В реальной жизни случаются истории, перед которыми тускнеют голливудские блокбастеры и придуманные киногерои. Именно такое событие произошло 8 февраля 1945 года, когда из фашистского секретного концлагеря бежала группа советских военнопленных на немецком самолёте, который пилотировал лётчик-истребитель Михаил Девятаев.

Старший лейтенант Михаил Девятаев

Старший лейтенант Михаил Девятаев

Старший лейтенант Михаил Петрович Девятаев служил в дивизии истребителей Александра Покрышкина и имел на своём счету 9 сбитых немецких самолётов. 13 июля 1944 года в воздушном бою над Львовом истребитель Девятаева был подбит, а он сам выбросился с парашютом, попал на территорию занятую гитлеровцами и раненым был взят в плен. Лётчика отправили в концлагерь под Лодзью, откуда он попытался бежать. Побег оказался неудачным, и Девятаева перевели в лагерь смерти Заксенхаузен.

Лагерь смерти Заксенхаузен

Лагерь смерти Заксенхаузен

Вспоминая об этом периоде жизни, он писал: «Как выжил, не знаю. В бараке – 900 человек, нары в три этажа, 200 гр. хлеба, кружка баланды и 3 картофелины – вся еда на день и изнурительная по тяжести работа». Здесь он бы неминуемо погиб, но лётчику помог один из заключённых, работавший парикмахером. Накануне в лагере умер школьный учитель Григорий Никитенко, и парикмахер заменил его нашивкой нашивку смертника на лагерной робе Девятаева. Под чужой фамилией советский лётчик попал на работы в секретный немецкий концлагерь Пенемюнде, расположенный на острове Узедом в Балтийском море. Здесь с 1937 года находился ракетный центр Третьего рейха, включавший полигон и подземные сооружения. Гитлеровцы совершенствовали своё «Оружие возмездия» – баллистические ракеты «Фау-2», разработкой которых занимался инженер Вернер фон Браун. Впоследствии его вывезли в США союзники.

У Девятаева возник дерзкий план угнать вражеский самолёт и на нём бежать из плена. «Рёв самолётов, их вид, их близость с громадной силой всколыхнули мысль о побеге», – напишет он потом в одной из своих книг.

Испытание ракеты Фау-2

Испытание ракеты Фау-2

Для успешного побега нужна была группа заключённых, и советский лётчик стал искать товарищей, готовых участвовать в этом. Он познакомился с пехотным лейтенантом Иваном Кривоноговым и артиллеристом Владимиром Соколовым, которые планировали побег с острова на лодке. Михаил Девятаев убедил их бежать на самолёте, а сам начал изучать обломки и приборные панели на свалке возле аэродрома. Постепенно к группе присоединились ещё семеро военнопленных, которые работали на аэродроме. Азы управления немецким самолётом Девятаеву невольно помог узнать вражеский пилот. «Случай помог проследить операции запуска. Однажды мы расчищали снег у капонира, где стоял «Хейнкель». С вала я видел в кабине пилота. И он заметил моё любопытство. С усмешкою на лице – смотри, мол, русский зевака, как легко настоящие люди справляются с этой машиной, – пилот демонстративно стал показывать запуск».

Девятаев выбрал для побега «Хейнкель-111» с вензелем «Г.А.» на борту, который наиболее часто отправлялся на задания. После каждого взлёта машину вновь заправляли, чтобы она была готова к выполнению следующего полёта. Утром 8 февраля две группы заключённых направились на аэродром. Иван Кривоногов ликвидировал конвоира, и военнопленные проникли в самолёт, расчехлили моторы и подвезли тележку с аккумуляторами. Девятаев запустил моторы, но взлететь с первого раза не удалось. «Хейнкель» отказывался отрываться от земли: не сработали триммеры – рули высоты, которые стояли в положении «посадка». Лётчик совершил разворот и вновь разогнал самолёт, несколько товарищей навалились на штурвал и помогли отжать его. Самолёт с трудом взлетел, и только в воздухе Михаил понял, как управлять триммерами. Вся операция заняла 21 минуту.

