Фактор «Кинжала»

Исходя из материалов, имеющихся в открытом доступе, одной из видимых проблем, возникших у Вооружённых Сил Российской Федерации (ВС РФ) в рамках проведения специальной военной операции (СВО), является гарантированное поражение подвижных целей, расположенных в глубине территории Украины. Несмотря на то, что вся территория Украины простреливается российским высокоточным оружием (ВТО) большой дальности, существует ряд факторов, позволяющих противнику избегать поражения подвижных объектов, например таких, как боевые самолёты и вертолёты.

В первую очередь это происходит из-за того, что страны Запада обеспечивают всестороннюю информационную поддержку вооружённых сил Украины (ВСУ), в рамках которой ВСУ заблаговременно получают информацию о взлёте российских самолётов – носителей высокоточного оружия, а также о запуске крылатых ракет (КР) и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) камикадзе большой дальности. Подлётное время у КР и БПЛА-камикадзе достаточно велико, благодаря чему противнику успевает поднять в воздух или перебазировать свои самолёты и вертолёты, а также иные подвижные объекты, которые могут быть целью атаки.

Вторым предполагаемым фактором являются большие «окна» в спутниковой разведке, не позволяющие оперативно выявлять изменение местоположения атакуемых подвижных объектов противника.

Кроме того, даже если бы факт изменения местоположения целей был бы установлен, существенная часть российского ВТО большой дальности не обладает возможностью перенацеливания в полёте уже после запуска с носителя, хотя, по некоторым неподтверждённым сведениям, такая возможность может иметься у модифицированных КР Х-101.


По некоторым сведениями, модифицированные ракеты Х-101 могут быть перенацелены в полёте, однако эта информация не подтверждена, возможно, что имеется в виду возможность перенацеливания этих ракет в полёте на носителе, а не в полёте уже после запуска

Единственным оружием, уклониться от которого противнику крайне затруднительно, являются гиперзвуковые аэробаллистические ракеты комплекса «Кинжал». Из-за этого всё то время, которое в воздухе находятся носители ракет комплекса «Кинжал», подразделения ВСУ, промышленность и органы власти Украины находятся в состоянии повышенной готовности к нанесению удара, что явно не лучшим образом сказывается на их боеготовности и работоспособности.

Ситуация является настолько тревожной, что президент Зеленский на специальном совещании призвал ВСУ незамедлительно решить эту проблему путём уничтожения носителей «Кинжалов» – самолётов МиГ-31К. По неподтверждённым данным из украинских источников, для запуска ракет комплекса «Кинжал» было модернизировано двенадцать самолётов МиГ-31К, из которых к настоящему моменту осталось девять – два МиГ-31К разбилось, а один списан из-за пожара двигателей.

Кстати, слова президента Украины Зеленского о необходимости ликвидации угрозы, исходящей от «Кинжалов», косвенно подтверждают версию о том, что сбить ракету комплекса «Кинжал» с помощью ЗРК Patriot ВСУ не удалось, что, впрочем, не говорит нам о том, что не надо проводить мероприятия по повышению защищённости ракет комплекса «Кинжал» от перехвата.

Охота на МиГ

Потенциально у ВСУ имеется два способа вдарить по «Кинжалам».

Первый способ – это «подкараулить» самолёты МиГ-31К у своих границ и нанести удар с помощью максимально дальнобойных зенитных управляемых ракет (ЗУР) из состава ЗРК MIM-104 Patriot – однажды ВСУ такой фокус уже удался.

Максимальная дальность ЗУР ЗРК Patriot составляет порядка 80–100 километров, то есть для парирования этой угрозы самолётам МиГ-31К просто не надо приближаться к границе Украины менее, чем на 100 километров.

Кроме того, так получится сбить максимум один самолёт МиГ-31К, зато сам ЗРК Patriot в процессе охоты вполне может стать лакомой целью для Военно-воздушных сил (ВВС) РФ.


ЗРК MIM-104 Patriot представляют ограниченную угрозу для самолётов МиГ-31К

Второй способ – нанести массированный удар крылатыми ракетами Storm Shadow/SCALP-EG по аэродромам базирования МиГ-31К.

Это вполне реально при условии, что информацию о местоположении МиГ-31К и маршруты прохода КР в обход российских средств ПВО Украине выдадут страны НАТО (а они это сделают).

Кроме того, для перегрузки российских средств противовоздушной обороны (ПВО) ВСУ могут использовать БПЛА-камикадзе. Разумеется, всё это возможно при условии, что МиГ-31К базируются в радиусе досягаемости вышеуказанных КР Storm Shadow/SCALP-EG. Потенциально для увеличения радиуса досягаемости украинские боевые самолёты, несущие КР Storm Shadow/SCALP-EG, могут зайти в воздушное пространство России, однако в этом случае существуют высокие риски того, что они будут уничтожены российским средствами ПВО ещё до запуска своих КР.

