Говоря о том, что сегодня в польской политике основная борьба идёт между «Гражданской платформой» (ГП) и «Правом и справедливостью» (ПиС), я не упомянул о ещё одной влиятельной политической силе, которая, впрочем, таковой вроде как не считается. Я про католическую церковь.

В отличие от православной церкви, вполне вольготно себя чувствовавшей под защитой византийских императоров, а впоследствии — русских царей (ну и прочих: турецкого султана там и разных владык калибром поменьше), католическая церковь с момента раннего Средневековья была вынуждена волей-неволей стать субъектом политики. Папа римский не только короновал императоров, но и сам был феодальным владыкой Папской области — немаленького, по меркам первого тысячелетия нашей эры, государства. Понятно, что политическая грамотность католического духовенства была на порядок выше, чем у православных коллег. А главное, в нём всегда присутствовал интерес к политике.

В Польше католическая церковь надолго стала фактором национальной самоидентификации: поляки не просто и в православной России, и в протестантской Германии оставались католиками. Само принятие католичества жителем Малороссии часто означало причисление себя к полякам. Так, знаменитый род русских магнатов Вишневецких после принятия Иеремией Вишневецким католичества стал польским. Да и между белорусами из западных областей и поляками различие чаще всего именно религиозное.

В ПНР католическая церковь была явной антикоммунистической силой, но умудрилась и сохранить влияние, и не подвергнуться гонениям. Руководящую роль ПОРП в государстве католическое духовенство не оспаривало, но прямых конфликтов избегало, предпочитая тактику лавирования. В общем, до начала событий 80-х годов прошлого века польская церковь действовала на периферии власти, отвоёвывая шаг за шагом влияние на определённые сферы жизни общества.

Этой политике сильно способствовало избрание папой в 1978 году Кароля Юзефа Войтылы, ставшего Иоанном Павлом II. Визит папы на историческую родину в 1978 годы во многом стал катализатором протестных настроений в ПНР. Как показала практика, два процесса в Польше протекали параллельно: рост активности движения «Солидарность» и рост религиозности молодёжи. Если в 1981 году религиозными себя называли 74 проц. молодых людей, то в 1988 году таковых было уже 96,4 проц. Это стало результатом творческого подхода католического духовенства к общению с молодыми прихожанами: создавались специальные малые группы для работы с молодёжью. Стоит ли говорить, что с началом протестов польская церковь публично противопоставила себя ПОРП и полностью поддержала Леха Валенсу и «Солидарность»? В результате в начале 90-х верующими считали себя 97 проц. поляков…

В 1991 году, согласно опросам общественного мнения, именно церковь стала самой влиятельной политической силой в стране, опередив президента, сейм, старую коммунистическую элиту и армию. Успехи католического духовенства выразились в запрете абортов, введении преподавания религии в школе, внесении в конституцию очередной реинкарнации Речи Посполитой, упоминании Бога и определении брака как союза мужчины и женщины. Интересным моментом стало то, что было провозглашено и закреплено в конституции автономное существование церкви и государства. Это не отделение церкви от государства, как в России (и большинстве других государств). Это значит, что «церковь и государство существуют в строго определённых сферах и обладают возможностью жить по своим собственным законам, при этом они не находятся в состоянии иерархии и подчинения, не изолированы, а скорее дополняют друг друга».

Впрочем, влияние церкви в Польше хоть и велико, но не безгранично. На выборах 1995 года церковь поддержала Валенсу, не желая видеть в президентском кресле бывшего коммуниста Квасьневского, что не помешало пану Александру отодвинуть пана Леха от кормушки. В 1993 году был заключён конкордат с Ватиканом, дающий католической церкви определённые преимущества на территории Речи Посполитой. Это выражается в преподавании религии в школах и дошкольных учреждениях: их посещают 96 проц. учащихся начальных и средних школ. В 1997 году в составе блока «Солидарности» в сейм прошло несколько клерикальных партий. В 2000-х годах в Бога верили 80 проц. поляков.

Нельзя сказать, что католическая церковь со своим стремлением к клерикализации Польши не встречает совсем никакого сопротивления в обществе. Многие поляки опасаются замены коммунистической идеологии клерикальной. Особенно если учесть активное (хотя и косвенное) участие церкви в польской политике: мало кто из политиков рискнёт покуситься на её интересы, опасаясь обвинений в атеизме. Поэтому в XXI веке католическая церковь действует в политике куда осторожнее, чем в 90-х годах века XX. Например, в 90-е церковь обращалась к верующим со специальными предвыборными посланиями. Сегодня эта практика прекращена: всё больше избирателей считает такую политическую активность духовенства неправомерной.

Наиболее полно установки Ватикана реализуются в программе ПиС — электорат ГП гораздо менее клерикален. ПиС родилась из «Солидарности», соответственно, является радикально антикоммунистической, что не может не устраивать католическое духовенство. Впрочем, к христианским демократам ПиС отнести нельзя — она куда радикальнее!

