Немецкие радиоуправляемые катера Ladungsschnellboot Linse.

Я, конечно, далёк от мысли, что нас тут кто-то реально слушает или читает из людей, в чьи служебные обязанности входит заботиться о противодиверсионной защите нашего флота, но всё-таки пару соображений выложу. А вдруг…

Сейчас правит бал новое «вундерваффе» – морские дроны. Беспилотные взрывающиеся катера, которые почему-то вызывают такие сложности в плане борьбы с ними и создают столько проблем для нашего ВМФ. А ведь это «вундерваффе» изобретено и применялось не вчера.

Знаменитые итальянские MTM.

Японские «Синьё».

Чем, собственно, это всё принципиально отличается от вот такого изделия?

И по большому счёту меры борьбы с ними давно и хорошо известны. Даже придумывать ничего не надо.

Ведь суть такого «оружия бедных» – это «купить рубль за пятак». Соответственно и средствоа борьбы с ними должны прежде всего быть дешевле, чем оно само. Тут чистой воды экономика работает. А у нас почему-то всё норовят из пушек по воробьям.

Вот давайте прикинем, что нам, собственно, нужно для того, чтобы сделать применение таких «вундервафель» неэффективным, а значит – бессмысленным?

1. Обнаружение

Да, цель у нас малогабаритная и низкоконтрастная в радиодиапазоне. Т. е. использование авиации и патрульных дронов (как тут у нас МО собирается) ну, мягко говоря, неэффективно. Два вертолёта на дрон – это, скажем так, сильно затратнее, чем сам БПЛА.

Да и не факт, что найдут. В конце концов, время нахождения в воздухе – оно ограничено, плюс погода…

Но вот зачем эту заразу с воздуха искать?

Движок-то шумит, и от шума этого дрону никуда не деться. А значит – акустика, и акустика пассивная. Высокооборотные винты скоростных катеров слышно будет за версту…

В простейшем варианте засеять море бакенами, на которых только гидрофон, аккумулятор с солнечной батареей и передатчик. По квадратикам… Типа системы СОСУС – только сильно проще, дешевле и легче.

2. Уничтожение

Тут вообще проблем нет после решения первой задачи.

Цель, хотя и малогабаритная и манёвренная, но совершенно незащищённая – т. е. поражается даже стрелковым оружием. В оптимальном варианте ЗПУ турельной установкой с ручным/автоматическим наведением. В прицеле необходимо иметь тепловой канал, т. к. такой катер на фоне моря будет представлять ИК контрастную цель. Для полупогруженных, а также подводных дронов эффективным будет использование противодиверсионных РБУ.

Это вкратце.

3. Готовые решения

Ну и, если бы лично я решал сейчас вопрос ОВР, то самым бы быстрым и дешёвым вариантом решения задачи мне видится создание «судов-ловушек» – для конвойной и позиционной службы.

Берём старый маленький сухогруз (что-то типа «Волго-Дона») – превращаем его в непотопляемый корабль по методу «прорывателей блокады» (да хоть монтажной пеной трюмы и междудонные пространства залить). Устанавливаем ГАС (хватит набора пассивных гидрофонов по кругу). Ну и с десяток ЗПУ на оба борта, нос и корму – так, чтобы каждый сектор минимум двумя стволами простреливался

Опять же, по мне, как бывалому эсдэшнику – я бы вообще приспособил турели со старых бобров (там и стволы нормальные и скорость наведения, и прицельные станции почти готовые, и вес, и блочность). А то флотские металлорезки – это, конечно, хорошо, но уж больно тяжело и энергозатратно. А тут почти готовые решения.

И наверняка их ещё намерено по самолётным кладбищам лежит (от тех же Ту-16).

Добавляем в прицел «теплак» – и пожалуйте.

Ну и в качестве средств пассивной защиты – постановщик дымзавес плюс широкополосных помех. Корабль в питании не сильно ограничен – можно давить связь в широкой полосе чисто по мощности. А нет связи – этот дрон просто мишень.

Таких эрзац-конвойников можно наделать быстро и дёшево.

А если чуток вооружение замаскировать, то они и внешне не сильно отличаться от обычных будут – вот вам и судно ловушка. Стоит себе на рейде… Слушает. Или в конвое идёт… Слушает.

В общем, историю стоит учить, хотя бы уже потому, что всё уже когда-то придумано – до нас.