Канцлеру ФРГ крупно повезёт, если она не лишится своего поста в наступающем году, России – тоже, потому что для Москвы любой преемник Ангелы Меркель будет хуже

Канцлер Ангела Меркель управляла Германией железной рукой с 2005 года. Она входит вместе с президентом России Владимиром Путиным в тройку мировых лидеров-рекордсменов. С 2004 по 2017 год Меркель 12 раз становилась самой влиятельной женщиной-политиком в мире по версии журнала Forbes. Однако после состоявшихся в сентябре 2017 года парламентских выборов, на которых возглавляемая канцлером ведущая правительственная партия — Христианско-демократический союз (ХДС) — выступила неудачно, её политическая карьера пошла на спад. Весь 2018 год эта тенденция лишь набирала обороты.

Хроника заката

После нанёсшего страшный удар по её репутации провала первой попытки создания после выборов нового правительства с участием свободных демократов (СвДП) и «зелёных» канцлеру удалось сформировать кабинет только в марте 2018 года – очередную «большую коалицию» с социал-демократами (СДПГ). Несмотря на то, что этот формат себя полностью исчерпал, так как он просто убивает социал-демократов.

Их руководство удалось побудить принять участие в новом правительстве лишь благодаря жёсткому давлению со стороны немецкого и наднационального истеблишмента и путём беспрецедентных уступок в том, что касается распределения министерских портфелей. Меркель пришлось отдать социал-демократам «самые рыбные» министерские посты, в том числе министерство финансов, «номенклатуру» ХДС, и заключить крайне выгодный для СДПГ коалиционный договор. Это вызвало серьёзное недовольство в ХДС. Социал-демократические избиратели тоже не оценили этого жеста, в результате чего обе партии провалили в уходящем году проходившие в стране региональные выборы.

Всё это происходило на фоне стремительного роста популярности асистемной «Альтернативы для Германии» (АдГ). Несмотря на демонизацию в СМИ этой самой молодой в ФРГ партии, позиционирующей себя как «истинная ХДС», даже в самой богатой и либеральной немецкой федеральной земле – Гессене — она получила на недавних региональных выборах свыше 13% голосов. В «новых землях» ФРГ, то есть в бывшей ГДР, это теперь самая популярная политическая партия. В остальной части страны она уже практически сместила СДПГ на третье место и дышит в затылок ХДС. В этой некогда правой и консервативной партии, превращённой Меркель в центристскую и всеядную, так как раньше это помогало побеждать на выборах, в сложившейся ситуации позиции канцлера пошатнулись.

Екатерина

Канцлер ФРГ Ангела Меркель любит власть, одним из её любимых исторических персонажей является Екатерина II. Фото: www.globallookpress.com

Вначале против Меркель, являвшейся председателем ХДС с 2000 года, взбунтовалась парламентская фракция партии. Впервые за долгое время депутаты от ХДС и «сестринской» ХСС, имеющие совместную фракцию (у этой баварской партии есть и несколько министров в правительстве), «прокатили» ставленника Меркель и выбрали главой фракции критически относящегося к ней политика.

Затем Меркель пришлось сработать «на опережение». Сомневаясь, что её изберут председателем ХДС, канцлер в декабре этого года решила не баллотироваться на этот пост. Вместо неё его заняла, победив вернувшегося в политику врага Меркель Фридриха Мерца, её ставленница Аннегрет Крамп-Карренбауэр. Хотя и с минимальным числом голосов. Это говорит о том, что это временная фигура, задача которой заключается в том, чтобы позволить Меркель продержаться во главе правительства хотя бы до следующего партийного съезда в конце 2019 года. Ранее Меркель говорила, что намерена в любом случае сохранять за собой пост председателя партии, потому что в противном случае её политические позиции будут подорваны. И всё-таки она на это пошла. Поэтому мало кто сегодня в Германии всерьёз воспринимает её заявления о том, что она намерена оставаться федеральным канцлером до выборов 2021 года.

Почему многие немцы разлюбили Меркель?

Большинство немцев, согласно опросам общественного мнения, устали от Меркель. Свыше половины не могут ей простить массовый запуск в 2015 году в ФРГ свыше миллиона нелегальных мигрантов и её миграционную политику в целом. Особенно за её фразы: «Ислам принадлежит Германии» и «Мы справимся». Все имеющие глаза и способность к независимому суждению люди видят, что «не принадлежит» и «не справились», потому что это попросту невозможно.

Немцы не хотят менять свой образ жизни, однако приходится. Они не уверены теперь в безопасности своего жилья, боятся по ночам выходить на улицу, хотя ещё относительно недавно двери во многих домах не закрывались на замок. Растущее число немцев возмущает, что принятые ими из милости и сострадания люди, получатели социальной помощи, пытаются диктовать хозяевам, как им жить, что есть, что пить, как одеваться, как себя вести и относиться к женщинам, заплевали и замусорили их некогда чистые города, развели поножовщину. Дети мигрантов тиранят немецких детей, а нередко и учителей в школах, понижают качество образования. На систему здравоохранения с пришествием «беженцев» легла неподъёмная нагрузка.

