Шведская САУ Archer где-то на Украине. Фото Telegram / BMPD

Более года назад стало известно, что шведское правительство планирует передать киевскому режиму несколько самоходных артиллерийских установок Archer. Подготовка такой поставки серьезно затянулась, и первые машины попали на Украину лишь несколько недель назад. При этом, как и в случае с другими современными иностранными образцами, речь идет об ограниченном количестве техники, которое не позволит ей реализовать весь заложенный потенциал и создаст дополнительные трудности.

Планы и поставки

В недавнем прошлом сухопутные войска Швеции приобрели и распределили между артиллерийскими частями 48 САУ типа Archer. К началу 2023 г. только половина этой техники оставалась в активной эксплуатации, тогда как остальные машины были отправлены в резерв. Тем не менее, им нашли применение.

С февраля-марта 2022 г. шведское правительство неоднократно выделяло помощь для киевского режима. В сентябре министерство иностранных дел Швеции, анонсируя очередной пакет поставок, сообщило, что в будущем Украине могут передать САУ «Арчер» из наличия собственной армии. Однако на тот момент этот вопрос находился на стадии предварительного рассмотрения, и подробные планы отсутствовали.

В конце октября шведская пресса смогла раздобыть закрытый доклад министерства обороны, в котором приводились оценки имеющегося армейского парка техники и его потенциал в контексте помощи Украине. Сообщалось, что без ущерба для себя Швеция может передать до 12 колесных САУ из наличия. Правительство страны должно было изучить предоставленную информацию и составить новые планы помощи киевскому режиму.


Украинский экипаж на рабочих местах. Фото Telegram / BMPD

В январе 2023 г. МИД Швеции вновь поднял тему САУ Archer. На этот раз глава ведомства Тобиас Бильстрем заявил, что такие машины войдут в следующий пакет помощи, но вновь не стал уточнять объемы и сроки. Впрочем, долго ждать не стали – уже 19 января правительство одобрило такой пакет. Он предусматривал поставку различного имущества на 4,3 млрд шведских крон (ок. 418 млн долл. США), в т.ч. неназванного количества «Арчеров».

В середине марта стали известны запланированные объемы поставок. Тогда руководство Швеции и Великобритании заключили новое соглашение о сотрудничестве в области артиллерии. В соответствии с этим документом, шведская сторона должна была отправить на Украину всего восемь колесных САУ. Две из них обозначались как машины «для технического обслуживания» – вероятно, их рассматривали в качестве источника запчастей.

Кроме того, шведско-британское соглашение предусматривало отправку 14 шведских самоходок в Великобританию. За счет этого последняя должна была высвободить свои САУ AS-90 для передачи киевскому режиму. Также договор определял условия совместной эксплуатации и обслуживания техники, отправленной из Швеции за рубеж.

В середине мая шведские СМИ рассказали о секретной программе подготовки украинского личного состава. По их данным, в Швеции прошла обучение украинская бригада численностью 3-5 тыс. чел. Иностранные «гости» осваивали шведское вооружение и технику, включая самоходные «Арчеры».


«Арчер» в походном положении. Фото Минобороны Швеции

Переданная техника

В течение нескольких следующих месяцев достоверная информация о поставке шведских САУ на Украину не поступала. Как стало известно позже, самоходки отгрузили и доставили на Украину лишь в начале или середине осени. С чем были связаны такие задержки, неизвестно.

О поступлении изделий Archer в распоряжение киевского режима стало известно в первых числах ноября. Эта информация подтверждалась фотографиями боевых машин и украинских артиллеристов. Сообщается, что машины переданы 45-й отдельной артиллерийской бригаде. Судя по обстановке на снимках, техника уже успела попасть в зону боевых действий.

В течение ноября-декабря неоднократно появлялись новые фотоматериалы, свидетельствующие об эксплуатации «Арчеров» в строевых частях. Однако какие-либо достоверные сведения об их боевом применении пока отсутствуют. Возможно, самоходки ведут огонь и пытаются атаковать наши объекты, но по оказываемому эффекту их не удается отличить от других артиллерийских систем противника.

Похоже, что все переданные шведские САУ пока остаются в строю. Информация об их уничтожении еще не появлялась. Впрочем, учитывая печальную судьбу другой иностранной техники, попавшей на Украину, новости такого рода можно ожидать практически в любой момент.


Перезарядка укладок. Фото Минобороны Швеции

Современная артиллерия

Будущая САУ Archer разрабатывалась с середины девяностых годов шведской компанией Bofors (сейчас входит в состав BAE Systems) при участии ряда других организаций. С конца двухтысячных годов в проекте участвовала норвежская промышленность. Весь комплекс испытаний опытной техники и ее оружия был проведен во второй половине того же десятилетия, и тогда же появились первые контракты на поставку.

