Сегодня, 28 июля, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, в Русской Православной Церкви с относительно недавних пор празднуется День Крещения Руси. Но в чём же главные смыслы и уроки этого события более чем тысячелетней давности? И почему мы, русские люди XXI века, являемся плохими наследниками Святой Руси? Об этом и многом другом размышляет известный православный пастырь и проповедник, ведущий авторской программы «Святая правда» на телеканале Царьград, протоиерей Андрей Ткачёв.

Сегодня мы имеем надежду и возможность метнуться умом в далёкую историческую даль и постоять возле князя Владимира на той горе, под которой совершалось Крещение Руси, когда днепровские воды принимали в себя многих киевлян. Отцы и матери с детьми-грудничками на руках заходили в Днепр, одни священники читали по-гречески молитвы Оглашения и Крещения, другие – совершали троекратное погружение, третьи же – мазали миром выходящих на берег.

А в это время князь Владимир, уже крещёный, уже прозревший, познавший Бога истинного, как сам же и сказал, стоял, созерцая это зрелище и понимая, что он находится в переломной точке истории, когда времена сгустились и открываются новые перспективы. И он молился за этих людей, очевидно, как и рисуют его, воздевши руки к Небу. И нам донеслась эта молитва из летописных сводов, она имеет примерно такое звучание:

Боже великий, сотворивый небо и землю! Призри на новые люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побежю козни его!

Как я понимаю, он имел в виду не политических врагов и не армию супротивников, но самого дьявола, с которым вступил в ратоборство с тех пор, как омыл свои грехи и познал Бога истинного. Молитва святого князя прозвучала над крещенской водой, водой древнего Днепра-Борисфена. А вода, как говорят нам сегодня учёные, «помнит», имеет свойство реагировать на то, что произносится над ней и в ней, на то, что с ней происходит. И наверняка древний Днепр помнит это священное событие, как и всё остальное. А ведь именно там была эта княжеская молитва. Утверди люди, дай им познать тебя, истинного Бога, как познали тебя другие народы христианские. И веру в них утверди правую и несовратную, то есть неотметную, невозвращающуюся обратно к языческому заблуждению. Это очень важные слова.

Вообще, очень интересно, что просили великие люди для людей, которых очень любили, для своего народа. Мне очень близка сердцу молитва святого Николая (Велимировича), епископа Жичского и Охридского, где он просит для сербского народа три вещи: «Дай Боже, чтобы народ наш умножился, сложился и обожился». Иными словами, стал больше в числе, был един и принял освящение. То есть знал Бога и освятился от близости к Господу.

Это вполне можно расценивать как молитву за любой христианский народ. Потому что мы умаляемся. Через естественную убыль, через беззаконную убыль в виде абортов, проклятую вещь, которую нельзя перестать ругать. Пока мы хлюпаем по крови убиенных младенцев и всем миром собираем для одного больного ребёнка пять миллионов рублей для операции в Америке, в это же время преступным образом молчим о том, что в ту же секунду убиваются тысячи таких же маленьких детей в клиниках, тихонечко, по умолчанию. Такой заговор молчания.

Мы мало рожаем, но много умираем. Умираем от некачественного алкоголя. Умираем от хулиганства на дорогах, от превышения скорости, молодёжь умирает от передоза, от наркотиков. Поэтому первая просьба – «дай нам умножиться», увеличиться, то есть не исчезать, но укрепиться в числе и умножаться. А потом – сложиться, то есть соединиться. Потому что мы рассеянный народ. Раньше были рассеяны только евреи, потом армяне и греки рассеялись по всему миру из-за известных событий.

Русские же стали рассеянными после раскола XVII века и революции 1917 года: сколько их разметала эта рука истории по всем континентам! Мы – разделённый народ, который фактически присутствует – через язык, через молитву, через свои труды, через грехи и праведность, через всё человеческое – на всех континентах, на всех меридианах и всех широтах. Дай Бог нам быть всем едиными, через Литургию, через Церковь. Можно жить где угодно, но если ты в храме на Литургии и в молитве, если знаешь живущих на Небесах и обращаешь к ним свои просьбы, то находишься в одной и той же семье.

И, наконец, просьба «обожиться», освятиться, принять от Бога благословение и знать Господа. Если бы князь Владимир был богословски образован, читал книги (а к тому времени это была большая редкость – читать, иметь библиотеку, – это уже потом сын его, Ярослав Мудрый, создал в Киеве первую библиотеку), он бы тоже, наверное, попросил что-то такое. Он бы вычитал готовую молитву над своим народом. Но произнёс то, на что его и его сердце подвигнул Сам Бог.

И наша сегодняшняя задача – исполнить завещание князя Владимира, чтобы мы знали единого, истинного Бога, творца неба и земли, всего видимого и невидимого. Чтобы мы имели веру твёрдую и несовратную. Веру правую, твёрдую и не обращающуюся вспять. Не шатающуюся вправо и влево. Это, собственно, и есть завет покаявшегося князя. Князь наш не был свят от утробы, как, например, Иоанн Креститель. Князь наш свят покаянием. А это самое важное для всех людей во все времена, со времён проповеди, собственно, того же Крестителя: «Покайтесь, приблизилось бо Царство Небесное». И этот святой через покаяние великий князь молится о нас, и звуки молитв его, рассеянные в воздухе, звучат и доныне.

Утверди Боже, новый народ твой, да познают тебя, как прочие христианские народы, и дай им, Боже, веру твёрдую и несовратную. А мне помоги на злого супротивника. Аминь. С праздником!