Автор недавно посмотрел те эпичные кадры, на которых Владимир Зеленский испуганно выглядывал из окна грязного «Мерседеса», едущего по таллинским улицам. Какой-то детско-наркотический страх читался в маленьких глазках нашего «нелоха». Но дело не в этом. Просто у автора появилось интригующее чувство deja vu.

После пары часов напряжённых воспоминаний — эврика! — вспомнил. С экрана на меня смотрела один в один пляжная обезьянка из Широкой Балки 90-х годов. Зашуганная тысячами отдыхающих, животина сидела на плече фотографа и иногда пряталась за его спиной, периодически испуганно выглядывая в мир. Конечно, стоило слегка потерять внимание, как эта тварь Божья могла спереть вещи, но в сравнении с Зеленским обезьянка, разумеется, была безвредной.


Владимир Зеленский

И вот на этом фоне крайне смешно слышать призывы ликвидировать этого клоуна. Нет, мысль дельная, если её рассматривать отдельно от последствий. В самом деле, а какие последствия могут быть от смерти этой немощи? Да никаких. На что может повлиять эта спирохета? Ни на что…

И тут на передний план выходит некая политическая и организационная увечность нашего мышления. Мы привыкли персонифицировать зло, а одновременно с этим не замечать всю систему. На самом деле, в парадигме столкновения цивилизаций незначительных нюансов просто не существует. И борьба будет идти не только на фронте, но и в образовании, культуре, экономике, информационном поле и т. д.

Поэтому сегодня хотелось бы немного подсветить деятельность такой украинской националистической конторы, как «Пласт». Ещё при создании этой организации была пошита замечательная ширма в виде статуса скаутского движения, за которой спрятали кадавра, уже давно оставившего позади гитлерюгенд.

Земля тебе стекловатой, пластун!

В конце прошлого года по украинским пабликам разнёсся протяжный поминальный вой. Украинские сетевые патриоты поминали командира взвода в звании лейтенанта Захара Скляра, который был ликвидирован в боях под Марьинкой. Казалось бы, очередное пушечное мясо легло своей смертью на вес грехов киевского руководства, и, простите за цинизм, что с того?

И автор сам бы не обратил на это никакого внимания, если бы всё те же украинские патриоты не полировали посмертную карму Скляра тем фактом, что он один из руководителей среднего звена в организации «Пласт». Поэтому благодаря годам радужного позиционирования пластунов как бессребреников, водящих детишек в походы, плач по Захару докатился и до российского сегмента. И вот тут впору задаться классическим вопросом: а был ли покойный нравственным человеком? И ещё более важный вопрос: а что есть «Пласт»?

Сам Захар родился в городке Кременной, что ныне в ЛНР. Первый крутой поворот в его судьбе был связан с майданом и начавшимися боевыми действиями. Родители юного Захара решили покинуть Донбасс и перебраться в Ивано-Франковск. Пользуясь постзнанием, можно указать, что Скляр был уже тогда обречён.

В Ивано-Франковске парня живо взяли в оборот именно пластуны. Дело пошло резво. После пары походов и двух-трёх установок палатки Захар Скляр уже сам становится командиром целого пластунского лагеря. И, судя по всему, Захар проявлял удивительную «политическую сознательность», т. к. его командировали развивать филиал «Пласта» аж в Польше.

Внимательному читателю, думаю, не стоит напоминать, в каком именно русле поляки «развивают» украинские или белорусские филиалы любых движений на своей земле. Каким бы фиговым листком это ни прикрывали, в итоге оттуда лезет махровый национализм, да ещё дрессированный военными специалистами. А называть их можно хоть скаутами, хоть оппозицией, хоть кружком вышивания крестиком.


Вот такие скауты…

Пикантность ситуации придаёт то, что, собственно, ни поляки, ни украинские боевики этого не особо скрывают. К примеру, всё тот же друг всех детей и обожатель лесных посиделок Скляр после обкатки в Польше уже в 2022 году отправился «повышать квалификацию» по стандартам НАТО. Чем закончился вояж? Ну, как уже указано, вояж завершили русские солдаты в районе Марьинки путём отправки Захара к Степану Бандере, который, кстати, в детстве тоже был пластуном.

