Многие военные победы России стали результатом необычайного мужества русских солдат и матросов, даже в безвыходной ситуации стоявших насмерть против многочисленного врага. В ряде случаев их подвиг остался малоизвестным, ведь герои не придавали ему особого значения. Для них защита Родины была чем-то обыденным и естественным, давней русской традицией, призывавшей положить «голову за други своя».

Русско-турецкая война 1828-1829 гг. в общем и целом была достаточно успешной для России. Не имея союзников, турки терпели поражение за поражением на дунайском и кавказском театре боевых действий, их флот опасался столкновений с русскими эскадрами. Впрочем, турки охотно атаковали тогда, когда имели колоссальное преимущество в силах и могли быть уверены в победе.

Суда Черноморского флота России контролировали пролив Босфор, который был дорогой в сердце Османской империи – Стамбул (Константинополь). Такие действия предпринимались для предотвращения турецких десантов на кавказском побережье, с помощью которых турки надеялись поднять на восстание против России мусульманские народы. В мае 1829 года крейсерскую службу несли три корабля: 44-пушечный фрегат «Штандарт» (командир капитан-лейтенант П.Я. Сахновский, а также 20-пушечные бриги «Орфей» (командир капитан-лейтенант Е.И. Колтовский) и «Меркурий» (командир капитан-лейтенант А.И. Казарский.)

Командовавший тихоходным «Меркурием» капитан-лейтенант Александр Иванович Казарский был уроженцем Витебской губернии и с 1813 года служил на Черноморском флоте. Казарский во время нынешней войны успел прославиться во время осады Анапы, был опытным морским офицером, знающим своё дело. Помимо прочего, он отличался большим мужеством и честностью, как и большинство флотских русских командиров.

Находящийся под командованием Казарского «Меркурий» представлял собой двухмачтовое судно с небольшим количеством пушек и малым экипажем. Он предназначался не столько для морских сражений, сколько для крейсерской службы и разведки, поэтому и был зачислен в состав русской эскадры. Несмотря на свою небольшую мощь, судно успело уже прославиться захватом турецких торговых судов и участием в осаде дунайских и кавказских крепостей.

Портрет А.И. Казарского из Центрального Военно-морского музея С.-Петербурга
Портрет А.И. Казарского из Центрального Военно-морского музея С.-Петербурга

Утром 26 мая 1829 года русская эскадра заметила, как в туманной дымке появился большой турецкий флот (шесть линейных кораблей, два фрегата, два корвета, один бриг и три тендера). Турки не ожидали встретить в море русские корабли, поэтому не сразу приступили к их преследованию. Осуществлявший главное командование русскими судами капитан-лейтенант Сахновский, оценив ситуацию, посчитал, что подчинённым ему кораблям лучше всего будет на всех парусах уходить в море. При этом он почему-то не учёл, что «Меркурий» не сможет развивать такую же скорость, как «Штандарт» и «Орфей».

Довольно скоро стало очевидно, что «Меркурий» начинает отставать от своих собратьев. Возле его кормы начали свистеть ядра со 110-пушечного линейного корабля «Селимие» и 74-пушечного линейного корабля «Реал-Бей», чья скорость была гораздо выше скорости русского брига.

В этой ситуации Казарский приказал собрать на судне военный совет. Офицеры единогласно заявили о том, что они собираются драться до последней капли крови, а потом сцепиться с неприятельским кораблём и взорвать пороховой погреб. Их решение поддержали и матросы, которые также следовали традициям русского флота.

Командование «Меркурия» приняло решение маневрировать, не позволяя туркам приблизиться вплотную. Оно сделало упор на то обстоятельство, что турецкие корабли могли стрелять по ним лишь с одного борта, не имея возможность применить всю артиллерию. Большим подспорьем для русских моряков стал низкий профессионализм турецких морских офицеров, не умевших координировать свою деятельность и вести точный огонь из пушек. Часто вражеские корабли даже мешали друг другу вести бой, то и дело попадая под «дружеский огонь».

«Селимие» и «Реал-Бей» достаточно быстро ощутили, что «Меркурий» не является для них лёгкой добычей. Позднее один из турецких офицеров оставил воспоминания об этом бое, он мужественно признавал, что: «Дело неслыханное и невероятноеМы не могли заставить его сдатьсяон дралсяретируясь и маневрируя со всем искусством опытного военного капитанадо тогочтостыдно сказатьмы прекратили сражениеи он со славою продолжал свой путь».

Казарскому удалось нанести турецким кораблям несколько точных попаданий, заставивших их по очереди выйти из боя. Вскоре, несмотря на большие повреждения, русское судно оторвалось от противника и отправилось на соединение с «Орфеем» и «Штандартом».

Памятник А.Н. Казарскому и бригу Меркурий на Матросском бульваре Севастополя
Памятник А.Н. Казарскому и бригу Меркурий на Матросском бульваре Севастополя

Победа над таким сильным врагом оказалась столь ошеломляющей, что даже русское морское командование не сразу поверило в её реальность. Впрочем, скоро и турки признали, что «Меркурий» совершил невероятный подвиг.

Когда бриг Казарского вернулся в Севастополь, то его приветствовали все жители города. Вскоре из Санкт-Петербурга посыпались награды офицерам и матросам, само имя корабля стало нарицательным. В 1834 году на матросском бульваре в Севастополе был открыт памятник бригу «Меркурий». Так Россия увековечила память своего боевого корабля, принявшего неравный бой и вышедшего из него победителем.

Заглавная иллюстрацияКартина И.КАйвазовского «Бриг «Меркурий»атакованный двумя турецкими кораблями», 1892 год

Аркадий ВЕРТЯЗИН