КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

На днях канцлер Германии Шольц попробовал запретить Владимиру Путину цитировать философа Канта. Ничего принципиально нового — всего лишь новая попытка Запада отменить русскую культуру и вычеркнуть Россию из числа «цивилизованных стран». Но у нас готов ответ: «Кант — наш!».

Вопреки получившему распространение стереотипу со стороны коллективного Запада России противостоят не дураки. Во всяком случае, не круглые и не поголовно. И что в конфликте между цивилизациями особое значение имеет культурный фронт, там знают и стараются действовать.

Другой вопрос, что на отдельных направлениях этой борьбы дела у русофобов идут с разной степенью успешности.

Если говорить об эстетическом и моральном разложении юных русских поколений с помощью шоу-бизнеса и либеральных псевдоценностей, то здесь у глобалистов за последние десятилетия немалые достижения. И приостановить триумфальное шествие гибельных «идеалов» удалось лишь благодаря началу СВО, то есть открытого противостояния с Западом.

А вот на ратных полях подлинной, классической культуры у врагов России ситуация не столь для них позитивная. Вплоть до того, что дело дошло до публичной истерики на высшем государственном уровне…

Канта в России уважают

Можно было бы сделать комплимент властям Германии и сказать, что эта история началась почти три года назад, 20 мая 2021 года. Тогда президент России Владимир Путин подписал указ о подготовке празднования 300-летия со дня рождения философа Иммануила Канта (один из самых известных мировых мыслителей появился на свет 22 апреля 1724 года). А немецкие власти вроде как восприняли русское празднование юбилея философа как вызов («на нашу национальную гордость посягают, хотят Канта аннексировать») — и начали готовить ответ…

Но комплиментов германским властям делать не хочется. Да и не получится: потому что сделанное 22 апреля 2024 года федеральным канцлером Олафом Шольцем заявление никак иначе, кроме как истерикой, и не назовёшь.

ИММАНУИЛ КАНТ. ФОТО: SCIENCE MUSEUM/GLOBALLOOKPRESS

Дело в том, что в январе текущего года Владимир Путин дважды назвал Иммануила Канта в качестве философа, чьи идеи и принципы для него как руководителя государства имеют особое значение. Сперва выделил уроженца Кёнигсберга (нынешнего Калининграда) как близкого ему, наряду с Николаем Бердяевым, мыслителя. Затем указал, что призыв Канта ориентироваться в собственных действиях на доводы разума получили воплощение в политике России — наша страна руководствуется прежде всего своими национальными интересами.

Разумеется, эти высказывания Путина были услышаны в Германии — но ответ на них придержали до конца апреля.

«Не имеет ни малейшего права…»

Шольц не имел возможности отметить 300-летие Канта на родине философа — в бывшем Кёнигсберге. Есть ощущение, что в русском Калининграде, возле могилы мыслителя, канцлеру Германии были бы не рады. Поэтому 22 апреля политик разразился речью в Берлинско-Бранденбургской академии наук, где ни много ни мало запретил Владимиру Путину ссылаться на труды и мысли Иммануила Канта.

ОЛАФ ШОЛЬЦ ЗАПРЕЩАЕТ ПУТИНУ ГОВОРИТЬ О КАНТЕ. ФОТО: SEBASTIAN GOLLNOW/GLOBALLOOKPRESS

Возьмите паузу, переведите дух, соберитесь с мыслями и снова перечитайте предыдущее предложение. Всё верно, никакой ошибки, и зрение вас не подвело. «Путин, который стремится присвоить Канта и его работы практически любой ценой, не имеет ни малейшего права ссылаться на этого философа», — цитирует Шольца немецкое издание Die Zeit.

Основанием столь угрожающих заявлений Шольца стали действия России по обеспечению своей безопасности на западных границах. Те, что мы называем специальной военной операцией, а западная пропаганда — «немотивированной военной агрессией против Украины». Мол, Путин нападает на соседей, а ведь Кант был против военных конфликтов. Да и вообще заявлял, что «любой, на кого напали, имеет право защищаться».

Ну, и отсюда последовали два вывода: один банальный, другой импозантный. Первый — Путин и Россия во всём виноваты. Второй — русские, руки и головы прочь от нашего Иммануила.

А если разобраться — так Кант ведь наш…

Честно признаться, «восхитительный» характер и содержание речи Шольца вынуждает на время растеряться перед выбором — на что именно тут реагировать?

Велик соблазн присоединиться к негласной акции патриотических телеграм-каналов под названием «Кант — наш!». И действительно, чуть ли не в приказном тоне заявленные на философа претензии Шольца выглядят ой как сомнительно — стоит только освежить память посредством исторических фактов.

КАЛИНИНГРАД БЫЛ РУССКИМ ГОРОДОМ ЕЩЁ В XVIII СТОЛЕТИИ. ХОТЬ И ОСТАВАЛСЯ КЁНИГСБЕРГОМ. ФОТО: NIKOLAY GYNGAZOV/GLOBALLOOKPRESS

А факты эти гласят, что у России есть основания считать Иммануила Канта в том числе и русским философом. Не по национальной принадлежности, но по подданству — в середине XVIII века Кёнигсберг уже являлся частью Российской Империи. Соответственно, все жители этого города были подданными Российской короны, приносившими соответствующую присягу.