Казалось бы, стоит ли столько внимания уделять «Пласту» в карьере Захара Скляра? Ну побегал по лесу, запекал картошку, покормил комаров, сломал гитару и отравился ложным опёнком? Однако дело в том, что членство в «Пласте» пожизненное. И это неспроста, т. е. организация более чем серьёзная.

«Грушинские гитаристы» с винтовками

Официально «Пласт» был организован как украинское скаутское движение в 1911 году. При этом «Пласт» открыто заявлял о себе как об организации аполитичной. Как говорится, если начали со лжи, то логичнее всего ложью и заканчивать.

Основатели «Пласта» характеризуют его едва ли не лучше, чем последующие телодвижения этого сельского филиала НСДАП для школьников. Александр Тысовский, родившийся в Австро-Венгрии на Львовщине, после основания «Пласта» удивительным образом уживался и с австрийцами, и с поляками, а позже с нацистами. В период нацистской оккупации Тысовский даже свободно продолжал учиться на Высших агрономических курсах. А вот от русских войск Александр в 1944 году бежал в Вену.

Другой основатель «Пласта» не менее интересен. Иван Чмола также родился в Австро-Венгрии. Натаскали австрийцы Чмолу весьма знатно. Кроме «Пласта», он также был одним из основателей сечевых стрельцов, которые в начале Первой мировой войны мигом выступили на стороне… Австро-Венгрии. Выступили, правда, не очень бодро, т. к. уже в 1914 году Чмола попал в русский плен.

Потом он будет ещё долго скитаться, регулярно выстраивая «Пласт» в качестве подпольщиков против России, а позже СССР. Показательно, что оба сына Чмолы вступят в ряды карательной нацистской дивизии «Галиция». Зато после войны вся семейка сбежала в США, кроме Чмолы, тогда уже покойника.

Ещё одной знаковой фигурой в начале создания «Пласта» был Андрей Шептицкий. Тот самый «митрополит»-грекокатолик, который позже поддерживал теснейшую связь с ОУН (запрещённая в России организация), потворствовал националистическому терроризму, слал поздравительные письма Гитлеру и формировал институт капелланов при карательных батальонах украинских коллаборационистов.


Шептицкий и пластуны

Думаю, не нужно иметь богатую фантазию, чтобы понять, какие морально-нравственные настроения царили в «Пласте» с такими лидерами? Кстати, Шептицкий занимался как раз идеологическим кормлением юных пластунов.

Крайне важен и финансовый генезис «Пласта». Несмотря на весь националистический «патриотический» угар, эту контору всегда спонсировали извне. По какой-то причине местные хуторяне отнюдь не спешили финансировать этих юных патриотов. Наоборот, в «Пласт» шли, чтобы поправить финансовое положение, а не усугубить его. Впрочем, это касается любой националистической организации Украины: кто за колбасу, а кто-то и за домик в предместьях Мюнхена. Но вернёмся к нашим баранам.

Как это ни парадоксально, но «Пласт» сколачивался не просто с одобрения Австро-Венгрии, но и благодаря её финансированию. Конечно, ни о каком конструировании «украинского самосознания» Вена и не помышляла. Её целью было оторвать свежеиспечённых «украинцев» от тела русской цивилизации.

Таким образом, в рамках «Пласта» сначала ставилась задача дерусифицировать население, затем убедить это население в его исконном украинстве. После же следовало убедить, что украинскую самость угнетали исключительно русские. Ну а венцом дрессуры людей был постулат, что «украинцы» — это европейский народ в лоне Австро-Венгрии, что, конечно, является благом.


Степан Бандера в «Пласте» (справа)

Также стоит упомянуть, что Австро-Венгрия подходила к работе системно, как и современный коллективный Запад. Поэтому все яйца в одну корзину не клали. Кроме «Пласта», действовали националистские организации вроде «Просвиты», «Сокола», «Сичи» и т. д. И, что важно, все эти формирования имели собственную легенду. «Просвита» якобы занималась просветительской деятельностью, а «Сокол» занимал всё ту же нишу скаутинга. И эти организации процветают по сей день.