Что касается украинских БПЛА-камикадзе, то их дальность явно выше, чем у КР Storm Shadow/SCALP-EG (украинские БПЛА долетали даже до Москвы), однако они являются куда более простой целью для средств ПВО, в том числе обладают низкой устойчивостью к воздействию средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

Защитой от КР Storm Shadow/SCALP-EG является базирование самолётов МиГ-31К на аэродромах, располагающихся на расстоянии свыше 300–500 километров от границы Украины. От атак БПЛА-камикадзе указанные аэродромы, скорее всего, прикрыты средствами ПВО.

Помимо того, не стоит забывать о необходимости строительства укрытий для авиационной техники, к сожалению, почему-то у нас этому вопросу не уделяется должного внимания.

В наихудшем варианте США поставят Украине КР JASSM-ER с дальностью стрельбы порядка тысячи километров, о возможности чего мы ранее говорили в материале От Storm Shadow к JASSM-ER: красные линии, за которыми закончится безопасность российской инфраструктуры и авиации на аэродромах.

В том случае, если США поставят Украине достаточное количество КР JASSM-ER, а возможно, что и носителей для них, то защититься нам будет достаточно сложно.

В целом об этой проблематике мы говорили в материале Укрыться, уклониться, защититься: обеспечение выживания боевой авиации на аэродромах под воздействием высокоточного оружия, но все эти меры требуют времени, и неясно, реализованы ли на текущий момент или хотя бы планируются к реализации хоть какие-то из них.


КР JASSM-ER представляют значительную угрозу даже для объектов, расположенных в глубине территории России

Проблема в том, что чем дальше МиГ-31К будут находиться от точки запуска ракет комплекса «Кинжал», тем меньше времени у них останется на патрулирование в заданном районе, а это как раз то, что и нужно Украине.

Исходя из открытых данных, истребитель-перехватчик МиГ-31 может находиться в воздухе порядка трёх-четырёх часов – это без учёта возможности дозаправки в воздухе, можно предположить, что у МиГ-31К с тяжёлой ракетой на борту это время будет составлять не более трёх часов. Даже три часа – это не так уж и много, а если МиГ-31К будет тратить время ещё и на полёт туда и обратно, то время патрулирования может сократиться до двух часов, а то и менее.

В результате потребуется постоянно гонять боевые машины туда-сюда, поднимать их в воздух, а затем сажать на аэродром, между прочим, в том случае, если ракета комплекса «Кинжал» не запущена, то постоянные взлёты и посадки ей на пользу явно не пойдут.

Впрочем, предположительно, нести ракеты комплекса «Кинжал» могут не только самолёты МиГ-31К.

Не МиГом единым…

По открытым данным, это могут делать и доработанные дальние бомбардировщики Ту-22М3М, однако о широком применении этих машин для запуска ракет комплекса «Кинжал» широкой общественности пока ничего не известно, по имеющейся информации, самолёты Ту-22М3 в основном используются для запуска сверхзвуковых аэробаллистических ракет Х-22 и Х-32.

В том случае, если бы Ту-22М3М действительно могли бы нести и применять ракеты комплекса «Кинжал», то благодаря их совокупному радиусу действия, значительно большему, чем у МиГ-31К, задача по уничтожению носителей «Кинжала» на аэродромах базирования могла бы стать для ВСУ практически невыполнимой.


В открытых источниках полно фотографий Ту-22М3 с аэробаллистическими ракетами Х-22/Х-32, но вот фотоизображение Ту-22М3М с ракетой комплекса «Кинжал» автору найти не удалось

Вообще, информации о применении дальних бомбардировщиков Ту-22М3/Ту-22М3М в зоне СВО крайне мало, кроме нанесения ударов ракетами Х-22 и Х-23 вроде бы они применялись для сброса свободнопадающих авиабомб повышенного могущества на завод «Азовсталь» в Мариуполе.

Ещё одним потенциальным носителем ракет комплекса «Кинжал» считаются фронтовые истребители-бомбардировщики Су-34, по крайней мере, в прессе появилась информация о том, что в начале сентября 2023 года запуск ракеты комплекса «Кинжал» был произведён с самолёта Су-34, однако подтверждений этому пока нет, возможно, были произведены испытания какой-либо другой ракеты.

К тому же радиус действия Су-34 сравним с таковым у МиГ-31К, то есть если мы начнём применять ракеты комплекса «Кинжал» с Су-34, то ВСУ начнут усиленно охотиться и за этими самолётами. Преимуществом здесь является только то, что Су-34 у нас гораздо больше, определить какой из самолётов взлетел с «Кинжалом», а какой с фугасными авиабомбами, не всегда будет возможно, кроме того, все российские Су-34 ВСУ ну уж никак не уничтожить.


