14 декабря Мосгорсуд в закрытом режиме начал рассматривать по существу дело бывшего министра обороны ДНР, полковника ФСБ в запасе Игоря Стрелкова (Гиркина), которого обвиняют в публичных призывах к экстремизму. Заседание проходит в закрытом режиме, поскольку следствие засекретило дело из-за якобы обнаружившейся гостайны. Не совсем ясно, в чём заключается гостайна, если судят Стрелкова за публичные посты в Telegram.

Бывшего полковника ФСБ задержали ещё 21 июля, в тот же день Мещанский суд Москвы отправил его под арест по обвинению якобы в призывах к осуществлению экстремистской деятельности. С тех пор он находится под арестом. Причиной задержания Игоря Стрелкова (Гиркина) называли заявления в прокуратуру (иначе говоря – доносы) от нескольких граждан, в том числе от врача ЧВК «Вагнер» Дмитрия Петровского.

О том, за что судят Игоря Стрелкова, и порассуждаем в данном материале.

Уголовное дело за личную эмоциональную оценку

Уголовное дело против Стрелкова возбудили по статье 280 («Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности») УК РФ. Поводом для дела стали два поста в его Telegram-канале. В одном из них были рассуждения о возможности сдачи Крыма Украине, а во втором – о невыплате денежного довольствия мобилизованным жителям ДНР.

Если с постом о Крыме ситуация не слишком ясна – не очень понятно, что там конкретно было написано и что там было экстремистского, а с учётом секретности дела, этого, по всей видимости, никто озвучивать не будет – то с постом о невыплате денежного довольствия мобилизованным жителям ДНР история получается достаточно интересная.

Согласно показаниям Стрелкова, он на интернет-странице «ВКонтакте» бывшего управделами Совета министров ДНР и экс-губернатора Псковской области Евгения Михайлова прочитал сообщение о том, что военнослужащие корпуса Народной милиции ДНР, призванные в рамках мобилизации накануне начала специальной операции, до конца мая не были обеспечены денежным довольствием. А после, проверив достоверность этой информации, разместил на него ссылку и сопроводил своим эмоциональным комментарием (среди которого была фраза «за такое расстреливать мало»).

При этом Евгений Михайлов, разместивший пост, числится в списке свидетелей и, как ожидается, будет допрошен в суде 20 декабря, когда пройдёт следующее заседание суда. То есть достоверность информации о невыплате денежного довольствия мобилизованным военнослужащим в конкретном подразделении и конкретный период времени под сомнение, видимо, не ставится, иначе бы на Е. Михайлова также было бы заведено уголовное дело.

Более того, о проблемах с выплатами мобилизованным жителям ДНР и ЛНР в прошлом году писали и многие военкоры, и многие публичные деятели, например Александр Ходаковский. Летом прошлого года он писал, что мобилизованным в его подразделение гражданам власти республики за три месяца не выплатили ни одной зарплаты, им пришлось заплатить из пожертвований, собранных небезразличными людьми.

Следовательно, речь идёт о том, что Стрелкова судят за его личную эмоциональную оценку данного факта (фразу «за такое расстреливать мало»), которая оценивается как экстремистская деятельность. Выглядит данное обвинение, мягко говоря, достаточно странно, если не сказать, надуманно.

Какой приговор ждёт Игоря Стрелкова?

Достаточно часто в подобных делах и адвокаты, и опера советуют обвиняемому признать вину и пойти на сделку со следствием, что нередко приводит к смягчению наказания. Однако Игорь Стрелков (Гиркин) – это человек, который всегда отвечает за свои слова и никогда от них не отказывается. Поэтому неудивительно, что вину свою он не признаёт, тем более с учётом того, что обвинения, как уже было указано выше, ему выдвигают несколько странные.

По словам одного из адвокатов Стрелкова Александра Молохова, полковник ФСБ в запасе на первом же слушании своего дела по существу заявил, что не призывал к осуществлению экстремистской деятельности, а мотивом для размещения постов было привлечение внимания к проблемам мобилизованных в ДНР военнослужащих по невыплате им денежного довольствия, которое им положено.

Нельзя сказать, что следствие и суд с самого начала были благосклонны к Стрелкову – ни многочисленные благодарности, полученные во время службы в ФСБ, ни даже копия приговора Гаагского суда, по которому экс-министру ДНР назначено пожизненное заключение не стали основанием для того, чтобы перевести его под домашний арест, когда для этого были основания. Суд несколько раз отклонял соответствующее ходатайство адвокатов.

В связи с этим у многих сторонников Стрелкова возникла версия о том, что полковника ФСБ в запасе арестовали по приказу кого-то «сверху». Ведь он давно жёстко критиковал ход СВО, писал аналитику на этот счёт и делал прогнозы (нередко достаточно точные), однако арестовали его только летом 2023 года, вскоре после мятежа Пригожина. До этого правоохранительные органы не обращали внимания на его слова.

Эта версия выглядит достаточно правдоподобно, хотя представляется очевидным, что Игорь Стрелков (Гиркин) не представлял никакой серьёзной угрозы для власти. Он больше походил на этакого недовольного ворчуна, который, тем не менее, часто поднимал актуальные проблемы, пусть иногда и перегибая палку в своих оценках.

Даже замглавы Росгвардии в ДНР, бывший командир батальона «Восток» Александр Ходаковский, который давно конфликтует со Стрелковым, ещё в августе писал:

«Стрелкова нужно выпустить. Я в принципе не был сторонником его ареста, но сейчас вовсе внутренне уверен, что он нужен. Если останутся только такие унылые охранители, как я – Россия перестанет играть красками.»

По причине того, что дело против Стрелкова, вероятно, санкционировано неким высокопоставленным чиновником, сложно делать прогнозы о том, каким в итоге будет приговор. По части 2 статьи 280 УК РФ Стрелкову грозит до пяти лет лишения свободы. Статья предусматривает альтернативу в виде принудительных работ на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет либо без такового.

Левому социологу Борису Кагарлицкому, который обвинялся в оправдании терроризма, можно сказать, повезло – 12 декабря он был освобождён в зале суда. Гособвинитель требовал приговорить его к пяти с половиной годам лишения свободы, однако суд ограничился штрафом в размере 609 тыс. рублей. Вероятно, довольно мягкий приговор связан с тем, что по поводу дела Кагарлицкого к президенту РФ Владимиру Путину обращались два раза, и он обещал изучить его.

Повезло и либеральному правозащитнику Олегу Орлову – Мосгорсуд отменил приговор за повторную дискредитацию ВС РФ, вернув материалы в прокуратуру. Однако, как известно, к правым и тем более националистам российские власти и правоохранительные органы зачастую не столь благосклонны, как к левым и либералам. Поэтому повезёт ли Игорю Стрелкову, и какое решение примет суд по его делу, на данный момент неизвестно. И делать какие-либо прогнозы на сей счёт – всё равно что гадать на кофейной гуще.