Мне посчастливилось слушать «Песняров» студентом в конце 1970-х, на их пике, и в Харькове во Дворце спорта, и в Белгороде в ДК завода «Энергомаш». Везде были аншлаги, в обеих  республиках — и в УССР и в РСФСР. Никому не мешало, что «Песняры» были коллективом из БССР и пели на двух языках, – преимущественно, разумеется, на белорусском, поскольку ансамбль основывал свои шедевры на белорусском фольклоре и стихах белорусских поэтов. Примечательно, что создал, возглавил и привел к вершинам творчества и популярности русский молодой человек Владимир Мулявин, родившийся 12 января 1941 г. в Свердловске. Его судьба – яркий пример и воплощенной дружбы народов, и советского социального лифта. Народный артист СССР (единственный музыкант ВИА, удостоенный этого звания!), народный артист Белорусской ССР – всё справедливо, заслуженно.

К слову, в начале сентября минувшего года исполнилось полвека с момента создания Мулявиным знаменитого вокально-инструментального ансамбля «Песняры». Легендарность «Песняров», которых А. Пахмутова назовет украшением XX века, была фантастической.

Всех «завёл» в 1971-м бодрый хит «Касiў Ясь канюшiну», который не покидал радио- и телепрограмм, срывая всяческую косность и окаменение своими не требующими перевода задором, юмором и фолк-роковой стилистикой.

 «Косил Ясь» (Песня-72)

«Песняры» смогли пронести давние традиции в современность, развивая и создавая новые. 1970–1980-е были «золотым веком» «Песняров», в то время в группе был самый лучший ее состав: Мисевич, Борткевич, Тышко, Демешко, Кашепаров, Поплавский, а чуть позже Дайнеко.

ВИА «Песняры»

ВИА «Песняры»

Многие помнят необычное сочинение Мулявина «Крик птицы», на стихи киевского поэта-песенника Юрия Рыбчинского, написанное на русском языке. Рыбчинский, к слову, стал всесоюзно известным автором-песенником благодаря прежде всего русским текстам (15 раз он становился лауреатом советского телевизионного фестиваля «Песня года», в том числе с украинскими текстами). Приняв от Порошенко орден Ярослава Мудрого, как он теперь поживает в Киеве, помраченном официозной русофобией? Какие у него отношения с сыном, политиком, активным участником майданов?

  Bird’s Cry (Krik Ptitsi)

Своего рода тремя составными частями песняровского выдающегося лирического мелоса следует считать, пожалуй, песни «Александрына», «Алеся», «Вераника». Это красота, явленная нам в знаменитом песняровском многоголосии.

ВИА «Песняры» годы спустя

ВИА «Песняры» годы спустя

Музыку к «Александрыне» (1971) написал Мулявин, взяв слова Петруся Бровки. В целом «Песняры» сделали всему советскому народу культурную прививку не только в виде белорусского фолка, но и белорусской авторской поэзии.

Леонид Борткевич, ВИА «Песняры» «Александрина»

Второй и третий шедевры в приведенной тройке вершин принадлежат композиторскому гению неповторимого мелодиста Игоря Лученка – «Алеся» (1972), на слова Аркадия Кулешова, и «Вераніка (Вероника)» на стихотворение 1913 года Максима Богдановича.

  «Вероника»

На музыку Лученка «Песняры» исполняли два десятка песен, среди которых «Добры вечар, дзяўчыначка», «Песня памяти Виктора Хары», «Каханне», «Хатынь», «Спадчына».

Владимир Мулявин и Игорь Лученок

Владимир Мулявин и Игорь Лученок

Уверяют, что Мулявин был очень требователен к себе и если публика новую его песню встречала вяло, он после выступления уничтожал собственные ноты, а песня больше не исполнялась.

В. Мулявин нетривиальное впечатление производил не только как организатор и композитор, но и как вокалист. В частности, неповторимым исполнением своего шедевра 1974 года «Завушнiцы» («Сережки») на стихи Максима Танка. Многим памятны также неотделимые от его голоса популярные песни «За полчаса до весны», «Наши любимые»…

«Завушніцы»

Отличия «Песняров» от других ансамблей были в мелодии, музыке, многоголосье, текстах, подаче. И чисто визуально – в манере не только исполнения, но и пребывания на сцене, поведения. Это были сценическая культура, достоинство, самоценность, известная сдержанность при высочайшей эмоциональности. А потрясающие костюмы, их разнообразие!

ВИА «Песняры» — «Беловежская пуща» (1979)

Биографы рассказывают, что Владимир Георгиевич Мулявин родился в рабочей семье: отец работал на «Уралмаше», а мать была простой швеей. С 12 лет играл на балалайке и гитаре. Владимир вспоминал, что первым учителем музыки у него был осевший в Свердловске политзэк Александр Навроцкий, бывший выпускник Харьковского института культуры и узник сталинских лагерей. Чтобы помочь парню поступить в музучилище, Навроцкий много с ним занимался. Однако в Свердловском музыкальном училище Мулявин после семилетки проучился чуть больше года – со второго курса был отчислен за создание джаз-бэнда из однокурсников. Восстановился, снова был отчислен, да так и не закончил, трудился в разных музыкальных коллективах по всему СССР. С Белоруссией жизнь связал работой в филармонии с 1963 года. Потом были годы труда, сумасшедшая всесоюзная популярность, рекорды по количеству выпущенных «золотых» дисков. Говорили и о неосуществившимся проекте совместной с В. Высоцким рок-оперы «Тиль Уленшпигель».

