Ракета AGM-88E. Фото Wikimedia Commons

Радиолокационные станции разных классов и типов имеют особое значение для современной армии – они помогают собирать данные об обстановке в воздухе, на море и в воздухе. В связи со значительной ролью, РЛС являются одной из приоритетных целей для огневых средств противника. Так, в ходе нынешних боевых действий украинские формирования регулярно пытаются атаковать наши локаторы, для чего используется в основном управляемое ракетное вооружение воздушного базирования.

Радиолокация и противодействие

На вооружении российской армии состоят РЛС всех основных классов и множества типов. Техника разных моделей сейчас используется в рамках Спецоперации по защите Донбасса и решает возложенные на нее задачи. Общими усилиями станции создают сплошное радиолокационное поле, покрывающее тылы, населенные пункты, линию фронта и территории противника.

За освещение воздушной обстановки и поиск целей отвечают радиолокаторы с дальностью действия от десятков до сотен километров, самостоятельные или входящие в состав зенитных систем / комплексов. Также все основные ЗРК и ЗРПК имеют собственные РЛС обнаружения и сопровождения целей. Радиолокаторы широко распространены в авиации – самолеты и вертолеты комплектуются компактными бортовыми РЛС, а для более сложных задач существуют самолеты дальнего радиолокационного обзора. Свои собственные РЛС есть и у сухопутных войск. Они используются в контрбатарейной борьбе или в разведке.

Активная работа российских локаторов и использование данных от них предсказуемо не устраивают киевский режим. Он стремится противодействовать нашим РЛС и использует для этого разные средства. В ход идут станции радиоэлектронной борьбы для подавления РЛС, противорадиолокационные ракеты, а при возможности и иные огневые средства.


Глубоко модернизированная AGM-88G AARGM-ER. Графика Минобороны США

Регулярно сообщается о тех или иных попытках украинских формирований использовать оружие, предназначенное для поражения наших РЛС. Однако подавляющее большинство таких эпизодов завершается для них неудачей. Российская армия регулярно сообщает об успешном перехвате противорадиолокационных ракет, имеющихся у противника.

Ракетный арсенал

По понятным причинам, наибольшую угрозу для наших РЛС представляют вражеские ракеты с пассивной радиолокационной головкой самонаведения, предназначенные для атаки излучающих объектов. В теории, у киевского режима может быть подобное оружие нескольких типов, но на практике применяется только один образец, причем иностранного производства.

По известным данным, в ходе распада СССР и раздела имущества его вооруженных сил независимая Украина получила противорадиолокационные ракеты нескольких типов. На украинских складах остались изделия Х-25МП, Х-28 и Х-58. По некоторым данным, к настоящему времени у этих ракет вышли сроки хранения, и они непригодны для использования.

В конце июля 2022 г. киевское руководство сообщило о получении первой партии иностранных противорадиолокационных ракет неназванного типа. Всего через несколько дней после этого заявления в зоне боевых действий были обнаружены обломки американской ракеты «воздух-поверхность» AGM-88 High-speed Anti-Radar Missile (HARM). США передали это оружие Украине в рамках военно-технической помощи, причем поставка осуществлялась в закрытом порядке и без официального анонса.


AGM-88 под крылом украинского МиГ-29. Фото Telegram / BMPD

ВВС Украины начали регулярно применять полученные ракеты и пытались поражать российские РЛС или иную технику как в зоне боевых действий, так и в тылу. Подавляющее большинство таких атак завершилось неудачей. Ракеты AGM-88 оказались удобной целью для российских систем противовоздушной обороны. Основная масса запущенных изделий перехватывается в полете.

Кроме того, часть ракет HARM попросту не долетает до цели из-за неполадок. Как оказалось, США передали киевскому режиму изделия старого производства, и у многих из них закончились гарантийные сроки – с соответствующими последствиями для работоспособности.

Как следует из сообщений нашего Минобороны, противник по-прежнему регулярно применяет ракеты AGM-88. При этом можно заметить, что интенсивность таких ударов постоянно сокращается. Это связано с боевыми успехами российской истребительной авиации и ПВО. Они ведут систематическую демилитаризацию украинских ВВС, и у последних постепенно уменьшается количество самолетов-носителей ракетного вооружения.

Ударный комплекс

Таким образом, в распоряжении ВВС Украины фактически имеется только один образец авиационного противорадиолокационного вооружения, причем иностранного производства. Ракеты AGM-88 применяются самолетами советской постройки, прошедшими необходимую доработку. Как показала практика, подобный ударный авиационный комплекс имеет весьма ограниченный боевой потенциал, и его применение связано с высокими рисками.