Вам это ничего не напоминает? Очередное deja vu? Нет, просто не нужно изобретать велосипед…

Мобилизационный ресурс в школьном возрасте…

Учитывая организационные способности и политические взгляды вышеозначенного Чмолы, не стоит удивляться, что «Пласт» ещё в Первой мировой войне стал мобилизационным ресурсом для… Австро-Венгрии. Именно пластуны стройными колоннами ломанулись в состав сечевых стрельцов (Украинский добровольческий легион, он же УСС).

Забавно, что сама Вена в итоге долго не решалась отправить в бой УСС, и не зря. Мягко говоря, на поле брани сечевики себя не показали. Их «боевой путь» был анекдотичен. При этом сечевики были весьма ветреным коллективом. Они успели «повоевать» сразу за три стороны: Австро-Венгрию, ЗУНР (Западно-Украинская народная республика) и УНР (Украинская народная республика), не считая мелких местечковых ситуативных союзов.

Однако просто так активы не бросают, поэтому и «Пласт» продолжил своё существование. И первый удар по нему был нанесён поляками. Пилсудскому контора показалась сомнительной, да и польский гонор, верно, дал о себе знать. Юзеф активно полонизировал Западную Украину, уже планировал захватить Киев и Минск, а превосходные отношения с Гитлером убеждали Пилсудского в том, что и Москву распиливать будет удобно и сытно. При таком раскладе какая-то сельская нациствующая организация ему была не нужна. Да и наличие таких персонажей, как Бандера и Шухевич в рядах «Пласта», не могло не обеспокоить Варшаву.

Но «Пласт» благополучно пережил эти «тяжёлые времена». Также благополучно организация пережила и приход советской власти, которая, несмотря на украинизацию, потворствовать пластунам не собиралась. А вот с приходом нацистов «Пласт» буквально распустил крылья. Наградой и символом украинских пластунов в 40-х годах официально была так называемая свастика заслуг в виде всё той же нацистской свастики.


Нашивки современного пластуна

Нацистские оккупанты не просто были лояльны к деятельности «Пласта», но и подкармливали его. Не обходилось без шероховатостей, особенно после ареста Бандеры немецкими властями. Но «Пласт» продолжал поставлять всё новое пушечное мясо, мясо идеологически подготовленное, посему пластуны практически открыто проводили свои сборища и даже обучали детишек стрельбе.

Наступление русских и поражение нацистов автоматически и закономерно заставило пластунов бежать на Запад. И так же закономерно Запад приютил их, обогрел и начал финансировать.

Прикрылись кленовым листиком!

Никого, конечно, не удивит, что «Пласт» наиболее уютно обосновался в Канаде. Дело в том, что к началу Второй мировой войны официальная Оттава была обеспокоена ростом пророссийских и большевистских взглядов в стране, основой которых были как раз мигранты из Малороссии. Поэтому канадцы начали планомерно нацифицировать эту среду через создание чисто националистического Конгресса украинцев Канады.

Первый же глава этого марионеточного конгресса Василий Михайлович Кушнир выступил, как говорится, на все деньги. Кушнир официально взял под опеку лагерь для интернированных карателей дивизии СС «Галиция» в Макмерри в Шотландии. Именно он позже эвакуировал этот нацистский актив в Канаду.

Естественно, конгресс мгновенно взял шефство и над «Пластом». На данный момент канадские пластуны являются полноправными членами конгресса и даже выделены в отдельную организацию общего тела этой конторы.

Финансирование было необычайно щедрым. Канадский «Пласт» обзавёлся даже собственной периодикой, естественно, с националистическим подтекстом. Членство в «Пласте» открывало перед юношами и девушками безоблачные перспективы. Чтобы судить о масштабах этой конторы, автор просто приведёт список более или менее известных выходцев из канадских, а позже и американских отделений организации.