Многих немцев также возмущает, что волнующие их жизненно важные вопросы табуированы в СМИ, а на тех, кто осмеливается высказываться, вешают ярлыки «расистов» и «нацистов», тогда как полиции даны указания скрывать истинные масштабы создаваемой мигрантами криминогенной ситуации в стране. Известными становятся только совершённые с особой жестокостью убийства и изнасилования, да и то не сразу. При этом несерьёзные, с точки зрения властей, преступления «просителей убежища» часто не регистрируются.

Когда же у полицейских, которых еще вчера немцы буквально боготворили, переполняется чаша терпения, и они начинают делиться в «закрытых» чатах откровениями на этот счёт, из этого раздувают скандалы. Вроде как в полиции обнаружили «неонацистские ячейки», чего, разумеется, нет. В результате даже столь любимые немцами походы на «Рождественские базары», популярные и у иностранных туристов, превратились сегодня в акт гражданского мужества – демонстрацию того, что люди не боятся «радикализировавшихся» мигрантов, готовых с воплями «Аллах Акбар» врезаться на фурах в толпу.

Те, у кого под боком появились общежития для «нелегалов», голосуют теперь в основном за АдГ. При этом в стране ещё остается достаточно наивных людей, которые поддерживают миграционную политику властей и даже считают её недостаточно гуманной, желают превратить ФРГ в дом для нуждающихся всего мира, настаивая, что «ни один человек не является нелегальным». Но это главным образом электорат «зелёных», социал-демократов и левых. Таким образом, произошла ещё и глубочайшая поляризация немецкого общества, чего раньше не было.

мигрантыНелегальная миграция поляризировала немецкое общество: в одном месте обычно проходят сразу две демонстрации – и против, и за. Фото: www.globallookpress.com

Все эти негативные перемены в жизни страны, уже приведшие в 2018 году к бунту целого города Хемница в Восточной Германии против мигрантского беспредела, у среднего немца связаны именно с Меркель. Для многих из них из «мамочки», умеющей «использовать шансы» на благо страны и поддерживать комфортный статус-кво осторожной политикой малых шагов, она превратилась в «предательницу» и «канцлера беженцев».

Многих немцев возмутило также высокомерие и нежелание прислушиваться к мнению народа, которые Меркель демонстрировала до последнего времени. Всё это, естественно, отразилось на результатах голосования. Из политика, который своей личной популярностью тянул партию вверх, Меркель превратилась в балласт. Отсюда и её беды в 2018 году и неопределённые перспективы в году наступающем.

Так ли уж виновата Меркель?

Будем, однако, справедливы к действующему федеральному канцлеру. Подобную миграционную политику проводят с конца… 60-х годов ХХ века практически во всех странах Западной Европы. Эта политика диктуется европейским столицам со стороны наднациональных верхов и поддерживается бизнесом, которому нужна дешёвая рабочая сила (не все мигранты бездельники). В условиях роста стоимости рабочей силы в Китае и других странах, куда десятилетия назад из Европы и США «сбежала» значительная часть промышленности, некоторые товары снова становится выгодно производить на месте.

мигрантыУ нелегальной миграции есть вполне обыденное объяснение: её поощряют власти европейских стран с целью получения дешёвой рабочей силы. Мигранты, рассчитывающие на «халяву», скоро убедятся, как они были не правы. Фото: www.globallookpress.com

 

В условиях глобальной конкуренции высокий уровень жизни населения стран ЕС, способных существовать только за счёт экспорта, это большой минус, от которого сейчас избавляются. В том числе и под предлогом «гуманизма» — выделения огромных финансовых средств на нужды нелегальных мигрантов. Эта политика проводится под эгидой Брюсселя, рассчитывающего с помощью миграционных волн стереть старые европейские идентичности, перемешать население, ослабить национальные государства, провести регионализацию Европы в интересах создания супергосударства, основанного на либеральных и… полицейских принципах.

На усиление «Большого брата» работают буйный, террористический элемент среди нелегальных мигрантов, религиозные фанатики, а также те из коренных европейцев, кто готов себя защищать в условиях, когда их бросило государство. «Наручники» наденут и тем, и другим, чтобы не было никакого «расизма». Средний европеец пока что не понимает, что на самом деле происходит, и винит в ухудшении жизни своих правителей – Меркель, Макрона и прочих. В то время как те просто лояльно работают на инстанцию, которая для них более важна, чем собственный народ. Поэтому в интересах того же истеблишмента периодически менять находящихся на виду политиков. Меркель была одним из самых хитрых и удачливых из них. Она даже однажды – благодаря своей выдержке и хладнокровию в 2008 году — спасла Германию, не позволив ипотечному кризису в США перекинуться на ФРГ и, соответственно, пойти дальше. Но всё-таки наступила и её очередь.

