис «Антиплагиат», её результаты вроде бы были выложены на сервис в Dropbox, но позже с него удалены. Что это было, реальное разоблачение или «клевещите, что-нибудь да останется», сказать сейчас сложно, но опровергать наветы в аппарате губернатора не стали.

Одиннадцать лет, с 2003 по 2014 год, отвечал Кондратьев за кубанское имущество. На всех документах, фиксировавших предолимпийский передел собственности, стоит его подпись, и эти документы ещё ждут своего исследователя.

Через Москву – в губернаторы

Понятно, что эта работа была видна на самом высоком уровне. И когда отгремела сочинская Олимпиада, грамотного специалиста пригласили в Москву, в Главное управление федерального имущества (не путать с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом – Росимущество). Он не отказался, тем более что при трудоустройстве ему пообещали квартиру – где-то эта формулировка нам уже встречалась.

Но всего через семь с половиной месяцев, когда после некоторой подготовки Кондратьев стал начальником управления и заместителем управделами Администрации президента, утомлённый Олимпиадой и утомивший избирателей Александр Ткачёв тоже переехал в Москву – поднимать сельское хозяйство в условиях возможного дефицита продовольствия из-за взаимных санкций. Двух кубанцев федеральная власть не выдержала – и Кондратьева отправили домой, в освободившееся губернаторское кресло.

Что он там делал, это отдельная песня, и мы обязательно напишем об этом отдельную статью.

Один только перечень уголовных дел, которые следственные органы возбудили против чиновников Кондратьева, – это целая книга. Юрий Гриценко, Лариса Чернова, Андрей Краснов (к слову, глава Росимущества по краю), Владимир Зверев, Ким Тертица, Анатолий Рыков, Сергей Юрин, Иван Бомбергер, Владимир Малов, Сергей Винарский, Николай Кравченко – все они и многие другие, от великого до смешного, хорошо знакомы с Кондратьевым, что совершенно не мешало им идти где на спорные, а где и на откровенно преступные шаги.

В апреле 2020 года достижения губернатора подробно перечислил «КоммерсантЪ»: судя по этой статье, Кондратьев – дар Господень Краснодарскому краю, а в очередь к мощам этого чиновного святого, долгих лет ему жизни, нужно записываться уже сейчас. С подчинёнными не повезло, расходы на госзакупках растут – это не иначе как тёмные силы мешают Вениамину Ивановичу творить добро. Остановимся лишь на одном из утверждений этого панегирика:

За пять лет население Краснодарского края увеличилось на 164 тыс. человек, или на 3%.

Посмотрим на рейтинг регионов по демографии за 2016-2018 годы – и мы увидим, что в крае наблюдается… естественная убыль населения. На самом деле при Кондратьеве кубанцы чаще умирают, чем рождаются! А весь прирост – исключительно миграционный, причём приходящийся фактически на два города – Краснодар (+103 тыс. чел. за пять лет) и Сочи (+54 тыс. чел.). К тому же к качеству миграции есть определённые вопросы, но о них позже.

Привлекательным для переезда Краснодарский край сделало его благоустройство к сочинской Олимпиаде, а никак не какая-то личная деятельность отца двух сыновей Вениамина Кондратьева. Вот если бы ему удалось добиться естественного прироста, желания людей рожать и воспитывать детей на Кубани, – был бы другой разговор.

Деньги и имущество

Формально Кондратьев – один из самых бедных российских губернаторов, его только что задекларированные 2,2 млн руб. за 2019 год – личный рекорд на этом посту (2,8 млн в 2015 году учитывают московскую зарплату на посту в Администрации президента). Конечно, по мере сил помогает супруга: с момента назначения Кондратьева её место работы не поменялось, а вот зарплата выросла с 309 тысяч до 778 тысяч рублей в год, и это всё равно очень мало по меркам чиновных жён.

Понятно, что раз в бюджете нет денег даже на приличный оклад губернатора, к расходам надо относиться особенно внимательно. Вениамин Иванович отменил бесплатный проезд на городском транспорте для пенсионеров, и только после активных протестов (и, вероятно, звонка из Москвы) вернул льготу, но лишь для тех, у кого пенсия не более 15 тысяч рублей. Имущество также не впечатляет: помимо просторной квартиры на 226 «квадратов», губернатор располагает лишь 6 сотками земли, 70-метровым домиком (ещё один похожий домик на 10 сотках – в пользовании) и потрёпанным уазиком 3159, «проживающим» в декларациях как минимум с 2015 года. Была ещё вазовская «семёрка», но она исчезла в 2017 году – может быть, именно по этой причине доход скромного губернатора вырос тогда на 58 тысяч рублей.