Членом «Пласта» была печально известная «доктор смерть» Ульяна Супрун, бывшая министр здравоохранения Украины, родившаяся в Детройте. До сих пор в пластунских сборищах участвует Христя Фриланд, заместитель премьер-министра Канады. Пластуном был Роман Ващук, бывший посол Канады на Украине с украинскими корнями.


Скрин с сайта канадского «Пласта»

Жена бывшего президента Украины Виктора Ющенко Екатерина Ющенко-Чумаченко тоже провела детство в «Пласте». Голливудские «звёзды» Кэтрин Уинник (сериал «Викинги») и Вера Фармига (сериал «Мотель Бейтс», фильмы «Судья» и «Исходный код») в детстве были активистками «Пласта». Таким образом, «Пласт» фактически становится определённой «кузницей кадров». А так как, как я указал выше, членство в этой организации пожизненное, то недооценивать мощь конторы нельзя.

Ты их в дверь — они в окно…

Развал Советского Союза мгновенно обернулся своеобразной репатриацией националистических структур обратно на Украину. И вот персонажи, которые без какой-либо утайки на роль образцового пластуна ставят Степана Бандеру и Романа Шухевича, возвращаются на Украину в 90-х годах.

Разумеется, уютнее всего пластуны обосновались на Западной Украине, т. к. не вся Украина была готова снова возводить кровавых коллаборационистов в пример, да ещё и учить на этом примере детей. Однако вода камень точит. И вот майдан, по сути, стал ренессансом для «Пласта». Контора выползла с Западной Украины и буквально взяла штурмом Киев. Многие активисты майдана вроде скандально известного бывшего нардепа Верховной рады Владимира Парасюка были как раз пластунами и выходцами с Западной Украины.

А истинный триумф «Пласта» пришёлся на январь 2020 года. 16 января того года на Украине вступил в силу закон № 385-ІХ о государственной поддержке пластового движения. Фактически «Пласт» стал государственным монополистом в сфере внешкольного образования детей. На деньги самих украинцев их детей начали натаскивать в нацистском духе.

Почему только в 2020 году? Всё просто. «Пласт» занял своё законное место, которое ему отвели ещё в Австро-Венгрии — мобилизационный ресурс пушечного мяса, которое, несмотря на националистический угар, почему-то разбегается с Украины быстрее лани.

По словам начальника отдела организации пограничного контроля Западного регионального управления ГПСУ Игоря Матвийчука, только за день Украину покидают шесть тысяч мужчин призывного возраста! В таких условиях каждое лыко в строку.

«Лесные туристы» или «лесные братья»?

Если общим взглядом окинуть деятельность и историю «Пласта», то перед нами не какие-то «походники» и костровые гитаристы, это не любители природы, а многофункциональная полувоенная организация специфического этнического типа, сколоченная исключительно на принципе противостояния России. В рамках «Пласта» можно выращивать боевиков, информационных провокаторов, диверсантов и даже дрессировать политический актив.

Не последнюю роль пластуны играют как раз в политике. Стоит указать, что Христя Фриланд не только заместитель премьер-министра Канады с пещерной русофобией головного мозга, но и претендент на должность генсека НАТО. При этом Христя регулярно продолжает посещать мероприятия «Пласта».

Фактически «Пласт» может выступать в роли силовой спецслужбы, а необычайная разветвлённость этой конторы только выгодна. Сейчас отделения «Пласта» имеются в США и Канаде, в Австралии и Австрии, Британии и Франции. Фактически даже иностранец с абсолютно законным гражданством какой-нибудь Австрии может оказаться пластуном с уже тщательно подправленной фамилией — для ведения подрывной деятельности просто подарок.

К сожалению, в России на «Пласт» смотрят сквозь пальцы. Ну, бегают какие-то лесники с персональной группой школоты по перелескам да оврагам — ну и чёрт с ними. На самом же деле практика показывает, что «Пласт» вполне надемонил себе на звание экстремистской организации…

Сергей Монастырёв