Кадр из кинофильма «Служебный роман». Во все времена секретарши в офисах играли очень важную, хотя и не всегда заметную роль. И, как и всякий другой человек, такая вот секретарша тоже может стать объектом пиар-воздействия…
Часто самый верный способ
ввести человека в заблуждение –
сказать ему чистую правду.

Марк Твен

Люди и общество. Статьи про пиар 90-х вызвали среди читателей ВО самый живой интерес. Но, к сожалению, многие прочитали эти материалы поспешно и невнимательно. И просто не поняли содержания такого понятия, как «связи с общественностью».

Так, очень многие посчитали, что это обман и «враки». На самом деле умелому пиармену нет смысла прибегать к обману, поскольку он знает, что все тайное рано или поздно становится явным. И репутация враля ему не нужна. И если обман все-таки имеет место, то… тут поработали либо троечники, а они всегда есть, были и будут, либо… это не пиар! Или пиар, но плохой, «черный», прибегать к которому преподаватели кафедры нашего Пензенского университета, и я в том числе, никогда нашим студентам не советовали. Он может сработать, да, но постоянно прибегать к нему просто опасно.

Возможно, свою роль в таком восприятии PR сыграли приведенные автором примеры. Их было много, они шли один за другим, имели в большинстве своем негативный посыл и… Люди на это повелись.

Но любой журналистский материал должен… цеплять! Поэтому-то эти примеры и были поданы. Потому что разве может зацепить материал о рутинной пиар-работе, которая состоит в написании и распространении пресс-релизов для СМИ?

Поэтому сегодня мы расскажем о других примерах работы специалистов по связям с общественностью. Не таких впечатляющих, но которые тоже случались. Но прежде заметим, что эта профессия требует наблюдательности, внимания к мелочам и большой эрудиции. Людям, книг не читавшим, в ней не преуспеть. Вот с этого-то мы и начнем.

Как-то раз пригласили специалиста по СО в фирму… повысить её доходы. А главное правило PR гласит, что любой пиар-кампании, будь то продвижение губернатора или бани, должно предшествовать исследование.

В данном же случае пиармен пришел, походил по помещению, куда приходили посетители, посмотрел по сторонам, и… предложил сменить линолеум розового цвета, лежавший у них на полу, на коричневый.

Удивились люди, но сделали и… Спустя какое-то время доходы у них и впрямь возросли! Видели бы вы, как они удивлялись! Ну какая тут связь?

А связь, между прочим, самая простая – от 25 до 30 % людей боятся наступать именно на розовый линолеум, потому что им кажется, что он проседает у них под ногами, а это вызывает у них дискомфорт. Об этом написано в специальной литературе, но бизнесмены из этой фирмы, понятное дело, такой литературы не читали, и, постелив у себя розовый линолеум, отсекли довольно существенный сегмент потенциальных посетителей.

В другой раз пиармена пригласили в готовый к открытию банковский офис, который отделывали по проекту дизайнера и который весь целиком, кроме компьютеров, оказался выкрашен в цвет «темный металлик», а надписи на нем были темно-синего цвета. Смотрелось все это просто ужасно, как клетка какая-то, из которой хотелось поскорее уйти.

Пришел пиарщик, ругнулся на банкиров, что, мол, до начала ремонта надо было его приглашать, а не когда все уже сделано. И стал думать, чем «горю помочь». Нужно было как-то оживить эту «серую пустынь», доставить глазам людей радость.

Опросил он служащих, познакомился с историей этого банка и понял, что помочь этому офису может только бликфанг. А бликфанг – это такая блестящая «штука», например, брошка на правом лацкане костюмного пиджака у дамы, сдвинутый вправо камушек на заколке галстука у мужчины, или что-то, что блестит, в интерьере. Дело в том, что в данном случае люди оказываются похожими на сорок – их притягивает все блестящее и, рассматривая его, они уже ни о чем другом думать не могут!

В качестве бликфанга в данном случае был использован полуоткрытый «старинный» деревянный сундучок из сувенирного магазина, в который были положены «серебряные монеты» – круглые картонки, обернутые серебряной бумагой! Стоять он должен был позади операционного стола с рядом компьютеров и не мог не привлечь внимание каждого, кто подходил к операторам. Рассмотреть с такого расстояния – настоящие это деньги или нет, было нельзя!

К сундучку была придумана история, в основу которой легла другая история, подлинная, которая касалась создания этого банка, существовавшего ещё в царское время. Основал его купец, хранивший деньги в деревянном ларце («кубышке»), обнаруженном на чердаке его дома после национализации.

Вот обо всём этом в новой «истории» и было написано. Операторам её велели выучить наизусть и рассказывать по необходимости клиентам. На открытие офиса пригласили целых три ТВ-компании с тремя операторами, так вот, в одном случае с экрана вещала «живая голова», а вот в двух других, камеры, «поездив» по офису, все своё внимание сосредоточили на… правильно, сундуке с блестящими монетами!

