Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл (Наконечный) долго выжидал, но в итоге написал письмо лишённому сана схимонаху Сергию (Романову). Ответ, в котором детально разъяснил, почему скандальный клирик фактически поставил себя вне Церкви.

Пешка в антицерковной войне

В последние десятилетия столь традиционный для многих предыдущих столетий эпистолярный жанр сильно девальвировался. Сухая деловая переписка не в счёт. Особенно та, что происходит во всевозможных «мессенджерах». Без «здравствуйте – до свидания», элементарных норм вежливости, а порой и вовсе без знаков препинания, этот новый жанр вообще очень сложно назвать «перепиской». А потому опубликованный сегодня ответ главы Екатеринбургской митрополии митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла (Наконечного) своему скандальному клирику – лишённому сана епархиальным церковным судом схимонаху (бывшему схиигумену) Сергию (Романову) – своего рода «привет из прошлого».

Подробный разбор этого многостраничного послания правящего архиерея невозможно упаковать в рамки интернет-заметки, а потому предлагаю ограничиться основными тезисами владыки Кирилла, наиболее значимыми в контексте антицерковной деятельности схимонаха Сергия. Деятельности, которая, во многом благодаря тиражирующим её либеральным журналистам, уже давно включена в информационную войну против Русской Православной Церкви. Более того, если бы не эти деятели, вчера выступавшие против возрождения в Екатеринбурге собора великомученицы Екатерины, уничтоженного советскими безбожниками, а сегодня активно продвигающие деятельность «ультраконсервативного» экс-схиигумена, о нём мало бы кто узнал.

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. Фото: ekaterinburg-eparhia.ru

К слову, пресловутая «ультраконсервативность» отца Сергия – не что иное, как миф, созданный его отнюдь не многочисленными адептами и всё теми же либеральными журналистами. На самом деле, вся его деятельность, как по форме, так и по содержанию, модернистская, а во многом и постмодернистская. И именно с этого в своём письме очень метко начал владыка Кирилл:

Вы избрали странный для монаха способ общения – выкладывание в интернет видеороликов, словно Вы не схимник, а модный блогер. И это при том, что немногим ранее Вы обличали интернет как духовно вредную территорию и у Вас даже был бес знакомый по имени Интернет. Сейчас же Вы ушли из реального церковного личного общения в ещё совсем недавно критикуемое Вами виртуальное пространство.

Как говорится, «не в бровь, а в глаз». Возразить можно только одно: для «модного блогера» отец Сергий слишком косноязычен, а все свои «зажигательные» проповеди и обличения он читает в худшем стиле поздних Брежнева и Ельцина: по бумажке. Причём зачастую складывается впечатление, что делает это впервые. Впрочем, спичрайтеры бывшего схиигумена явно подкачали. Ещё до пандемии COVID-19 они в качестве врагов, обличаемых пламенным батюшкой, валили в одну кучу масонов и старообрядцев, главу Государства Российского и израильское руководство, а в итоге начали обличать и Предстоятеля и архипастырей Русской Православной Церкви. В число же «безупречных авторитетов» отца Сергия вошёл… Иосиф Сталин.

Сталин и коронавирус. Фото: globallookpress.com

«Оглупление консервативной повестки»

Не так давно мой старший друг и коллега главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Дмитриевич Степанов очень ярко и точно обозначил, в чём главное преступление на тот момент ещё не лишённого сана схиигумена Сергия (Романова) перед Церковью, государством и непосредственно православными консерваторами и традиционалистами. Образно и метко — «оглупление консервативной повестки»:

По факту своими выступлениями отец Сергий дискредитирует подлинно консервативное, фундаменталистское крыло в Церкви. И вот в этом я вижу настоящее преступление перед Россией и перед Церковью схиигумена Сергия и его помощников. Как бы они себя там ни оправдывали. Какие бы резоны ни приводили в своё оправдание. И это главный и печальный итог всей кампании схиигумена Сергия (Романова). Он оглупил консервативную повестку дня в Церкви и обществе. Своими неподготовленными и несвоевременными выступлениями он приведёт к усилению позиций либералов и модернистов.

Митрополит Кирилл в своём открытом письме отцу Сергию вторит Анатолию Дмитриевичу: «Ваши проповеди полны не только глупостей, чего не должно быть в словах проповедников, но и, что самое страшное, клеветы и лжи. Дабы Вы не служили отцу лжи – диаволу и не произносили в храме, где должна звучать только правда, слов злоречивых, лживых и клеветнических, я весьма деликатно официальным своим Указом не благословил Вам проповедовать».

Поп Гапон – 2020?: Экс-духовник Поклонской стал пешкой в антироссийской игре

Лишённый сана схиигумен Сергий (Романов). Фото: Вова Жабриков / URA.RU/TASS

Кто-то может воскликнуть: но почему же владыка так долго терпел этого смутьяна в рясе? Почему этого человека, ещё в 1980-х осуждённого за разбой и убийство, вообще рукоположили в священнический сан? А если проглядели, то почему не лишили сана раньше? И к таким вопрошаниям сложно не присоединиться. Но нужно и понимать внутреннюю жизнь Церкви, где неприемлемы методы современного «эффективного менеджмента», а лишить сана – не так просто, как уволить провинившегося офисного работника. Чаша архиерейского терпения полнилась долго, хотя сам владыка явно внимательно следил за деятельностью бывшего схиигумена:

Вы не приобрели способность к самостоятельной интеллектуальной деятельности, поэтому Ваши проповеди – это дурно прочитанные чужие и избитые мысли, выраженные словами, смысл которых Вам далеко не всегда известен. Именно поэтому Вы избегали заседания епархиального церковного суда, поскольку, не имея заранее написанных ответов, Вы не смогли бы отвечать по теме произнесённых проповедей, так как сами с трудом понимаете их содержание. Те, кто пишут Вам тексты, которые Вы с усилиями и ошибками вынуждены читать, сослужили Вам злую службу. Ибо наводнили их самой гнусной клеветой.