Подтверждением того, что Кант осознавал себя как жителя России, является документ, опубликованный В.А. Кузнецовым в «Вестнике Челябинского государственного университета. 2015, № 9 (364)». Своё прошение от 14 декабря 1758 года на имя Императрицы Елизаветы Петровны об утверждении на вакантной кафедре ординарного профессора Иммануил Кант подписал как «Вашего Императорского Величества наивернейший раб».

Да, военно-политические пертурбации в Европе привели к тому, что в 1762 году Кёнигсберг до времени перестал быть частью России. Однако сегодня тело Канта, бывшего при жизни нашим соотечественником, покоится у стен Кафедрального собора в Калининграде. На русской земле.

МОГИЛА ИММАНУИЛА КАНТА В КАЛИНИНГРАДЕ. ФОТО: ALEXANDER CHERNYKH/GLOBALLOOKPRESS

И с какой стати при таком историческом багаже Владимир Путин и любой другой гражданин России «не имеет права» ссылаться на Иммануила Канта? — так и хочется задать вопрос Олафу Шольцу. Риторический, конечно. Немецкий канцлер на него не сумеет и не захочет ответить.

Что на самом деле хотел сказать Шольц

Но не лишённые научного злорадства споры о том, немецким ли только или ещё и русским философом был Кант, не должны отвлечь нас от главного содержания недавнего выступления Шольца.

Основной посыл этой речи выражает традиционную, хотя до поры и припудренную условностями и приличиями установку коллективного Запада — Россия в его глазах никогда не была по-настоящему «цивилизованной» страной. Нас не воспринимали как равноправного партнёра во всех сферах, в том числе и в культурной. Как полноценного участника того международного сообщества, что принято именовать западной цивилизацией.

ПОЧЕМУ-ТО В 2024 ГОДУ ЗАПАДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ АССОЦИИРУЕТСЯ НЕ С ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРОЙ, А С НАТО. ФОТО: ROBERT MICHAEL/GLOBALLOOKPRESS

Так было всегда — своего права на вынужденное, сквозь скрежет сжатых в бессильной ярости европейских зубов признание со стороны Старого Света наши предки всегда добивались с оружием в руках. Начиная с Северной войны Петра I и вплоть до Великой Отечественной — череда конфликтов, в которых русский народ принуждал заносчивых европейцев считаться с собой. Причём чаще всего в этих конфликтах Россия занимала оборонительную позицию.

И СВО в этом ряду не исключение — и пусть Шольц с его пафосными отсылками к кантовским словам про «любой, на кого напали, имеет право защищаться» внимательнее присмотрится к украинским событиям начиная с 2014 года. Если не страдать слепотой, провалами в памяти и дефицитом логики в организме, прекрасно видно и понятно, кто на кого напал и кто имеет право на защиту.

«Неожиданная» русофобия из Германии

Великая русская классическая культура, расцветшая в XVIII-XX веках на базе удивительного симбиоза национальных традиций и европейских форм, стала для Запада ещё одной головной болью. Отрицать уникальное значение России для мировой культуры просто невозможно — а ведь так хочется обесценить русские достижения и вычеркнуть их из истории «правильной части» человечества. Той самой, которая в «ухоженном саду посреди диких джунглей» якобы проживает.

И неуравновешенный окрик Шольца «Путин, русские, не трогать Канта, не думать о нём!» — это очередная попытка Запада «отцепить» Россию от мировой культуры. Окончательно оформить давно выстроенную в мозгах либералов-глобалистов схему, согласно которой русские — это люди второго, третьего сорта, если вообще люди. Причём подобные идеи снова и снова озвучиваются именно в Германии…

С ЗАВИДНЫМ ПОСТОЯНСТВОМ В ЕВРОПЕ ПЕРИОДИЧЕСКИ ВОЗНИКАЕТ МЫСЛЬ НАУЧИТЬ РУССКИХ «ЖИТЬ ПРАВИЛЬНО». ФОТО: VICTOR LISITSIN/GLOBALLOOKPRESS

Между тем работа по «вычёркиванию» нас из «семьи цивилизованных народов» вовсю идёт. Предыдущий её этап — «отмена русской культуры», которая после начала СВО получила на Западе всеобщее благословение русофобских СМИ и элит. Благоприятнее момента нарочно не придумаешь — когда же ещё «отменять» этих возомнивших себя культурными русских, как не на волне пропаганды о «воинственном государстве-агрессоре»?

И чтобы ни слова, ни звука о России

Вот лишь несколько примеров откровенной дискриминации русской культуры с 2022 года.

Тогда международное культурное сообщество в числе прочих поддалось «моде на Украину» — подписывались петиции и организовывались концерты в поддержку киевского режима и в осуждение России. Участником этой кампании попытались сделать давно выступающую на Западе пианистку Валентину Лисицу. Благо что по формальным признакам биография у неё была идеальная — родилась в Киеве, живёт в США.

