© KONSTANTIN KOKOSHKIN/GLOBALLOOKPRESS

В ежедневном режиме получаю разные аналитические доклады, цифры, факты, представляющие повышенный интерес с точки зрения процессов, которые наблюдаются в России.

Порой речь идёт о фатальных последствиях для страны и её народа, причём в буквальном смысле этого понятия. Мы часто говорим про демографическую катастрофу, когда люди из-за отсутствия уверенности в завтрашнем дне прекращают рожать детей. Яркий пример – минувший 2023-й, когда демографами был зафиксирован худший результат, начиная с 1991 года. Однако есть и другой ракурс этой проблемы – преждевременная смертность населения страны. Вдумайтесь! Ежегодные потери российской экономики от этого составляют от 15 трлн до 24 трлн рублей. Ущерб от каждого недожитого года человека составляет от 226 тыс. до 513 тыс. рублей.

Такие цифры в своём новом докладе представили учёные Центрального экономико-математического института Российской академии наук (РАН). По их расчётам, наибольший ущерб экономике приносит смертность от внешних причин – ДТП, отравления (например, здесь ежегодные потери превышают 5 трлн рублей). Однако самый мощный удар наносится через здоровье, точнее его отсутствие.

Так, из-за заболеваний системы кровообращения экономика каждый год теряет до 4,8 трлн рублей. Онкология приносит ущерб в размере 2,8 трлн рублей в год. Болезни, связанные с органами пищеварения, приносят минус в 1,7 трлн рублей. Инфекционные заболевания (без учета туберкулеза, COVID-19 и ВИЧ) наносят ущерб экономике на сумму около 1,15 трлн рублей.

КОНЕЧНО, МОЖНО НЕ ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НА ИМЕЮЩИЕСЯ В РОССИИ ПРОБЛЕМЫ, НО ДАЛЬШЕ БУДЕТ ТОЛЬКО ХУЖЕ. ФОТО: © PETROV SERGEY NEWS.RU/GLOBALLOOKPRESS.

Главный вывод, к которому приходят учёные, заключается в том, что властям страны «необходимо увеличить расходы на здравоохранение». Сокращение смертности улучшит ситуацию с демографией и уменьшит ущерб отечественной экономике. Вывод, который сделали учёные, верный. Однако приоритеты бывают разные. Да, Минфин утверждает, что финансирование социальных статей является приоритетным направлением. Однако есть масса примеров, когда наблюдается обратная ситуация. Например, в науке. Несмотря на все заверения властей, денег на это направление выделяется минимум. Так, из федерального бюджета этого года будет выделено около 500 млрд рублей – это рекордно низкая цифра. В реальности необходимо увеличить ассигнования минимум в два-три раза. Данный факт, а также дальнейшая неопределённость уже стали причиной масштабной «утечки мозгов».

По разным оценкам, не менее 2,5 тысяч высококвалифицированных учёных за последнее время уехали из страны. Самое печальное, что уезжают молодые специалисты. Самые сильные и компетентные выпускники аспирантур и ординатур ещё в начале обучения принимают решение продолжить научную карьеру за границей. Наибольший отток – почти четверть выпускников – приходится на столичные вузы, такие как МГУ, МФТИ, Сколково, ВШЭ.

Масштаб бедствия очень серьёзный, как и цифры по преждевременной смирности. Однако этих фатальных тем почти нет в российском медиапространстве. У нас, к сожалению, любят рассуждать, как плохо на Западе или ещё где бы то ни было, но не в своём Отечестве. Однако правильный диагноз проблем – это начало выздоровления. Были бы желание и воля.

ЮРИЙ ПРОНЬКО