Окончилась эпическая битва за Авдеевку. Слово «эпическая» здесь вовсе не красивое словцо, а имеет вполне определенный смысл: дело в том, что бои за Авдеевку на самом деле длились почти 10 лет – почти столько же, сколько и Троянская война, описанная в «Илиаде». Действие «Илиады» относится к последним дням десятилетней осады Трои ахейцами и охватывает промежуток времени всего лишь в последние 50 дней. Напомню, что в мае 2014 года жители Авдеевки активно голосовали за создание Донецкой Народной Республики. Но в июле того же года город заняли ВСУ.

В ходе контрнаступления в сентябре 2014 г. русским взять Авдеевку не удалось, поскольку для штурма такой огромной промзоны тогда просто не было войск. Эта линия фронта стабилизировалась до февраля 2022 года, но и тогда нашим войскам почти не удалось продвинуться – никакая артподготовка не смогла проломить построенный там укропами за много лет укрепрайон на базе промзоны, из которого они продолжали постоянно обстреливать Донецк (до центра Донецка там около 20 километров, любая гаубица достает).

Спросят, что же здесь эпического, если Донецк был вынужден гибнуть под обстрелами почти 10 лет и не смогли этому помешать раньше? Но на самом деле в этом и есть трагическая эпичность – многолетнее противостояние врагу, которое удалось выдержать. Ведь и из всех 10 лет Троянской войны большую часть времени вовсе не воевали, а лишь держали осаду и даже наверняка заключали перемирия. Кроме того, в 2015-2021 годах на этом участке фронта время от времени велись локальные бои. Собственно, тот самый активный штурм Авдеевки, который мы наблюдали последние полтора месяца как раз и соответствует тем 50 дням завершения войны, которые описаны в «Илиаде». Все эти совпадения не случайны, ведь это и есть реальный эпос.

Если же вернуться от исторических аналогий к современной реальности, то взятие Авдеевки в определенном смысле аналогично боям за Сталинград. Во-первых, эти бои очень похожи по условиям и тактике – бои малыми группами в промзоне и жилом секторе. Во-вторых, аналогичный они и по своему стратегическому смыслу: это взятие самого крупного оборонительного узла противника, после чего ему приходится отходить в голую степь, где обороняться уже будет намного труднее. Если наступать дальше на север вдоль железной дороги, то там следующим значительным городом является Краматорск (в нем тоже есть большая промзона), а за ним – уже знаменитый на весь мир по 2014 году Славянск. Но там нет таких мощных укрепрайонов, какой был в Авдеевке, поскольку в Авдеевке укропы строили его 8 лет – как находящийся непосредственно на линии фронта. В тылу у них таких укрепов нет, там есть лишь наспех построенные линии обороны – намного слабее тех, которые построила российская армия прошлой зимой и об которые разбилось украинское наступление 2023 года.

Естественно, что дальше опять будут затяжные бои с медленным продвижением наших войск вперед, однако нет сомнения в том, что именно Авдеевка стала тем «Рубиконом», после которого будет уже другая война – война, уже непосредственно ведущая к развалу украинского фронта. Когда это произойдет, сейчас не нужно гадать, но итог неизбежен.

Как известно, Запад уже пообещал, что в 2024 году даст Украине в 3 раза больше снарядов, чем дал в 2023-м; и еще обещает поставить миллион (!) беспилотников, правда сроки не указывает. В ответ на это стоит отметить, что производство снарядов в России растет точно такими же темпами, поэтому достичь превосходства в артиллерии Украине не удастся – превосходство по-прежнему останется на нашей стороне и еще увеличится, поскольку у нас растет и производство самих артсистем, в то время как Украине Запад их почти перестал поставлять. Что касается беспилотников, то эта цифра не должна никого пугать – в-основном это одноразовые коптеры для сброса одного боеприпаса. Т. е. указанная цифра соответствует примерно 1 миллиону гранат – но при том еще неизвестно, за сколько лет они собираются их получить. К сожалению, «одноразовые» беспилотники сейчас стали едва ли не главным средством уничтожения противника в полевых условиях, они работают по индивидуальным целям и являются самонаводящимися. На фронте их иногда называют «ангелами смерти». С другой стороны, у нас уже созданы очень эффективные средства борьбы с ними, поэтому из этого гипотетического 1 миллиона, если он даже и реально появится, то до цели долетят немногие.