Как и за что будут «уходить» Меркель?

В 2019 году Меркель в последний раз будет «номером один» на политической арене страны. Её досрочный уход с поста канцлера возможен в том случае, если на её место придёт человек, который сумеет получить поддержку большинства депутатов бундестага. Такой кандидатуры пока нет. Но только потому, что Меркель заявляет, что не собирается уходить до новых выборов. Однако она не только может, но даже обязана передумать (с канцлерами такое бывало), поскольку её партии, чтобы победить на выборах, в которых она не будет участвовать, нужен политик, уже воспринимаемый немцами как будущий лидер. Он должен хотя бы немного помаячить во власти, желательно — посидеть в канцлерском кресле.

Основной закон ФРГ в таком случае не предусматривает проведения новых выборов: правительство может возглавлять человек, временно занимающий пост канцлера, причем настолько долго, пока бундестаг не выберет нового. Меркель может также поставить в бундестаге вопрос о доверии, и если его не получит (а план может заключаться как раз именно в этом), то передаст власть до новых выборов председателю правящей партии, своему же назначенцу. Такая ситуация может, скорее всего, возникнуть осенью 2019 года, когда в трёх землях бывшей ГДР — в Тюрингии, Саксонии и Бранденбурге — пройдут выборы в региональные парламенты, которые, безусловно, станут триумфом АдГ и новым страшным унижением для ХДС и СДПГ. В девяти федеральных землях состоятся и коммунальные выборы, вероятно, с аналогичным исходом.

Кризис может разразиться и раньше. В мае 2019 года состоятся выборы в Европарламент, на которых АдГ и другие национал-консервативные, евроскептические партии европейских стран, как ожидается, добьются больших успехов, серьёзно ограничив присутствие там либералов и левых.

Ну а если сама Меркель не решится уйти досрочно, её могут вынудить сделать это социал-демократы, нахождение которых в правительстве просто уничтожает эту старейшую немецкую партию. В наступающем году руководство СДПГ соберётся и будет решать, продлевать ли партии коалиционный договор с блоком ХДС/ХСС. Очень многое указывает на то, что они этого не сделают. Если СДПГ досрочно выйдет из «большой коалиции», что очень вероятно, то ХДС/ХСС придётся приглашать в неё новых партнёров. Ими могут стать только «зелёные» и СвДП. Между тем, либералы заявляют, что согласятся на участие в правительстве только в том случае, если Меркель уйдёт с поста канцлера. В общем, круг замкнулся. Меркель так или иначе придётся уйти – или в наступающем году, что более вероятно, или в 2020-м.

В России будут жалеть об уходе Меркель

Что касается России, то для Москвы предстоящий уход Меркель не сулит ничего хорошего. Никто из её возможных преемников не будет относиться к России лучше, чем она. Меркель отлично знает русский язык, часто бывала в России, она знает бытующие в ней нравы и менталитет страны, и её в ней хорошо знают. Имеющиеся у многих в России претензии к Меркель насчёт того, что она-де пляшет под американскую дудку, критикует политику России, в том числе за украинские дела и «права человека», поддерживает санкции, не вполне справедливы. Так ведут себя все западноевропейские политики, включая так называемых «друзей Путина». Меркель не может вести себя иначе по трём причинам.

Во-первых, она не хочет противопоставлять Германию остальным европейским странам. Во-вторых, будучи де-факто лидером ЕС, Германия обязана учитывать в своей политике интересы и позицию его наиболее русофобской части в лице стран Прибалтики и Польши. В-третьих, будучи одной из крупнейших экспортных стран мира, ФРГ вынуждена действовать так, чтобы не создавать угрозы для зажима американцами своего экспорта, так как США, ведущие с Россией гибридную войну, — один из трёх крупнейших рынков сбыта для немецкой продукции. Вредить немцам американцы могут не только на своём рынке.

В то же время, несмотря ни на что, Меркель проявляет твёрдость и не даёт Вашингтону сорвать крупнейший российско-европейский энергетический проект «Северный поток-2», с целью чего США предпринимают колоссальные усилия. Потому что ставит экономические интересы Германии выше американского диктата. При ней – хотя, конечно, это, в основном, «заслуга» президента США Дональда Трампа – ФРГ разорвала «пуповину», связывавшую её после Второй мировой войны с Вашингтоном.

Берлин громко критикует США за выход из ядерной сделки с Ираном. Меркель отказывается быстро повышать военные расходы до уровня, которого требует Трамп, активно выступая при этом, в том числе в практическом смысле, за создание нелюбимой США Евроармии. Берлин выступает категорически против размещения в Европе американских ракет после выхода Вашингтона из ДРСМД, критикует Вашингтон за протекционизм, выход из Парижского соглашения по климату… Для всего этого надо иметь изрядное мужество и вес в мире, которого не окажется у преемников Меркель. Поэтому эгоистический интерес России заключается в том, чтобы она сидела у власти в Берлине как можно дольше.

Автор:
Латышев Сергей