Мэр Москвы так высказался в поддержку Конституции, что вызвал недоумение самых благонамеренных и лояльных граждан. За последние три месяца он сделал всё, чтобы в нём разочаровались рядовые граждане. А теперь ещё и обесценил голосование за поправки в Конституцию. Захотел окончательно разочаровать Путина?

Помните старинную «рекламу двигатель торговли» с лозунгом «иногда лучше жевать, чем говорить»? Я тоже не помню, что именно тогда рекламировали. Но фраза настолько хлёсткая получилась у тогдашних копирайтеров, что вошла в золотой фонд русского языка. Наряду с афоризмами Козьмы Пруткова и Виктора Черномырдина. Иначе и быть не могло, так как слишком много вокруг людей, которым лучше бы помолчать, чем высказываться невпопад и косноязычно.

К великому прискорбию, среди этих людей намедни оказался и мэр Москвы Сергей Собянин, решивший разъяснить гражданам необходимость голосования за поправки к Конституции.

Почему он решил этим заняться, понятно – как глава самого большого субъекта федерации, он отвечает за организацию голосования. По правилам российской внутренней политики, официально он отвечает, конечно, только за то, чтобы голосование проходило без сбоев и нарушений. Москва в этом смысле ещё и экспериментальная площадка, город, в котором будет в полном объёме реализована возможность удалённого голосования и электронного голосования через портал Госуслуги. Вопросов по организации много, возможностей для нареканий тоже много, странно было бы, если бы градоначальник не волновался. Тем более что, хотя формально явка граждан на избирательные участки – это в полной мере ответственность самих граждан, неофициально все понимают, что за уровень явки отвечает высшее должностное лицо региона – то есть в данном случае мэр Москвы. Ну а совсем неофициально, но, опять же, для всех очевидно, губернаторы отвечают и за результат голосования. Уж во всяком случае те губернаторы, которые назначались президентом и считаются его опорой.

Что это означает? Это означает для мэра Москвы, как и для любого другого избранного руководителя региона, необходимость положить свой авторитет, свою популярность на чашу весов. В самом деле, вот вы голосовали за этого политика, благодаря вашему голосу он одержал победу на выборах. Вот через два года этот политик призывает вас проголосовать за изменения в основном законе страны. Если предположить, что вы колеблетесь, идти ли голосовать, сказать «да» или «нет», его мнение должно стать для вас важным, может быть, даже решающим аргументом.

Правда, что касается данного конкретного политика, то в последние три месяца он, конечно, сделал все, чтобы его избиратели в нём разочаровались. Карантинные меры в Москве частично были абсурдными сами по себе, а частично ещё и получали абсурдные объяснения. Они так надоели москвичам, что в конце концов стали массово нарушаться, причём ни у кого не повернётся язык осуждать людей. Ну чего ради держать до сих пор закрытыми спортивные площадки во дворах? Почему в парках можно гулять, но мороженое в нынешнюю безумную жару в выходные всё ещё можно было купить только за воротами?

Вчерашняя стихийная дискотека на Кузнецком мосту, конечно, нарушение запрета на проведение массовых мероприятий, но, ей-богу, у меня рука не повернется написать, что этих молодых людей надо оштрафовать или хоть предупредить о чём-то. О чём предупреждать? О том, что жизнь не должна продолжаться, потому что мэр против?

Собянинские высказывания по поводу массовых мероприятий вообще могли бы стать темой отдельного анализа. Вероятно, из лучших побуждений, но мэр делает заявления, которые москвичам плохо понятны. Как рекомендация воздержаться от прогулок 24 июня, например. Нельзя пойти смотреть исторический парад? Нельзя прикоснуться к событию, которое никогда больше не повторится на памяти живущих, потому что никогда больше такого парада, день в день, час в час, как в 1945-м, не будет? Потому что существует небольшая опасность заболеть? Что, бОльшая опасность, чем проехавшись в метро или в раскалённом от жары автобусе в час пик? Товарищ градоначальник, вы это всё сейчас серьёзно?

