На протяжении всего 2019 года чиновники из Минтруда доблестно оформляли межведомственный госдоклад «О положении детей и семей, имеющих детей, в РФ», который был размещен на сайте ведомства 18 декабря. Этот объемный документ (400 страниц 14 кеглем) остался вне поля зрения широкой родительской общественности и СМИ, хотя изложенные в нем факты и сделанные выводы представляют собой площадку для формирования будущего наших детей, а значит – и всей России. «Катюша» обязательно будет анализировать различные тезисы данного доклада, а сейчас мы акцентируем внимание читателей на одной его теме – цифровизации российского образования.

Программная и аппаратная оцифровка обучения, внедрение проектов МЭШ/РЭШ/Цифровая образовательная среда давно и не без основания беспокоят родительскую общественность. Наше издание опубликовало серию материалов по данной теме – со ссылками на мнения об электронной школе профильных экспертов от науки, образования и медицины. Минздрав и Роспотребнадзор сначала вроде бы обещали прислушаться к мнению родительского и экспертного сообщества, привлечь к всесторонней экспертизе МЭШ спецкомиссию ученых РАН. Однако их последние по времени ответы на запросы общественников откровенно разочаровали: в ответ на просьбы дать отчет о конкретных результатах проведенных научных исследований (факты исследований были ранее анонсированы самими ведомствами) и принять объективное решение о целесообразности этого эксперимента, от органов власти пришли отписки, не содержащие никакой новой информации. Таким образом, чиновники наглядно показали – им нет дела до здоровья подрастающего поколения и они намерены продолжать цифровизацию образования ударными темпами.

В этом контексте заслуживает особого внимания часть доклада о положении детей в РФ в 2018 году, посвященная российской электронной школе. Он выдержан в хорошо знакомом нам духе – никаких негативных моментов, вреда здоровья, отсутствия СанПиНов по внедряемым в школе интерактивным компьютерным технологиям вы там не найдете. Приводим развернутую цитату из документа:

«Планом основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, предусмотрено обеспечение в 2018 году функционирования открытой информационно-образовательной среды «Российская электронная школа».

В 2018 году завершена реализация ведомственной целевой программы «Российская электронная школа» (далее – РЭШ). РЭШ является завершенным курсом интерактивных видеоуроков по всей совокупности общеобразовательных учебных предметов, полностью соответствующего ФГОС и примерной основной образовательной программы основного общего образования, построенного на основе передового опыта лучших учителей России и размещенного в открытом доступе в интересах всех обучающихся, в том числе детей с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями (одаренные дети, дети-инвалиды, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому и в медицинских организациях, обучающихся в форме семейного образования и (или) самообразования; обучающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа и обучающихся, проживающих за пределами Российской Федерации, в том числе соотечественники за рубежом).

В целях разработки авторской методики преподавания учебных предметов для 1-4 классов и 10-11 классов сформированы педагогические коллективы по всем учебным предметам начальной школы, а также разработаны 44 авторские рабочие программы. В целях разработки дидактических и методических ресурсов подготовлены учебно-методические образовательные ресурсы, включающие 88 рабочих программ и 3 007 интерактивных видеоуроков, в том числе 44 программы и 1 675 уроков по предметам 1-4 классов и 44 программы и 1332 урока по предметам 10-11 классов.

Экспертиза материалов осуществлялась ГАОУ ВО «Московский Городской Педагогический Университет» и ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений».

В ноябре 2018 года проведена апробация разработанных материалов в 84 субъектах Российской Федерации, по итогам которой зафиксировано достижение запланированных значений целевых индикаторов ведомственной целевой программы РЭШ. Так, доля общеобразовательных организаций, использующих элементы открытой информационно-образовательной среды РЭШ, составила 31% (запланированный показатель – 15%), педагогических работников – 18% (запланировано 18%), обучающихся с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями, реализующих право на получение образования – 20% (запланировано 20%).

С 2019 года работа по цифровизации деятельности образовательных организаций осуществляется в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование»».

Итак, мы видим перечисление до умиления позитивных сведений о том, что «интерактивные видеоуроки» – то есть даже не онлайн-, а оффлайн-курсы, предлагается внедрять с первого класса, причем они якобы универсальны и полезны для развития всех детей – и одаренных, и инвалидов, и находящихся на семейном обучении. Идея такого «образования» предельно проста и понятна – можно серьезно сэкономить деньги на живых педагогах, записать один раз видео с электронным контентом и затем постоянно «крутить» его детям. Никакого живого общения с учителем, диалогов в классе вроде как и не нужно. Весь «индивидуальный» подход к ученику заключается в специфике скачанного вами курса, ну а если что-то не понятно – вперед, к самообразованию.