Ракета AGM-88 HARM была разработана на рубеже семидесятых-восьмидесятых годов, и в 1983 г. поступила на вооружение тактической авиации США. В дальнейшем она прошла несколько модернизаций, связанных с заменой ключевых компонентов и позволивших серьезно повысить тактико-технические характеристики. Основным заказчиком ракет всех модификаций были США; кроме них это оружие получили еще почти два десятка стран.


Пара украинских истребителей. МиГ-29 на заднем плане несет противорадиолокационные ракеты. Фото Telegram / BMPD

AGM-88 основных модификаций построены в унифицированном цилиндрическом корпусе с радиопрозрачным головным обтекателем. Длина изделия — 4,2 м, диаметр – 250 мм. На корпусе имеется два набора плоскостей максимальным размахом 1,13 м. Стартовая масса, в зависимости от модификации, ок. 350-360 кг. Модификация AGM-88G с повышенной дальностью полета отличается увеличенным диаметром и весит 467 кг.

Изделие оснащено двухрежимным твердотопливным ракетным двигателем, дающим максимальную скорость полета более 900 м/с. Ранние модификации ракеты могли поражать цели на дальностях до 100-150 км. Для AGM-88G с другим двигателем этот параметр заявлен на уровне 300 км. Подразумевается, что для достижения таких характеристик ракета должна стартовать с самолета-носителя, дающего ей начальную скорость и высоту.

Все варианты HARM оснащаются пассивными радиолокационными головками самонаведения, способными засекать и сопровождать наземные источники излучения. В ходе модернизации ПРГСН совершенствовалась, а также дополнялась средствами инерциальной и спутниковой навигации. Последние модификации, такие как AGM-88G, получили и активную радиолокационную ГСН. Во всех случаях заявлено КВО не более 8-10 м.

Ракеты оснащались осколочно-фугасными боевыми частями разных типов. По мере совершенствования двигательной установки и роста тяговооруженности, появлялась возможность увеличить массу БЧ и повысить ее могущество.


Обломок ракеты, упавшей либо сбитой летом 2022 г. Фото Telegram / «Военный осведомитель»

ВВС Украины используют ракеты AGM-88 на истребителях Су-27 и МиГ-29 советской постройки. Оружие подвешивается на штатные балочные держатели, прошедшие некоторую доработку. По всей видимости, была доработана и бортовая электроника самолетов, однако подробные сведения на этот счет отсутствуют. Неизвестно, удалось ли полноценно связать американскую ракету и советский прицельно-навигационный комплекс, или пилот может только управлять пуском без контроля прочих функций боеприпаса.

Устаревание и другие проблемы

«Гибридный» авиационный комплекс на основе советских истребителей и американских противорадиолокационных ракет в целом не оправдал надежд киевского режима. Его боевая эффективность оказалась крайне низкой, а попытки применения связаны с серьезными рисками. Тем не менее, украинские ВВС понесли значительные потери матчасти и фактически не имеют выбора. Им приходится применять то, что есть в наличии, не смотря на реальный потенциал и возможности.

Далеко не выдающиеся результаты применения противорадиолокационного вооружения Украиной обусловлены несколькими основными факторами. Первый – моральное устаревание техники и оружия. Самолеты-носители МиГ-29 и Су-27, имеющиеся у украинских ВВС, были построены не позднее конца восьмидесятых годов и с тех пор не проходили серьезной модернизации. Как следствие, они являются достаточно простыми целями для российской ПВО. То же касается и переданных Украине ракет, часть которых была выпущена еще в конце прошлого века.

Еще одна причина украинских неудач кроется в уровне развития российской техники. Наши современные РЛС, ЗРК / ЗРПК и системы РЭБ продемонстрировали способность засекать ракеты HARM и подавлять либо поражать их в полете. Дело в том, что такие ракеты в течение нескольких десятилетий рассматривались в качестве одной из типовых угроз для наших войск, и их учитывали при разработке средств обнаружения и поражения. Теперь системы ПВО демонстрируют свой потенциал и подтверждают прежние расчеты.

Таким образом, украинские вооруженные формирования имеют крайне ограниченные возможности для борьбы с российскими радиолокационными и радиотехническими средствами. Единственным работоспособным вариантом решения таких задач является использование старых самолетов и неновых импортных ракет. Как показала практика, такой подход не соответствует ожиданиям. Он не обеспечивает поражения всех намеченных целей, но создает повышенные риски для авиации. При этом у киевского режима попросту нет возможности изменить такую ситуацию.