Момент репетиции

Момент репетиции

Начинали «Песняры» как «Лявоны», что означает «хорошие парни». А всесоюзная слава пришла к молодым «Песнярам» в 1970 г. на IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в Москве, где они получили второй приз, а первое место не занял никто.

Благодаря Мулявину и «Песнярам» белорусское стало общерусским, всесоюзным, а после поездки ансамбля в Восточную Европу и США вышло за пределы Советского Союза. В Америке в 1976 г. «Песняры», исполнив «Ой, рана на Івана», «Хлопец пашаньку пахае», «Перапёлачка» и другие свои хиты, завоевали сердца многих тысяч слушателей.

ВИА «Песняры» — «Ой, рано на Ивана» (Sopot International Song Festival ’71)

В Союз композиторов СССР Мулявин был принят беспрецедентно, без среднего специального музыкального образования. Его старшего брата Валерия, тоже песняра, в Ялте в 1973 г. убили бандиты. Владимир Мулявин был трижды женат, в последнем браке – на актрисе Светлане Пенкиной (1977), которую потом похоронят рядом с ним.

Вообще-то в «Песнярах» в целом работало более шести десятков человек в разные годы.

Когда стал распадаться СССР, прославленный коллектив начал рассыпаться, артисты уходить – сначала Борткевич, затем Кашепаров, а руководитель «спасаться от депрессии алкоголем». В 1998 г. случилось невозможное: на место Мулявина был назначен Мисевич – друг, коллега, один из отцов-основоположников коллектива. Тогда Мулявин обратился к президенту Лукашенко и в итоге собрал новый состав «Песняров». А «старики» создали группу «Белорусские песняры».

Вот как исполнял после раскола «Песняров» Мулявин песню «Спадчына» («Наследие») И. Лученка на стихи Я. Купалы (прежде ее хорошо пел А. Кашепаров):

Владимир Мулявин. «Спадчына»

Уход всесоюзно любимого песняра из жизни был драматичен. Как пишет украинский журналист М. Маслий, в мае 2002 г., за 25 километров от Минска, возле городка Колодище-Заславль, Владимир Мулявин, будучи за рулем «Мерседеса», не обратил внимания на знак «Опасный поворот» и не снизил скорость со 130 км в час, не справился с управлением, машина слетела в кювет, перевернулась и врезалась в дерево. Водитель был абсолютно трезв. Артист в результате травм оказался обездвиженным; диагноз – тетрапарез: поражение спинного мозга с нарушением функции тазовых органов, закрытый перелом-вывих шестого позвонка, закрытая рана шейного отдела.

На Украине Мулявина очень любили. В 2001 г. он был персональным гостем в авторской телепрограмме Яна Табачника. Неоднократно после гастролей на Украине ему вслед скандировали: «Мулявин наш!», «Мулявин –  украинский Шевченко!» (у музыканта были роскошные «украинские» усы).

«Я, русский по национальности, – подчеркивал Мулявин в своём больничном интервью, – лучшие свои годы, талант, здоровье отдал Белоруссии; лечусь в Москве; деньгами помогают мне два великих еврея; первое интервью после беды даю украинцу. Целый интернационал! Когда Ян Табачник сказал мне: “Потом отработаешь!”, хотелось еще больше бороться. Да и после Москвы (правда, не знаю, сколько еще тут буду) Ян меня зовет на Украину на курс реабилитации. Знаю, что у него и без меня своих проблем достаточно, но помочь друзьям для него, как и для Кобзона, – прежде всего. Может, позже приеду в ваш Трускавец, где я лечился 30 лет тому назад с Эдуардом Ханком. А как тогда во Львове нас принимал Володя Ивасюк!»

Напоследок Мулявин сказал: «Счастье и процветание нашим странам! … До новых встреч! Пригласят в Трускавец – приеду с большим удовольствием. Самые искренние приветы всем галичанам. Помню все концерты в ваших краях, они навсегда останутся незабываемыми. Такого приема, как у вас, я не чувствовал нигде».

Через 8 месяцев после аварии, 26 января 2003 г., он скончался в клинике Бурденко, куда был устроен благодаря Иосифу Кобзону. Похоронен в Минске на Восточном (Московском) кладбище.

Могила Владимира Мулявина на Восточном (Московском) кладбище в Минске

Могила Владимира Мулявина на Восточном (Московском) кладбище в Минске

После ухода из жизни Мулявина «размножение» «Песняров» продолжилось. Сейчас гастролируют несколько групп. «Все говорят спасибо папе, – утверждает дочь музыканта от первого брака Марина Мулявина, – и я ему говорю спасибо за то, что много людей имеет возможность работать и кормить свою семью. Но, конечно, это не та подача, это совершенно не то, феномен тех “Песняров” неповторим».

И нынешние многоликие «песняры» собирают полные залы, в том числе с молодежью, в разных городах постсоветского пространства – Владимир Мулявин как ракета-носитель вывел их на долгие орбиты.

«Я буду жить еще очень долго!» – воскликнул музыкант, прикованный к больничному одру. Эту реплику можно считать иносказательно-пророческой, поскольку музыка его жива и теперь.

Станислав МИНАКОВ