самоизоляцияКарантинные меры в Москве частично были абсурдными сами по себе, а частично ещё и получали абсурдные объяснения. Фото: Александр Авилов / АГН «Москва»

Раздражение – основа эмоционального отношения москвичей к своему градоначальнику в эти дни. И вот на этом фоне мэр решает высказаться по важнейшему политическому поводу. Агитирует лично за поправки к Конституции. Говорит явно не по написанному, не зачитывая созданный профессионалами формально правильный текст, а своими словами. Подыскивает важные аргументы. От сердца прямо. Я не шучу – чувствуется, что сказанное было плодом личных глубоких раздумий и переживаний.

Плод оказался… Странноватым на вкус.

Во-первых, мэр сказал, что поправки не имеют глобального значения. Как, простите? Ладно, про отношение Собянина к вере в Бога все узнали накануне Пасхи. Но. Примат российского суверенитета над международными обязательствами не имеет серьёзного значения, это проходное решение? И закрепление минимального размера оплаты труда не важно? И единство государства так, риторическая фигура? И государствообразующий русский народ не имеет значения? Тогда зачем голосовать-то? Мелкие, незначительные вопросы. Расходимся.

Во-вторых, он уподобил голосование о поправках в Конституцию «даже не референдуму 93-го года», а референдуму за сохранение Советского Союза. «Большинство россиян, украинцев, казахов высказалось за сохранение СССР, но дальше это никуда не пошло». Так. Понятно. Товарищ Собянин имеет в виду, что голосование граждан никакого значения не имеет? Или какую мысль он пытался, но не смог сформулировать?

В-третьих, сразу за этим сообщил, что мы голосуем за важнейшие решения о суверенитете и территориальной целостности, которые «поставят точку в дискуссиях по поводу Курил и Севастополя». Вот с этим невозможно не согласиться, но тогда к чему и почему были два предыдущих высказывания? Важно или не важно решение граждан 1 июля? Что думает об этом товарищ Собянин?

референдумСобянин сказал, что поправки не имеют глобального значения. Фото: Zamir Usmanov / Globallookpress

В-четвёртых, пустился в рассуждения об обнулении президентских сроков, заметив, что ещё неизвестно, будет ли Владимир Путин участвовать в выборах в 2024 году. И это рассуждение опять возвращает слушателей к мысли о неважности голосования.
Для сторонников Путина и его противников возможность для него остаться у власти – ключевой момент. И причина для голосования. Главная причина. Это голосование вообще, по большому счёту, референдум о поддержке Путина и его политики.

Содержание этой политики как раз и сформулировано в поправках к Конституции. Если вы за Путина – вы за это, за суверенную великую державу, притом социальное государство. Если вы против Путина (на что у вас есть гражданское право), то вы, стало быть, против именно этой его политики, другой он не проводит. За или против вы того, чтобы Путин продолжался? Это и есть единственный, да или нет, вопрос референдума. И тут выходит московский градоначальник, стройный как кипарис, главный выразитель воли президента для 15 миллионов сограждан в столице страны и со всей силой своего авторитета говорит: да ну, ерунда какая. Это не главный вопрос. Не об этом надо думать.

Понятно, почему он так делает. Потому что боится, что противников у Путина уже настолько много и они так возмущены «обнулением», что вот-вот торпедируют референдум. Надо их успокоить, объяснить им, что ничего страшного, может, он ещё и не останется. А сторонники как же? А мэр в них не верит, я полагаю.

«Товарищ Собянин выхолащивает важнейший политический вопрос, не понимает сложности момента, в конечном итоге аполитично рассуждает и льёт воду на мельницу врага». Так сказали бы о его выступлении лет 75 назад. И сделали бы оргвыводы. А может быть, и не только «орг». И были бы, между прочим, совершенно правы.

Автор:
Андрей Перла