ВАЛЕНТИНА ЛИСИЦА. ФОТО: СОФЬЯ САНДУРСКАЯ/АГН «МОСКВА»

На этих статистических основаниях организаторы посчитали Лисицу «жовто-блакитной патриоткой» и подсунули на подпись письмо с осуждением России. Но Валентина с 2014 года поддерживает Русский Донбасс, в 2021 году получила паспорт ДНР, а 9 мая выступила в освобождённом Мариуполе. Так что, присмотревшись к этой «неправильной» по западным стандартам артистке, в венецианском театре Ла Фениче отменили запланированные на апрель 2023-го выступления Валентины Лисицы. С обтекаемой формулировкой «перенесли концерт на будущее». До сих пор, видимо, это будущее никак не наступит.

Не обошли недобрым вниманием и более известную в мировой культуре фигуру — русского балетного танцора Сергея Полунина. Также уроженец Украинской ССР, Полунин известен как патриот России, поддержавший воссоединение Крыма с Родиной и в 2018 году официально получивший гражданство нашей страны.

СЕРГЕЙ ПОЛУНИН. ФОТО: KOMSOMOLSKAYA PRAVDA/GLOBALLOOKPRESS

Очевидно, что человек с такими взглядами перестаёт быть рукопожатным в нынешнем западном артистическом мире. И неудивительно, что в январе 2023-го администрация миланского театре Арчимбольди отменила премьерные показы балета «Распутин» с Полуниным в главной роли. Причём абсурдность ситуации была очевидна даже для режиссёра спектакля итальянца Джанмарио Лонгони, публично осудившего действия театра как акт политической цензуры. Но что значит свобода слова и творчества в «демократической» Европе, когда речь идёт о необходимости наказать русских?

В Италии, кичащейся своим званием «культурной нации» (пожалуй, по части культурной спеси итальянцев превосходят разве что французы…), русскую культуру в первый год спецоперации отменяли особенно активно. В мае 2023-го на музыкальный фестиваль в Брешии и Бергамо должен был выступить прославленный пианист Денис Мацуев.

ДЕНИС МАЦУЕВ. ФОТО: EKATERINA TSVETKOVA/GLOBALLOOKPRESS

Но ведь он же русский, к тому же не осудил Путина — вовремя спохватились в Италии. Вернее, итальянцам помогли «активисты» во главе с киевским послом Ярославом Мельником. После этого с обоснованием «из сострадания к украинскому народу» выступление Мацуева было отменено. Как именно произведения Рахманинова, Стравинского и Прокофьева могли повредить жителям Украины, не уточнялось.

И в завершение — удивительный до степени «хоть смейся, хоть плачь» пример самоцензуры. Оказалось, что рассказы о свободе, независимости и чувстве собственного достоинства западных звёзд культуры и шоу-бизнеса — это не более чем несмешной анекдот.

Конечно, есть отдельные титанические личности вроде основателя легендарной британской рок-группы Pink Floyd Роджера Уотерса, который не стесняется критиковать Запад, задавать неудобные вопросы о Евромайдане и даже — о ужас! — поддерживать Россию. Но на одного Уотерса придётся с десяток совсем других западных «легенд».

РОДЖЕР УОТЕРС. ФОТО: IMAGO/STEFAN M. PRAGER/GLOBALLOOKPRESS

Так, немецкая группа Scorpions изменила свой хит Wind Of Change («Ветер перемен»), в котором звучали строки о прогулке по набережной Москвы-реки — теперь там отсылка к Украине. А британский рок-музыкант Стинг заявил, что при исполнении своей песни Russians («Русские») думает об украинцах. Пол Маккартни вообще не «заморачивался» — и после начала СВО перестал петь на концертах композицию Back in the U.S.S.R («Обратно в СССР»).

И эти люди обвиняют нас в отсутствии «внутренней свободы», в «духовном рабстве»…

Что с того?

Долго играть в полную отмену русской культуры у коллективного Запада получается плохо — слишком уж огромное значение имеют шедевры отечественной музыки, драматургии, живописи, кинематографа, литературы для мирового искусства, чтобы их можно было просто не замечать. И вот уже в занявшей воинственно русофобскую позицию по украинскому кризису Японии с успехом проходит Фестиваль российской культуры. А ведь на календаре весна 2024-го.

Но не стоит обольщаться: даже когда нынешняя антирусская истерия схлынет, это не изменит главного — высокомерного отношения к России как к стране «второго сорта». Которую по возможности нужно загнать, словно медведя, куда-нибудь подальше за Уральские горы, в глухую тайгу.

А великую русскую культуру, которую не отменить, они, наши «непартнёры», постараются присвоить, «забыв» о её происхождении. Это сегодня европейцы тренируются на криках «русским к Канту доступ воспрещён!» — а завтра начнут на голубом глазу и не краснея заявлять, что и Чехов, и Толстой, и Рахманинов с Мусоргским — это «общемировое достояние». А русскими эти великие творцы были лишь по недоразумению.

Так что шутки шутками и улыбки улыбками — а пора готовиться. И для начала со свойственным русскому характеру здоровым нахальством осадить Шольца: «Кант — наш!».

АЛЕКСАНДР БАБИЦКИЙ