В настоящее время ход СВО и медленное продвижение наших войск вызывают много сожаления у патриотов России и злорадство у русофобов всех мастей. На этом фоне взятие Авдеевки стало очень радостным событием. Авдеевка была более мощным узлом обороны, чем Бахмут, и равна в этом отношении Мариуполю. Как и по отношению Мариуполю, по отношению к Авдеевке иногда даже применялась метафора «Донбасский Сталинград». По отношению к Мариуполю это не точно, поскольку Мариуполь – это не Донбасс, а Приазовье (так же, как и Луганск – это не Донбасс, а область Войска Донского). А вот Авдеевка – это как раз самое «сердце» Донбасса, причем не только географически, но и по сути: это, собственно, даже не город, а конгломерат рабочих поселков, возникших при заводах. Именно таковы все «классические» города Донбасса. То есть это уже готовые узлы обороны, которые легко оборонять и очень трудно штурмовать. Это важно понимать всем людям, которые сетуют на якобы «медленное» продвижение наших войск. В этой местности любое продвижение уже является подвигом.

Мне уже приходилось писать статью под названием «Донбасский Сталинград». В феврале 2016 года я находился в больнице с астмой, меня еле успела туда довезти скорая, а то уже был бы на том свете. Едва я пришел в себя под капельницей, как мне позвонили «сверху», из Министерства информации ЛНР, где я тогда работал, и приказали срочно, буквально на завтра, написать статью к первой годовщине Дебальцевской операции. Хотя я был еле живой, но статью написал в ноутбуке, который в больницу принесла жена, и она пошла на целый разворот в главную тогда газету в ЛНР – газету «Республика». Писать её было очень сложно, поэтому кроме меня никто не взялся. Дело в том, что хотя взятие Дебальцева в феврале 2015 г. завершилось успешно, но там было далеко не все так красиво и гладко, как показывали российские телеканалы. Там укропы сидели в мощном укрепрайоне в жилом секторе, который они строили полгода, и их даже по численности было едва ли не больше, чем штурмовавших наших. Посылали на штурм уже «сводные роты», которые набирали из комендатуры и тыловых частей. Кроме того, у наших войск была низкая выучка и большая неразбериха. Собственно, это были ещё те же ополченцы, хотя и «кадрированные» в ноябре 2014 г. Об этом тогда было писать нельзя, но сейчас, я думаю, самое время.

Как говорили те, кто там побывал, «мы победили укропов потому, что у них бардака было еще больше, чем у нас». Однако был и массовый героизм – и это не избитая метафора, а самая реальная реальность. Армия ДНР с запада, а армия ЛНР с востока зажали Дебальцево не в «котел», а «бутылку с узким горлышком», простреливая с двух сторон дорогу, по которой они прорывались на север. Потом в укропских блиндажах находили горы брошенных баулов со всяким добром, награбленным ими у местного населения…

Я вспомнил это сейчас для того, чтобы была видна разница между тем временем и нынешним. Как воевали тогда и как сейчас. Насколько война стала иной – собственно, возник новый вид войны, которой не было раньше. Это война XXI века – война сложнейшей электроники и космических спутников. В которой на передовой находятся только небольшие мобильные группы, которым проще укрыться от беспилотников и артиллерии. Но главное в ней не изменилось – это все тот массовый героизм, который не является лишь красивым словцом, но всегда был и остается главным условием победы.

В украинских сетях уже пишут об «авдеевской катастрофе». Депутат Пётр Дербаль сообщает, что по его данным во время отхода (вернее, хаотичного бегства) ВСУ из Авдеевки «потерялось» около 850 бойцов, включая 350 раненых, которых бросили в виду невозможности их эвакуации. Одновременно там же сообщается, что русское наступление 18 февраля началось и на Запорожском направлении с применением самых мощных средств, от орудий крупного калибра и «Солнцепеков» до FPV-дронов. Уже за один день 18-го наши смогли продвинуться на двух участках выступа, которые создало ВСУ летом в районе Работино — Вербовое. Намечается «срез» выступа, тем более что на украинской стороне в панике сообщают о том, что на этом направлении у РФ уже накопилось войск больше, чем под Авдеевкой.

Так мы встречаем двухлетие СВО. Для понимающих людей с самого начала было ясно, что это новая Отечественная война. Для менее понятливых стало ясно сейчас. Для некоторых это станет ясно только тогда, когда она закончится нашей победой. Но и каждая малая победа нам очень дорога!

Автор: Виталий Даренский