Су-34 с подвешенной крупногабаритной ракетой неустановленного типа – но это точно не ракета комплекса «Кинжал»

То же самое относится и к самолётам пятого поколения Су-57 – пока никаких достоверных сведений о возможности применения ими ракет комплекса «Кинжал» нет, да и смысла в этом никакого, поскольку Су-57 у нас крайне мало, и для них найдутся задачи поинтереснее, нежели «Кинжалы» таскать.

В общем, ситуация с заменой МиГ-31К неоднозначная – вроде как альтернативные носители ракет комплекса «Кинжал» у нас имеются, но об их готовности к реальному применению в зоне СВО достоверно ничего не известно.

Какие ещё могут быть варианты?

Стратегический, сверхзвуковой…

В феврале 2019 года автором была опубликована статья Гиперзвуковой «Кинжал» на Ту-160. Реальность или вымысел, в которой рассматривались преимущества использования в качестве носителей ракет комплекса «Кинжал» стратегических сверхзвуковых бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160М.

Позднее, в феврале 2020 года, источник агентства ТАСС в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) сообщил о том, что до конца 2020 года должна быть проведена проработка проекта по оснащению бомбардировщиков Ту-160 гиперзвуковыми ракетами комплекса «Кинжал», однако на текущий момент о проведении таких работ достоверно ничего не известно.

Исходя из открытых данных, грузовые отсеки Ту-160 могут вместить до четырёх ракет комплекса «Кинжал» каждый, то есть их суммарный боекомплект может составить восемь ракет. При этом может потребоваться замена существующей барабанной пусковой установки МКУ-6-5У.

Совокупный радиус поражения бомбардировщика Ту-160 и гиперзвуковой ракеты комплекса «Кинжал» составит порядка 3 000–7 500 километров, в зависимости от скоростного и высотного профиля полёта носителя. При таком радиусе поражения Ту-160М могут базироваться вне зоны досягаемости любых вооружений, которые могут появиться у Украины.


При полёте Ту-160М с крейсерской скоростью 1,5М суммарный радиус поражения ракетой комплекса «Кинжал» составит порядка 3 000–3 500 километров

При полёте на дозвуковой скорости на большой высоте радиус поражения ракетой комплекса «Кинжал» составит порядка 7 000–7 500 километров

Базируясь на максимальном удалении от средств поражения противника, стратегические сверхзвуковые бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160М, оснащённые ракетами гиперзвукового комплекса «Кинжал», смогут работать не только по всей территории Украины, но и максимально оперативно поражать цели на всём континенте и за его пределами, в том числе действовать в интересах всех четырёх флотов и Каспийской флотилии ВМФ РФ.

Если же вернуться к вопросу проведения Российской специальной военной операции на Украине, то бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160М, оснащённые ракетами гиперзвукового комплекса «Кинжал», обеспечат ВС РФ несколько весомых преимуществ.

Во-первых, благодаря большой дальности полёта, самолёты Ту-160М могут осуществлять длительные дежурства в воздухе, обеспечивая противнику постоянное состояние стресса от ожидания неотвратимого удара гиперзвуковыми ракетами. Учитывая то, что ракеты будут располагаться во внутренних отсеках Ту-160М, противник никоим образом не сможет понять, готовятся ли они к нанесению ударов ракетами комплекса «Кинжал», крылатыми ракетами или иным вооружением (или же в отсеках вооружения вообще ничего нет).


Противник до последнего момента не будет понимать, каким оружием Ту-160М нанесут удар

Во-вторых, в случае, если потребуется оперативно нанести массированный удар, например, по выявленным на территории противника поставленным США истребителям F-16C, то это может быть сделано путём совместного применения стратегических бомбардировщиков Т-160М с ракетами гиперзвукового комплекса «Кинжал» и дальних бомбардировщиков Ту-22М3 с ракетами Х-22/Х-32 с кассетной боевой частью. В этом случае шансов уклониться и уцелеть у противника практически не останется.

Выводы

В процессе проведения Российской специальной военной операции на Украине наглядно становится видно, какие образцы вооружений эффективны и представляют угрозу для противника, а какие нет. Гиперзвуковой комплекс «Кинжал», судя по всему, произвёл на противника сильное впечатление, вплоть до того, что президент Украины отдал приказ начать охоту за носителями этого комплекса.

Необходимо принять жесткие меры, как по сохранению имеющегося потенциала для нанесения ударов ракетами комплекса «Кинжал», так и рассмотреть возможность значительного повышения эффективности нанесения таких ударов за счёт размещения комплекса «Кинжал» на стратегических сверхзвуковых бомбардировщиках-ракетоносцах Ту-160М.

Автор:
Андрей Митрофанов