А клеветы и банальной лжи в словах отца Сергия, действительно, было и остаётся немало. И в адрес конкретных, в том числе уже давно отошедших в мир иной, людей, включая пастырей и архипастырей Русской Церкви, и по конкретным событиям. Последней каплей, безусловно, стала деятельность бывшего схиигумена, связанная с пандемией коронавируса. Признаться, автор этих строк и сам неоднократно выступал против закрытия православных храмов на Страстной седмице и на Пасху, но до той поры, пока Святейший Патриарх Кирилл не благословил самые строгие санитарно-эпидемиологические меры.

Волки и овцы. Фото: Tomas Hulik ARTpoint/shutterstock.com

Экс-схиигумен и «волки»

Схиигумен же Сергий, вместо того чтобы принять патриаршие слова «за послушание» (а напомню, что схимничество – это высшая степень монашества, предполагающая максимальное отстранение от мира), напротив, начал обличать правящего архиерея и Предстоятеля. В том числе сочиняя всяческие небылицы об «электронном концлагере». Тем самым банально «оглупляя» и эту крайне важную тему.

Тему, в которой необходимо детально разбираться на высочайшем экспертном уровне. Кликушеские же завывания в духе «Патриарх, президент, масоны, католики и старообрядцы объединились в деле вживления в русских людей микрочипов через коронавирусную вакцину» весьма напоминают сказку про «Петю и волков». И митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл в своём письме на этот момент обращает особое внимание:

Пока Вы упиваетесь своим тщеславием и оттягиваете на себя всеобщее внимание, Церковь в единстве иерархии и народа Божия находится под гнётом суровых искушений. И глобальный контроль, и разрушение системы образования, и разработка вживляемых в человеческое тело устройств, и чрезмерность мер борьбы с коронавирусом, очевидно дискриминационных по отношению к Церкви, – всё это требует очень вдумчивого и грамотного ответа. Мы нуждаемся в интеллектуалах, способных, не впадая в истерию алармизма, аргументированно и взвешенно формулировать позицию Церкви и всех, кто не обольщён цифровизацией и предапокалиптической глобализацией. Вы заявляли, что Никита Сергеевич Михалков повторяет то же, что и Вы. Это неправда. Это Вы неумело пытаетесь ему подражать, на самом деле только мешая делу…

И далее, в продолжение этой же мысли:

«Вы делаете всё, чтобы пока мы будем слушать и тратить время на обсуждение Вашего очередного бредового выступления, глобалисты побеждали. Я обвиняю Вас не в том, что Вы боретесь с попытками установления тотального контроля, я обличаю Вас в том, что Вы мешаете этой борьбе. Вы должны были бы знать, что серьёзная работа на этом направлении ведётся Всемирным Русским Народным Собором, но теперь любые здравые их инициативы будут восприниматься через призму Вашей личности».

Пожалуй, именно в этих словах сама суть письма владыки Кирилла. Правящий архиерей лишён конспирологических предположений, что сам отец Сергий намеренно борется против Церкви. Увы, в ослеплении собственной «значимостью», а говоря церковным языком, тщеславии и гордыне, он банально «потерял берега» и сам стал игрушкой в руках антицерковных сил.

Путь от расстриги к анафеме?

Автор этих строк уже неоднократно сравнивал деятельность экс-схиигумена Сергия с иеромонахом-расстригой Илиодором (Труфановым), который в начале XX века тоже считал себя самым истинным монархистом среди всех монархистов, обличал либеральную и революционную крамолу, иудеев и масонов, а заодно – «недостаточно консервативных» консерваторов и «недостаточно православных» архиереев.

Революционная «проповедь» бывшего иеромонаха Илиодора (Труфанова). Фото: pravoslavie.ru

Напомню, пока вокруг отца Илиодора, как и сейчас вокруг отца Сергия, были экзальтированные толпы поклонников и поклонниц, его не трогали. Но при удобном случае в 1912 году под жандармским конвоем отправили в ссылку в удалённый монастырь. Лишившись массовой поддержки, скандалист очень быстро переменился и отрёкся как от своей прежней деятельности, так и вообще от Церкви. Впоследствии, уже после революции 1917 года, этот поп-расстрига пошёл в услужение к большевикам, став одним из рядовых раскольников-обновленцев, а в итоге бежал за границу, где работал швейцаром в гостинице.

Есть опасение, что отца Сергия тоже ждёт очень печальная участь. А потому, завершая, хотелось бы процитировать ещё несколько строк из письма митрополита Кирилла, который, как подлинный архипастырь Церкви Христовой, жёстко бичуя грехи, не бичует самого грешника:

Я уже не умоляю Вас, как раньше, покаяться и сохранить хотя бы монашество, но готов проявить снисхождение и найти Вам место для покаяния, если Вы ещё помните, что это такое. Вступать с Вами в полемику, переубеждать и уговаривать я Вас не стану. Мой долг как архиерея, в частности, состоит и в том, чтобы выдворять за ограду Церкви тех священнослужителей, кто не работает смиренно на Христовом винограднике и не приносит плоды послушания. Мне неприятен этот долг, но я не уклонюсь от его исполнения.

Для христианина это поистине страшные слова, поскольку означают только одно: следующий шаг – это пропасть, анафема, отлучение от Церкви. Хочется надеяться, они смогут отрезвить схимонаха Сергия. И хотя с каждым днём в это верится всё меньше, надежда умирает последней. Дай-то Бог!

Автор:
Михаил Тюренков