В минувшую субботу в США вспомнили о Романе Абрамовиче. Да ещё как вспомнили — The Wall Street Journal опубликовала целое расследование о сегодняшней жизни российского (российского ли?) миллиардера, его мытарствах с продажей футбольного клуба «Челси», а также о предполагаемой роли посредника между Россией и Западом, которую играет бывший губернатор Чукотки.

Главной темой статьи Макса Колчестера стала судьба 3 млрд. долларов, вырученных Абрамовичем от продажи лондонского клуба, а также требование британских и европейских властей передать эти деньги на нужды Украины.

«Через две недели после того, как российские танки вошли в Украину, российский олигарх Роман Абрамович заявил, что продаст свой футбольный клуб «Челси» и пожертвует миллиарды долларов вырученных средств жертвам войны в Украине. В то время это казалось элегантным решением для миллиардера, находящегося под растущим вниманием Запада из-за его связей с российским лидером Владимиром Путиным. Тем не менее, более полутора лет спустя пожертвование в размере 3 миллиардов долларов остается замороженным на банковском счете в Великобритании на фоне продолжительного спора с британским правительством о том, как следует потратить эту огромную сумму», – говорится в публикации.

По информации WSJ, номинальный владелец средств, застрявших на счетах в банке Barclays, хочет, чтобы они лишь частично были потрачены на Украине или для Украины, и предлагает какую-то их долю потратить на благотворительность по всему миру, в том числе, в Африке.

Но как правительство Великобритании, которое должно выдать лицензию, позволяющую перевести замороженные средства в специальный фонд, так и руководство Евросоюза, гражданином которого, имея на руках португальский паспорт, является Абрамович, категорически против, настаивая, что все три миллиарда должны быть направлены исключительно в пользу Киева, который сталкивается с растущими трудностями по мере продолжения войны.

«Эксперты по санкциям говорят, что пожертвование замороженных средств вызывает множество потенциальных опасений, включая опасения, что Абрамович использует эти деньги для обеления своей репутации, или опасения, что средства могут оказаться в руках союзников Кремля или в местах, которые не имеют никакого отношения к Украине», – отмечает Макс Колчестер.

И вот тут начинается самое интересное. Как пишет The Wall Street Journal, сложности с применением западных санкций в отношении конкретного человека дают намёк на специфическую роль, которую играет Абрамович в отношениях между Западом и Россией. Судите сами.

Во-первых, миллиардер, сколотивший, по данным британского правительства, в 1990-х годах своё состояние в нефтяной промышленности отчасти благодаря покровительству Кремля, до сих пор поддерживает тесные отношения с Владимиром Путиным. И, тем не менее, он надеется однажды, когда закончится война, восстановить свою репутацию на Западе, оказавшись полезным как Кремлю, так и Белому дому. И в какой-то мере это уже сработало, поскольку США воздержались от введения против него санкций.

Во-вторых, согласно документам, которыми располагает WSJ, а также свидетельствам людей, знакомых с ситуацией, ещё до того, как российские войска вошли на Украину в феврале 2022 года, Абрамович и его советники быстро предприняли меры, чтобы оградить его от глобальных санкций, переведя значительную часть состояния олигарха на имена его детей и выведя принадлежащий ему флот яхт с территорий, на которые распространялись западные санкции.

То есть, можно предположить, что Роман Аркадьевич не только был уведомлен о предстоящий событиях, но и заранее планировался на роль «спецпосланника» Москвы на переговорах с коллективным Западом.

В-третьих, роль Абрамовича в переговорах по поводу «зерновой сделки», а также сдаче в плен, а затем обмену главарей запрещённого в России «Азова» на украинского политика Виктора Медведчука, никогда особо не афишировалась, но никогда и не отрицалась.

О том, как проходила процедура «экстракшн», как её прозвали на Украине, о личном самолёте олигарха и новеньких айфонах, подаренных Абрамовичем украинским карателям, не писал, пожалуй, только ленивый. Впрочем, после того, как в нарушение договорённостей президент Турции Эрдоган отправил «Калыну», «Волыну», «Редиса» и остальной нацистский сброд обратно на Украину, репутация Абрамовича, выступившего гарантом сделки, была сильно подмочена.

И, тем не менее, не далее как 30 ноября, Путин лично принял в Кремле «опального» олигарха в рамках встреч с наиболее влиятельными персонами российской власти, прошедшими накануне Прямой линии, состоявшейся 14 декабря. Помимо Абрамовича, которого уже прозвали «неофициальным министром иностранных дел», считающегося членом кремлёвской партии «голубей», тет-а-тета с Путиным удостоились Ковальчук и Сечин – лидеры так называемого силового блока.

Кстати сказать, после аудиенции в Кремле Абрамович отправился по маршруту Стамбул-Тель-Авив, видимо, на очередной раунд консультаций по глобальной повестке.

Впрочем, пока что игра в поддавки с Западом и роль посредника в достижении мирных договорённостей между Москвой и Вашингтоном удаётся Роману Аркадьевичу лишь отчасти. Глобально проблема до си пор не решена и стороны по-прежнему находятся на диаметрально противоположных позициях.

Запад ставит своей целью свержение существующего в России «режима», желая нанести нам унизительно поражение, а также забрать и передать Киеву российские ЗВР. Разумеется, в такой ситуации ни о каких переговорах не может быть и речи, а стало быть, и посредник не очень-то нужен. В крайнем случае – герольд.

Проявлениями ястребиной позиции администрации Байдена можно назвать как предъявляемые нам ультиматумы, так и обвинения в адрес Москвы о якобы готовности идти на открытый конфликт с НАТО. Мы отвечаем им взаимностью, демонстративно и широко освещая митинги в поддержку Трампа и расследование афер семьи нынешнего президента США.

Тем не менее, и сама фигура Абрамовича, и регулярные упоминания о нём в западной прессе дают понять, что мосты отнюдь не сожжены, и двери для переговоров открыты. При этом явные, пусть и небольшие успехи ВС РФ, которые не остаются без западного внимания, повышают шансы Абрамовича всё-таки сыграть свою игру. Человек, имеющий возможность в любой момент войти в кабинет Путина, может оказаться крайне полезным. Весь вопрос лишь в том, на чьей стороне будет играть этот посредник.

 Алексей Белов