К этому моменту на аэродроме поднялась тревога, через несколько минут взлетел один из истребителей и попытался догнать угнанный «Хейнкель-111». Немцы решили, что самолёт подняли пленные англичане и отправили истребитель в сторону Англии. В полёте самолёт Девятаева встретился с немецким асом Вальтером Далем, который возвращался с задания на «Фокке-Вульфе-190». Тот выпустил по бомбардировщику свои последние патроны, но преследовать его не смог, так как топливо было на исходе. Над морем угнанный самолёт встретился с ещё одним немецким истребителем, сопровождавшим конвой, но тот, видимо, не получил приказа на преследование и уничтожение «Хейнкеля-111».

За линией фронта самолёт с экипажем Девятаева попал под огонь советских зениток, загорелся мотор. Лётчик сбил пламя резким боковым скольжением. Угнанный бомбардировщик сел на поле в расположении артиллерийского дивизиона 61-й армии. Вскоре его окружили советские солдаты и были поражены, когда из самолёта вышли одетые в полосатые робы измождённые люди, повторявшие одно слово: «Братцы, братцы…». Солдаты на руках отнесли их в расположение воинской части.

Герой Советского Союза Михаил Девятаев на встрече с детьми

Герой Советского Союза Михаил Девятаев на встрече с детьми

После успешной посадки выяснилось, что на борту самолёта находится система радиоуправления и целеуказания секретной ракетой «Фау-2». Девятаев доложил командующему 61-й армией Белову, что аэродром, который бомбили англичане на острове, был ложным: «Я объяснил, что надо пролететь 200 м от берега моря, где в лесу скрыт настоящий аэродром. Его закрывали деревья на специальных передвижных колясках. Вот почему его не могли обнаружить. А ведь на нём было около 3,5 тыс. немцев и 13 установок «Фау-1» и «Фау-2». Советские и английские бомбардировщики уничтожили настоящий аэродром и пусковые установки «Фау». А после взятия острова Узедом нашими войсками, туда в сопровождении Михаила Девятаева отправился Сергей Королёв. Конструктор осмотрел уцелевшие подземные цеха, элементы ракет и пусковых установок. Полученные данные помогли быстрее освоить выпуск советских ракет. В 1948 году прошло первое испытание отечественной ракеты, созданной на основе «Фау-2».

«На самолете был радиоприёмник, чтобы задавать курс ракете «Фау-2». Самолёт летел сверху и по радиосвязи направлял ракету. У нас тогда ничего подобного не было. Я, пытаясь взлететь, случайно нажал кнопку старта ракеты. Потому она и полетела в море», – рассказывал потом Девятаев. А в это время один из часовых на базе Пенемюнде увидел, как с рампы поднялся ракетный снаряд «Фау-2»…

Из группы Девятаева, совершившей уникальный побег, в живых к концу войны осталось только четверо. Шестеро после лечения участвовали в боях в Германии и погибли в последние месяцы войны.

Капитан «Ракеты» Михаил Девятаев

Капитан «Ракеты» Михаил Девятаев

Михаил Петрович Девятаев в небо он больше не вернулся. Он стал капитаном речного флота и одним из первых испытателей судов на подводных крыльях «Ракета» и Метеор». В 1957 году по инициативе Сергея Павловича Королёва ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Кроме того, лётчик награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени[, орденами Отечественной войны I и II степеней, медалями.

Михаил Петрович написал две книги воспоминаний – «Побег из ада» и «Полёт к солнцу». О побеге его группы из немецкого плена сняли фильмы «Охота на единорога», «Догнать и уничтожить. Побег лётчика Михаила Девятаева».

 Михаил Девятаев возле обелиска в Пенемюнде

 Михаил Девятаев возле обелиска в Пенемюнде

На месте дерзкого побега был установлен обелиск. Спустя 40 лет Михаил Девятаев вместе с семьёй побывал на немецком острове Узедом и показал сыновьям местность, где находился концлагерь и аэродром. Легендарный герой ушёл из жизни в 2002 году.

 

Соб. корр. «Одной Родины»