Одной из важных новостей прошедших дней стало заседание Высшего госсовета Союзного государства в Санкт-Петербурге. Также президенты Белоруссии и России Александр Лукашенко и Владимир Путин отдельно провели переговоры.

Отметим, что в Петербурге и окрестностях Лукашенко провёл несколько дней. Вместе с Путиным они посетили целый ряд важных мероприятий. В том числе они были связаны с 80-летием полного снятия блокады Ленинграда.

На этот раз прессе стало известно, что говорили, в основном, об экономике и военно-промышленном комплексе. «Мы обсуждали многие проблемы, думали о том, как дальше развиваться, и какие системы мы будем развивать с учетом этого горького опыта специальной военной операции», – заявил Александр Лукашенко.

Путин и Лукашенко продолжают регулярные встречи. Источник: president.gov.by

Что касается экономики, Президент Российской Федерации Владимир Путин отметил рост товарооборота и хорошую динамику российских вложений в Белоруссии.

«Россия является крупнейшим инвестором: $4 млрд наши инвесторы инвестировали в экономику Белоруссии. Эта работа идет в двустороннем режиме: наш бизнес работает в Белоруссии, но и белорусские друзья все активнее и активнее осваивают российский рынок», – подчеркнул он.

Теперь немного о Высшем госсовете. Договорились далее работать над замещением импорта, снять оставшиеся барьеры в торговле. Есть и планы в скором времени расширить пропускную способность Октябрьской железной дороги, чтобы больше грузов из Белоруссии пошло в порты Санкт-Петербурга.

Прибалтика эти потоки потеряла вместе с рабочими местами для своих же граждан. Теперь белорусские грузы обрабатывают российские морские гавани. Причём не только Санкт-Петербург.

Вот и губернатор Архангельской области Александр Цыбульский предложил Белоруссии подумать о создании терминала для перевалки грузов, в том числе калийных удобрений, в одном из старейших портов России.

Но всё таки базовым направлением для перевалки белорусских грузов стали Санкт-Петербург и Ленинградская область.

На этом направлении будут расширяться возможности железной дороги. К 2025 году за счёт этого масштабы перевалки грузов из Белоруссии через порты Ленобласти и Санкт-Петербурга должны достичь 15 миллионов тонн. Интересно, что для этого продолжат то, что делалось ещё при СССР. Будут расконсервированы железнодорожные разъезды, строительство которых не было завершено в советское время.

Заседание Высшего госсовета Союзного государства в Константиновском дворце. Источник: president.gov.by

Что же касается темы неспокойных мигрантов, напомним события недавнего прошлого. В 2021 году на границах Белоруссии и стран ЕС обострился миграционный кризис. Жители Ближнего Востока и других стран, неблагополучных с точки зрения экономики или войн, освоили новый маршрут. Если ранее они массово ехали в обеспеченные страны Евросоюза через Грецию и в целом перемещались на южном направлении, то теперь всё больше стали следовать транзитом через Белоруссию.

Польша и прибалтийские государства предприняли различные, в том числе и очень жестокие меры по блокированию этого потока. Это вызвало серьёзные волнения среди мигрантов в ноябре 2021 года. Очень большое количество желающих прорваться «за кордон», собралось в одном из районов на границе с Польшей. Начались столкновения с польскими силовиками.

Логика Белоруссии была простой и понятной: раз ЕС создал эту проблему, пусть он её и решает. Тем более, что раньше, до напряжённых отношений с Белоруссией, Брюссель выделял Минску техническую помощь как раз для купирования проблемы незаконной миграции. Однако, когда ожидания ЕС в части государственного переворота в Белоруссии не оправдались, Европа стала сворачивать сотрудничество с «неугодной» белорусской властью, в том числе и по вопросу миграции. Ну, и одновременно душить Белоруссию санкциями.

Сейчас белорусские силовики, с одной стороны, периодически рассказывают о равнодушии Евросоюза к судьбе мигрантов (а поводы для этого есть), с другой – пресекают их чрезмерную активность, особенно в тех случаях, когда «путешественники» совершают преступления – грабежи и поджоги.
А в целом белорусские пограничники подводят итоги минувшего года. Так, первый заместитель председателя Государственного пограничного комитета Игорь Буткевич дал высокую оценку деятельности Гомельской пограничной группы в 2023 году: все поставленные задачи гомельские стражи границ выполнили успешно. По словам начальника группы Владислава Бруева, обстановка на гомельском направлении оставалась напряжённой, но была под контролем.  «Периодически фиксировались факты провокационных действий со стороны вооружённых формирований Украины, повреждения пограничной инфраструктуры, оскорбления и демонстративные действия», – рассказал он. К сожалению, Украина пока не проявляет стремления к миру, потому на границе с соседями так неспокойно. Однако Александр Лукашенко надеется на перемены, на то, что политический курс Украины изменится, и украинский народ «вернётся».

На заглавном фото: В Ивановском районе сегодня, 8 февраля 2024 года, открылся новый комплекс погранзаставы под названием «Мохро» (по названию населённого пункта в Брестской области), сообщили в Государственном пограничном комитете РБ.

Погранзастава будет охранять участок границы с Украиной протяжённостью более 30 километров.

Алесь МИХНЕВИЧ