Конец XIX столетия стал настоящим бунтом в мировом искусстве. Художники отказывались от традиционных форм самовыражения, подвергали жестокой критике академизм и стремились найти новые темы для творчества.

Русские передвижники, выступившие авангардом нового искусства, имели единомышленников во Франции (импрессионисты) и Великобритании (прерафаэлиты). Вместе с тем их творчество с самого начала глубоко проникнуто тематикой России, реалистичного изображения русского быта и трагических сторон окружающей действительности. До передвижников русское искусство грешило излишним оптимизмом и преимущественно воспевало радости жизни дворянского общества, рисовало идиллические образы крепостной деревни. Появление передвижников стало своеобразной социальной революцией в культуре, оно отразило стремление передового общества к переменам.

Санкт-Петербургская академия художеств, созданная в 1757 году, в обучении делала упор на мифологические сюжеты, далёкие от русской действительности. Её студенты, желающие совершенствовать мастерство, путешествовали в поисках сюжетов не по России, а по Западной и Южной Европе. Таким образом, русское искусство фактически только подражало европейскому, совершенно игнорируя русскую тематику.

Все будущие передвижники вышли из стен академии, все они умели рисовать по официальным лекалам и были талантливейшими представителями этого учебного заведения. Вместе с тем они отказывались следовать устаревшей методике обучения и требовали свободы самовыражения.

«Проводы новобранца», И. Репин, 1879
«Проводы новобранца», И. Репин, 1879
«Тройка» («Ученики мастеровые везут воду»), В. Перов, 1866 г.
«Тройка» («Ученики мастеровые везут воду»), В. Перов, 1866 г.
«В дороге. Смерть переселенца», С. Иванов, 1889 г.
«В дороге. Смерть переселенца», С. Иванов, 1889 г.

Поводом для скандала стали события 9 ноября 1863 года, когда 14 студентов академии потребовали от преподавателей изменить конкурсное задание, предполагающее изображение сюжета из скандинавской мифологии. Когда студенты получили отказ, то по общему согласию заявили о выходе из академии. Уговоры не помогли – решение было «выстрадано» давно.

Имена этих художников – Богдан Богданович Вениг,  Александр Константинович Григорьев, Фирс Сергеевич Журавлёв, Николай Дмитриевич Дмитриев-Оренбургский, Пётр Петрович Заболотский, Алексей Иванович Корзухин, Кирилл Викентьевич Лемох, Иван Николаевич Крамской, Константин Егорович Маковский, Александр Дмитриевич Литовченко, Михаил Иванович Песков, Александр Иванович Морозов, Николай Петрович Петров, Николай Семёнович Шустов.

Выйдя из академии, живописцы создали «Артель художников», которая, к сожалению, распалась из-за противоречий в финансовой сфере. В этот же период они «пошли в народ» – мастера искали сюжеты для своего творчества, а также стремились пропагандировать искусство среди простых людей.

В 1870 году художники-передвижники создали ещё одну организацию – «Товарищество передвижных художественных выставок». Они занялись подготовкой к массовой презентации своего творчества.

11 декабря 1871 года лучшие картины передвижников были выставлены в Санкт-Петербурге. По иронии судьбы, их выставка проходила возле академии художеств, которую они покинули с таким скандалом. Вернисаж имел громкий успех, многие картины были куплены. Через некоторое время передвижная выставка посетила крупные города Российской империи, среди которых Москва, Киев, Харьков и другие провинциальные центры.

Деятельность передвижников впервые за несколько веков открыла широкой публике Россию во всём её многообразии и сложности, показала как теневые, так и парадные стороны её жизни. Именно по картинам Крамского, Репина или Саврасова мы сегодня можем судить о русском XIX веке, представлять, как выглядели наши предки. Совершив социальную революцию и принеся в Россию реализм, передвижники навсегда изменили русское искусство, которое отныне уже никогда не возвращалось к слащавым образам идиллии и лакированной действительности.

Заглавное фото: группа членов «Товарищества передвижных художественных выставок»Стоят: (слева направо) — А.КБеггровН.НДубовскойИ.ИШишкинВ.ММаксимовП.АБрюлловЛ.ВПозенН.АЯрошенкоК.АСавицкийН.ВНевревВ.ЕМаковскийИ.ЕРепинГ.ГМясоедовсидят (слева направо) — А.АКиселёвЕ.ЕВолковА.ИКуинджиА.МВаснецовН.ДКузнецовК.ВЛемохМ.ПКлодтИ.МПрянишниковН.КБодаревскийФотография, 1888 г.

Нил КОЛЬЦОВ