Но…

Та самая 226-метровая квартира – это служебное жильё Кондратьева в Москве, где, напомним, он проработал менее года. Ранее она числилась на балансе управделами президента, и, уволившись из организации в связи с переводом на другую работу, Кондратьев в принципе должен был освободить её для своего преемника. Однако не сделал этого.

В июле 2015 года элитное жильё в Большом Тишинском переулке (ЖК «Дом на Тишинке») оказалось в собственности Кондратьева. Колоссальный подарок за семь с половиной месяцев работы в федеральных органах власти!

Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров и губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев (слева направо) во время посещения Армавирского завода резиновых изделий (АЗРИ). Фото: Валерий Стурит/ТАСС

Однако недвижимость – это не только приятная собственность, но и налоги. По предложениям, опубликованным в базе Cian.ru, мы можем говорить о примерной стоимости жилья в этом доме в 800 тысяч руб. за метр и получить ориентировочную стоимость квартиры в 200 миллионов рублей, тогда как «Новая газета» ещё в 2016 году оценивала её даже в 250 миллионов. Ставка налога для недвижимости такого уровня в Москве составляет 0,3% от её кадастровой стоимости в год (за вычетом 20 бесплатных метров независимо от общей площади жилья), при этом недалеко тонкая красная линия в 300 миллионов, выше которой налог взлетает до 2,0%. Таким образом, теоретически Кондратьев должен платить в бюджет только за одну московскую квартиру около 550 тысяч рублей в год – четверть своего дохода. Как он выживает при таких расходах, решительно непонятно.

Судя по всему, налоговый урок пошёл впрок – существования роскошного поместья на площади в 46 гектаров в станице Динской с главным домом площадью 600 кв. м Кондратьев решительно не признаёт, однако и внятного ответа на вопрос, кто использует недвижимость, тоже дать не может. Людей, которые пытаются это выяснить, хватают непонятные охранники, не предъявляющие документов, – типичный кубанский стиль управления. Журналист Глеб Пьяных вообще знатный камушек в ботинке Кондратьева: если с «дворцом Грефа» он откровенно облажался, то опровергнуть его кубанские расследования пока никто не смог.

С Кличко и Януковичем

Губернатор-филолог славен своим красноречием. Это, видимо, наследственное в главном краснодарском кресле – и Кондратенко, и Ткачёв за словом в карман тоже никогда не лезли. У нынешнего губернатора, впрочем, свой стиль. Помимо меткого высказывания о единороссах, можно вспомнить легендарную заминку:

Мы – православный край. Мы – многоконфеци… конфици… конфессиаль… конфецисиа… анальный край!

Не говоря уж о неприличной заминке, губернатору стоило бы определиться, православный у него край или многоконфессиональный. Доля русских людей на Кубани (без учёта Адыгеи) постепенно снижается, но всё ещё остаётся существенно более высоким, чем в среднем по стране. Второе место занимает очень активная здесь армянская диаспора, религиозная часть которой придерживается близкой нам веры, третье – украинцы, пятое – греки, шестое – грузины, седьмое – белорусы. На момент последней переписи эти нации давали 95% населения края, о какой многоконфессиональности может идти речь? Хотя, конечно, усилия Кондратьева по привлечению мигрантов рано или поздно принесут свои плоды.

В январе 2020 года губернатор ещё раз попал в историю со своим языком – на сей раз он ярко охарактеризовал горы мусора на полигоне в Белореченске: «И просто растёт этот мусор, как Мамаев курган». Эта неуместная образность вызвала резкую реакцию в соседнем Волгограде. Извиняться губернатор не стал.

Потом он заявил об «обсеменении жителей края вирусом».

Тут же рассказал о том, что «историю делали либо творили люди… будущее тоже будут делать, создавать либо творить – от слова «тварь».

В общем, есть ровно один повод проголосовать за филолога во власти – с ним не скучно. Кубань и Малороссия – исторически одна территория, так что Янукович и Кличко обрели в лице кубанского губернатора достойного брата по разуму.

Если серьёзно, то кубанцам просто не за кого голосовать на выборах губернатора 13 сентября. Сама идея выборности лиц на эти позиции вызывает большие вопросы: голосовать нужно за тех, кого знаешь или можешь знать лично, а не за плакаты и проморолики. Ни одного серьёзного конкурента на эти выборы не заявилось: парламентские партии и «Партия роста» просто обозначили своё участие, а патриотическая и либеральная оппозиция даже не попытались заглянуть в краевой избирком. Все всё понимают. Кандидат от «сдохшей партии» полон сил, так что край ожидают ещё пять лет уголовных дел, бесконтрольной иммиграции да инстаграмских смешков.

Автор:
Михаил Мельников