Стартовыми заказчиками «Арчера» стали Швеция и Норвегия – они планировали закупить по 24 самоходки. Шведская армия получила свою технику в первой половине десятых годов. Затем Норвегия отказалась от своего заказа, и Швеция в 2016 г. решила выкупить у производителя ее технику. Поставки по дополнительному контракту продолжались до 2023 г.

По итогам всех этих событий шведская армия до недавнего времени была единственным эксплуатантом САУ Archer. Теперь к ней присоединилась Украина, и начинаются поставки в Великобританию. Кроме того, шведская самоходка сейчас участвует в конкурсе швейцарской армии.

«Арчер» представляет собой боевую машину на колесном шасси, оснащенную автоматизированной артиллерийской частью. Серийные САУ до сих пор строились на шасси Volvo A30D, но несколько лет назад был предложен вариант на базе Rheinmetall HX2. В носовой части шасси размещается бронированная кабина с рабочими местами экипажа и полным набором средств управления. В корме находится боевой модуль оригинальной конструкции.


Archer решает огневую задачу. Фото Минобороны Швеции

Боевой модуль выполнен в виде качающегося кожуха, в котором установлены орудие и механизмы заряжания. Его конструкция обеспечивает горизонтальную наводку в пределах 85° вправо и влево от нейтрального положения и вертикальную до +70°. Модуль оснащен 155-мм орудием со стволом длиной 52 клб, выполненным на основе серийной гаубицы FH-77. Орудие имеет развитый дульный тормоз и установлено на гидропневматических противооткатных устройствах.

Внутри кожуха располагаются механизированная укладка на 21 снаряд калибра 155 мм и 126 модулей метательного заряда, а также механизмы подачи боеприпасов в ствол. Автомат заряжания обеспечивает максимальную скорострельность до 8 выстр./мин. При длительной стрельбе темп сокращается до 1-1,5 выстр./мин. После израсходования возимого боекомплекта требуется перезарядка с привлечением транспортера боеприпасов.

САУ Archer получила передовую для своего времени систему управления огнем. Она включала средства спутниковой и инерциальной навигации, баллистический вычислитель с разными режимами огня, средства дистанционного управления боевым модулем, программатор для работы со снарядами и т.д. За счет такой СУО сокращено время на подготовку к стрельбе и повышена точность.

Относительно длинный ствол дает высокую дальность огня. «Арчер» отправляет обычный снаряд на дальность до 30 км. Дальность стрельбы активно-реактивным – до 40-60 км, в зависимости от его типа. При использовании управляемых боеприпасов заявлена повышенная точность и вероятность поражения цели.

Преимущества и недостатки

САУ Archer создавалась в недавнем прошлом с учетом накопленного опыта и новых концепций применения самоходной артиллерии. Вследствие этого она имеет ряд важных особенностей, которые в большинстве ситуаций являются преимуществами. В то же время, самоходка не лишена недостатков и может сталкиваться с известными рисками.


Новая модификация Archer на шасси HX2. Фото BAE Systems

Сильными сторонами «Арчера» считается высокая подвижность и мобильность, обеспеченные колесным шасси. Машина может быстро перемещаться по автодорогам и местности, что упрощает переброску и выход на огневую позицию. Современная и совершенная электроника упрощает работу экипажа в целом и ускоряет выполнение основных процедур, что положительно влияет на живучесть. Кроме того, использован оригинальный боевой модуль с автоматом заряжания, позволяющий в минимальное время решить огневую задачу и покинуть позицию. При этом длинноствольное орудие позволяет получить высокие характеристики дальности.

Однако имеются и недостатки, причем некоторые из них прямо связаны с преимуществами самоходки. Так, колесное шасси удобно на дорогах с твердым покрытием, но на бездорожье и пересеченной местности рискует завязнуть, сделав САУ легкой мишенью. Автомат заряжания несет ограниченный боекомплект, и возможности длительного ведения огня без перезарядки серьезно ограничены. Кроме того, вызывает вопросы живучесть такой машины. Ключевые агрегаты, включая укладку боекомплекта, имеют незначительное бронирование и могут быть поражены самыми разными средствами.

Следует ожидать, что украинские артиллеристы не смогут в полной мере использовать все характерные особенности и преимущества «Арчера». Этому помешают объективные факторы технического и иного характера, активное противодействие российской армии и неграмотная эксплуатация украинскими артиллеристами.

Сообщалось, что Украина получит всего восемь шведских самоходок, причем две не предназначены для боевого применения пойдут на запчасти. Шесть оставшихся машин, даже удачных и обладающих высокими характеристиками, не смогут повлиять на состояние украинской артиллерии. При этом российская армия постарается поскорее уничтожить их или взять в качестве трофея для изучения.