Показательно, что в докладе приводятся целевые индикаторы внедрения РЭШ в школах, проценты применения этих «интерактивных уроков» в школьном образовании по всей стране. То есть речь идет о всяческом поощрении перехода на эту технологию, о ее популяризации среди педагогов и учеников, и о том, насколько выполнен заданный самим же Правительством план. О том, насколько эффективно такое «образование» по сравнению с традиционным школьным уроком с учителем, каков реальный уровень знаний активно использующих инновации РЭШ школьников, в докладе не сказано ровным счетом ничего. Как не сказано и о том, что интерактивность данного процесса достигается через постоянное облучение глаз и всего организма детей огромными ЖК-панелями, планшетами и Wi-Fi-излучением, о вреде которых на официальном уровне пока также ничего не заявляется (хотя тот же Роспотребнадзор уже официально признал серьезный вред от использования смартфонов – для детей и взрослых – и дал рекомендации по его минимализации).

Представители власти на самом высоком уровне продолжают игнорировать противников цифровизации обучения и делают все для воплощения в жизнь концепции форсайтщиков-трансгуманистов. На ежегодных «образовательных интенсивах», организуемых АСИ, Российской венчурной компанией, Институтом НТИ и прочими теневыми управленцами «цифровой трансформации» страны, они прямо рассказывают о том, что вскоре судьба человека будет определяться с пеленок «искусственным интеллектом» на основе собранного персонального «цифрового следа» – т.е. заранее расписанными социнженерами алгоритмами. Традиционное общее фундаментальное образование в классах останется привилегией касты «избранных», тогда как плебс будет жевать подсунутый ему суррогат «цифрового обучения».

Для транснацкорпораций такой расклад просто идеален – ведь они становятся главными заказчиками образования и «человеческого капитала» в глобальном, транспарентном обществе будущего. Логично предположить, что давно продвигаемая либерал-глобалистами ориентация на проектный подход в обучении как раз и является основой «трансформации» всего государства, которое вскоре совсем «уйдет с рынка» и не будет мешать большому международному бизнесу управлять страной по своим корпоративным понятиям. В реализации проекта МЭШ в Москве прямо заинтересована корпорация Cisco и другие ТНК-игроки, для которых наши школы и университеты – всего лишь отличный рынок сбыта своей электроники. Об объективных интересах детей здесь никто не думает.

На прошлогодней международной конференции в Москве «Новые возможности мониторинга в образовании» с участием мэра Сергея Собянина, высокопоставленных чиновников, представителей Рособрнадзора выступающие на полном серьезе заявляли вот такие инициативы:

«Продвинутая технология распознавания речи с использованием нейросетей позволит проводить устные экзамены в электронной форме».

При этом ответственные за наше благополучие органы вообще не рассматривают вопрос – кем же вырастут дети после таких асоциальных экспериментов, взаимодействую большую часть своего учебного времени с машиной, а не человеком? (частичный ответ на это недавно дал доктор Курпатов на бизнес-завтраке Сбербанка в Давосе – см. наш материал ). Уже сейчас предлагается ввести систему биометрической слежки за эмоциями школьников-выпускников на ЕГЭ, а дальше – больше. Очевидно, что профессия учителя в таком контексте станет совершенно «штучной» и доступной лишь «элите», но ведь каждый ребенок или обучающийся является личностью, имеющей полное и неотчуждаемое право на общение и взаимодействие с себе подобными, а не с бездушной железкой! В самый ответственный период жизни, когда происходит формирование личности, закладывается фундамент психоэмоциональных и коммуникационных качеств человека его безальтернативно принуждают обучаться при «помощи» аппаратно-программного комплекса. Очевидно, что сам подход является асоциальным, варварским и грубейшим образом умаляющим достоинство человека (ст. 21.1. Конституции РФ: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления»).

Добавим к этому грубое нарушение лоббистами статей 41.1. («Каждый имеет право на охрану здоровья») и 42 Конституции («Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду») и отметим еще раз, что спасение будущих поколений находится в наших собственных руках. По данной ссылке можно скачать образец заявления против электронной школы, который все неравнодушные могут использовать для донесения своей позиции органам власти.

РИА Катюша