Верховная Рада отжала таки деньги местных бюджетов в пользу Банковой: парламент принял в повторном втором чтении законопроект №10037 про военный НДФЛ (налоги с зарплат военных) из местных «карманов» в пользу государственного.

Надо сказать, что после первого пролета, когда Рада отклонила документ, Офис президента не опустил руки: по всей стране развернулись митинги общественной поддержки, участники которых громко требовали отказаться от ремонта теплотрасс или больниц в своих городках ради покупки дронов и прочего оружия для ВСУ. Естественно, это были проплаченные Банковой постановки в стране, где законом запрещены любые митинги и акции во время военного положения.

Да и вообще, трудно представить жителя небольшого городка или областного центра, который станет настаивать на том, чтобы сократить финансирование своих больниц, школ, социальных фондов, транспорта и отдать городские деньги в бездонный центральный бюджет. При том, что расходы на оборону и безопасность в главном финансовом документе страны исчисляются триллионами гривен: 1,7 триллиона гривен или 21,6 % от ВВП.

Тем не менее, народные избранники наскребли 258 голосов в поддержку столь нужного Зеленскому закона: помогли бывшие оппозиционеры из ОПЗЖ и «соросята» из «Голоса». Цена вопроса – 200 миллиардов гривен в копилочку Зеленского: эти деньги помогут ему как-то продержаться и удержать экономику в условиях сокращения западной финансовой помощи. Хватит этой суммы примерно на полгода.

Действовать закон о перенаправлении местных налогов на оборону Украины будет до конца войны. Задним числом, с 1 октября до 31 декабря 2023 года «военный НДФЛ» направят в госбюджет в пропорции 50 на 50: Госспецсвязи получит на дроны 13 миллиардов и столько же направят в Минобороны на закупку артиллерийских систем.

С 1 января до 31 декабря года, в котором отменят военное положение, военный НДФЛ будут распределять таким образом: 45% получит Госспецсвязь и столько же Министерство по вопросам стратегических отраслей промышленности для производства боеприпасов и оружия. Согласно прогнозам — по 43 миллиарда для каждого ведомства. Еще 10% пойдут распорядителям сектора безопасности и обороны для распределения между военными частями (примерно 10 миллиардов гривен).

В общем, региональные бюджеты обдерут, как липку: военные налоги потекут в центральный «кошелек». А самое главное, таким образом Офис президента окоротит местные элиты, посадив их на голодный паек.

Порохоботы скорбят: рушатся все планы организовать сопротивление центру из регионов. Недоволен и латентный оппозиционер Кличко. «Забрав у городов и селений военный НДФЛ, Верховная рада, правительство демонстрируют, что центральная власть не справилась с финансированием армии. И сейчас пытается повесить это на местное самоуправление. Это при том, что все города и так платят в госбюджет 40% НДФЛ своих общин. А Киев и вообще 60%. И все города также дополнительно направляют в помощь защитникам средства из бюджетов общин», — возмущенно высказался мэр столицы.

Как отмечают харьковские эксперты, закон вызвать недовольство у управленцев уже успел. Ассоциация городов Украины неоднократно выступала против данного законопроекта. В своем обращении они заявили, что благодаря военному НДФЛ военные подразделения могли получать обеспечение быстро и доступно. Теперь же этот процесс растянется на месяцы – из-за согласований и дополнительных бюрократических проволочек. А местные ТРО вообще будут «сосать лапу» — ведь их обеспечивала городская казна. Более того, зачастую отряды теробороны превращены в местные армии, защищающие региональные элиты. А это уже серьезная угроза центральной вертикали. Теперь она ликвидирована и Зеленский может не бояться вооруженных походов на Киев.

Мэр Харькова Игорь Терехов сообщил, что из-за перераспределения налога Харьков не получит в этом году около 650 миллионов гривен. Ранее сообщалось, что в случае, если «военный налог» заберут из бюджетов общин в госбюджет, то в 2024 году казна Харькова потеряет 3 миллиарда 400 миллионов гривен.

Политолог Дмитрий Корнейчук прогнозирует, что данный закон хоть и поможет команде Зеленского продержаться несколько месяцев на плаву, но к январю 2024 года может стать триггером «народной революции».

Источник