«Когда хорошо обстреляют, тогда меняется всё. Непонятная война просто, и всё». Это фраза бывшего уже всушника, который сбежал в Белоруссию – на Гомельщину. Понимал, что тут могут по-разному встретить, но ему уже было всё равно. Лишь бы уйти с фронта.

Зовут этого, теперь уже экс-военнослужащего ВСУ, Григорием. Он из Житомирской области. Мужчина оказался в Белоруссии совсем недавно, согласился пообщаться с журналистами и дал серию интервью. С ним в страну из украинской армии сбежали ещё два человека. Те свои личности попросили не светить, и белорусское ТВ даже «замылило» их лица в репортажах, уважая просьбу. Эти двое ничего не стали говорить журналистам. Видимо, у вчерашних всушников на это есть причины – например, опасения за родных. И это, конечно, о многом говорит.

Вот ещё о чем рассказал Григорий, который в недавнем прошлом был мобилизован и отправлен на фронт.

Никакой особой подготовки с ним и его однополчанами не проводилось. Просто бегали по лесу, рыли окопы. Потом был Бахмут. Повезло, что попал не в самую горячую фазу, но мало хорошего увидел на «нуле». Из 60 человек полегла половина. Причём кроме автоматов Калашникова у украинских военных ничего не было. Сражайтесь, как хотите.

Наверное, где-то в ВСУ есть и артиллерия, и ПВО, и другое. Но эти люди никакой связи со смежниками не имели. Их просто бросили затыкать собой «дыру» на фронте, а против них работали не только пехотинцы российской армии, но и артиллерия. Ещё повезло Григорию и его однополчанам в том, что им был дан приказ оставить позиции.

Пока идёт проверка, Григорий и товарищи будут сидеть в камерах. По их словам, они не участвовали в военных преступлениях, вся их вина в том, что не смогли уберечь себя от мобилизации. Если это подтвердится, будет перспектива нормально жить где-то в Белоруссии или России. Перевезти семьи. Кстати, если изучать видео с пленными, которые публикует российская сторона, не так уж и мало таких всушников. Они не горят желанием возвращаться на Украину. Не хотят они ехать и в Польшу, либо другие западные страны. Уже очевидно, что риск выдачи оттуда таких беглецов становится всё выше. Там они – чужие люди, и мигрантов разных сортов Европа набрала достаточно.

А вот в России и Белоруссии, как бы не корчились украинские националисты, жители Украины – свои люди. Беженцам сочувствуют, им помогают на всех уровнях. Белорусы и россияне со временем примут даже тех, кто заблудился не по своей воле. Исключение будут составлять военные преступники. Тех тоже примут, но в тюрьмах и колониях.

Но, кстати, белорусы уже научены Украиной – в комментариях под видео с признаниями беглецов-всушников они призывают к бдительности и выражают надежду на профессионализм белорусских спецов. Мол, «веры этим бегунам нет», «без артобстрела они готовы с нами воевать», «надо проверять и проверять», «руки нежные, а говорят, что окопы копали», «они теперь под серьёзным присмотром спецов, каждый их вдох и выдох будут фиксироваться», «присматривать за ними надо, конечно, хотя сейчас любой мужик на Украине мечтает только об одном – сбежать».

Пётр МЕТЕЛЬСКИЙ