В 2001 году на выборах партия взяла на вооружение лозунг «Право, справедливость, работа» и получила 44 мандата из 460. В 2005 году она уже одержала победу, взяв 133 мандата. В итоге ПиС составила коалицию с «Самообороной Речи Посполитой» и «Лигой польских семей». Последняя партия — клерикалы и националисты (порой доходящие до прямого антисемитизма). Залогом победы этих малость маргинальных на тот момент партий стали рыночные реформы, сильно ударившие по кошельку электората. На выборах 2007 года ПиС получила ещё больше — 166 мест в сейме, но коалицию на этот раз сформировать не удалось. А потом Лех Качиньский неудачно слетал в Смоленск, и в 2011 году его партия немного уменьшила своё присутствие в сейме — до 157 мест. За ПиС голосует сельское население, где позиции церкви значительно прочнее, чем в крупных городах. А ещё электорат партии братьев Качиньских проживает по большей части на территориях, некогда принадлежавших Российской и Австро-Венгерской империям.

Интересно и другое, электорат ПиС гораздо менее мобильный, чем у ГП: люди, веками живущие на одной территории, гораздо консервативнее, чем население городских «Вавилонов». Избиратели ГП с «новых территорий», вошедших в состав Польши по итогам Второй мировой войны, — переселенцы из западных Украины и Белоруссии, они гораздо более либеральны и космополитичны. И гораздо менее религиозны!

В общем, можно смело сказать, что клерикально настроенный электорат в Польше является значительно более русофобски настроенным. Что может показаться странным: политика ПиС по отношению к традиционным ценностям и религии гораздо сильнее напоминает российскую, чем либеральное мировоззрение ГП. Объяснение этой странности достаточно простое: в Польше традиционализм предусматривает, скажем так… настороженное отношение к России и Германии как к державам, стремящимся (по мнению польских традиционалистов!) вести в отношении Речи Посполитой агрессивную политику.

А ещё ПиС и польские клерикалы однозначно за членство страны в НАТО, но вот членство в ЕС для них не является столь уж положительным моментом. По их мнению, засилье западной культуры может размыть польскую идентичность. Европейская индифферентность в религиозных вопросах в данном случае играет против еврооптимистов. Ответом на евровызовы, по мнению польских политиков от этой партии, может быть формирование «Четвёртой Речи Посполитой», в которой могла бы возникнуть «новая модель демократии, включающая в себя элементы популизма, авторитаризма и демократии большинства». По мне, так последняя цитата достаточно хорошо описывает фашистский режим, но полякам ли, для которых Пилсудский национальный герой, бояться фашизма?

В целом для ПиС католическая церковь — одна из опор польского общества. В 1991 году монахом Тадеушем Рыдзиком, взгляды которого — гремучая смесь римского католицизма с польским национализмом, была основана радиостанция «Радио Мария». ПиС частенько обвиняют в связях с этим радио, которое претендует на роль инстанции, определяющей друзей и врагов поляка-католика. В 2005 году «Радио Мария» поддержало на выборах ПиС и Леха Качиньского, который после победы не преминул поблагодарить радиостанцию за эту поддержку. И это при том, что сама католическая церковь от взглядов пана Тадеуша старается отмежеваться!

Для понимания того, насколько близки ПиС и польская церковь, стоит сравнить пункты политической программы партии Качиньского и Социальной доктрины католической церкви.

В Социальной доктрине главнейшим является принцип всеобщего блага, ведь всё, что существует в мире, было создано Богом и именно Он является источником всего в мире. Всеобщее благо при этом понимается как совокупность условий социальной среды, позволяющих как индивидам, так и группам легче достигать самореализации. ПиС также выступает за равные шансы для каждого гражданина и построение «народного капитализма». Государство, по мнению руководства партии, должно стремиться обеспечить благосостояние всех семей, поддерживать малый и средний бизнес, защищая его от давления крупного капитала.

Католическая церковь выступает за солидарность, которая подчёркивает равенство всех людей в обществе. Что ж, Ярослав Качиньский в своём выступлении заявил: «Мы воспринимаем личность в категориях христианских как нечто неразрывно связанное с общностью… Человек живёт в национальной, а также семейной общности. Это две основные общности. И только в них можно найти нечто, придающее смысл жизни». Для достижения солидарности в обществе, по мнению идеологов ПиС, нужно достичь примирения тех, кто преуспел после распада ПНР, и тех, кто пострадал от этого процесса.

Ватикан выступает за принцип «субсидиарности» — защиты личности от злоупотреблений начальства и побуждение последнего помогать отдельным индивидуумам и промежуточным группам. В общем, децентрализация власти, создание гражданского общества, перенос ряда полномочий на местный уровень. Стоит ли упоминать, что и ПиС в своих программных документах настаивает на развитии местного самоуправления, обеспечении прозрачности деятельности чиновников и гражданский контроль за муниципальными органами власти?

В общем, можно резюмировать: католическая церковь и сегодня является в Речи Посполитой реальной политической силой. При этом, опасаясь подорвать свой авторитет чересчур активным участием в политике, она опирается на партию Качиньского ПиС при проведении в жизнь своей повестки дня. При этом существует определённое противоречие между членством Польши в Евросоюзе, где преобладает либеральная идеология, не принимающая клерикализм, и вошедшей в состав польского национального кода католической религиозностью. Что даёт новый импульс польско-польской войне. На этот раз линия фронта проходит между консервативной глубинкой и либеральными жителями крупных городов.

Федор Ступин