А сотрудники? Они рассказали сначала о сундуке, в котором… держал… а потом… и вот мы… решили продолжить традицию… и… поставить… И уж потом начали говорить об услугах самого банка.

В результате трансляцию с «говорящей головой» не запомнил никто, а вот сюжеты с «блескучими сундуками» понравились настолько, что многие посетители офиса, придя туда, первым делом спрашивали: «А где тут у вас тот самый сундук?!» Мелочь, как говорится, а приятно!

Но самая забавная история с пиаром для фирмы, известная автору, была такая.

В одной компании упали доходы. По разным причинам они падают, но чаще от глупости их хозяев. Знаю, например, предприятие, где шьют… неважно что, и где его владельцами являются муж и жена уже в возрасте. И они же и дизайнеры! И… они постоянно ссылаются на свой старый опыт. «Вот мы в 90-е начали с нуля и все сделали сами!» Менеджеры (молодые) им говорят – «Сейчас все другое, забудьте про ваши успешные 90-е!» Но они лишь обижаются и не слушают. А должны бы, будь они поумнее…

В данном же случае доходы компании упали по другой причине. Её владелец возрастом около 50 лет, увлекся своей секретаршей. Типичный случай: седина в бороду, бес в ребро! И жена хорошая, и две дочери… Но… ноги из плеч, груди рвут платье, томные глаза – ну как тут не увлечься? Естественно, что дела он запустил. Все мысли были лишь о том… как бы… и так далее. А сотрудники-то и рады: контроля нет, и можно спорить, когда и в каком виде состоится грехопадение их шефа и на каком предмете обстановки.

Пригласил он специалиста по PR – разберись, мол. А тот, как принято, начал с исследования, а построил его на опросе сотрудников, причем организовал его точно так же, как это сделал сыщик Кафф в романе Уилки Коллинза «Лунный камень». То есть тех, кто давал ему ценную информацию, высмеивал и делал вид, что она неважна, а вот тем, кто нес чушь, проникновенно жал руку и говорил: «Вы очень помогли!»

Самую полную информацию о происходящем он получил от уборщицы «бабы Вали», но её же и высмеял, так что она потом на него ругалась и обозвала дураком. Зато настоящие дураки раздулись от внушенного им чувства собственной значимости и ходили по офису петухами – вот какое впечатление они произвели на приглашенного пиармена.

А тот сделал вывод: надо эту «секретутку» уволить! Но как сказать об этом себялюбивому фирмачу? Обидится он и слушать не станет! Вот подумал обо всем этом пиармен и выглянул в окно на улицу, а там напротив какой-то банк и около него красная машина, из которой выходит женщина в красном костюме и красной шляпе. «Это кто? Директриса этого банка. А вы за кредитом в этот банк обращались? Да, обращались, но нам отказали…»

Вот пиармен и говорит: «Все ваши проблемы – от нехватки финансов! Нужны заемные средства на новое оборудование. Но этот вопрос мы решим». Пошел он в банк и узнал, что его директриса любит красные розы. Купил шикарный букет, да и говорит директору фирмы: «Вот букет. Придешь в офис, встань с ним у окна. Как придет директриса банка, спускайся вниз, подходи к ней и… похвали её, её наряд, её машину, скажи, что подумал, что ей должны нравиться красные розы, и вот… я позволил себе… мне было бы приятно, если бы вы приняли мой скромный подарок…»

Пришел он в офис, а там его длинноногая секретарша – кокетливо улыбается: «Это мне?!» «Нет! Это по работе!» Тут она губки надула и сделалась чернее тучи. А директор весь поглощен встречей с директрисой и совсем на её страдания внимания не обратил. Тут приехала директриса, букет был ей вручен, секретарша в окно всё это увидела и обозлилась ещё больше, а директора женщина пригласила к себе на кофе. А потом сам собой решился и вопрос о кредите…

Кончилось это тем, что глупая секретарша, а у неё, кроме длинных ног и бюста, достоинств не было, обиделась на своего обожателя и так резко дала ему это понять, что… вызвала его неудовольствие. А тут ещё пиармен подлил масла в огонь и сказал, что такое её поведение недопустимо, что она весь имидж компании и его самого разрушает и что теперь, когда у него наступает ответственный этап модернизации, ему нужна секретарша посолиднее. Которую, кстати, пиармен уже заранее нашел. Эдакую «фрекен Бок» из мультика про Карлсона, в черном платье под горло и горизонтальным бюстом такого размера, что от одного его вида всякого нормального человека просто бросало в дрожь.

После этого длинноногую прогнали, жена и дочери почувствовали любовь мужа и отца, а «фрекен Бок» так всех на фирме построила, что… дела пошли куда лучше, чем прежде. То есть свою задачу пиармен исполнил.

Вот такой пиар тоже бывает, и вот как тут без него было обойтись?