Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху воюет не только с ХАМАС, но и за своё политическое выживание. Опытный политик сначала попытался в колоссальном провале Израиля и своей политики заигрывания с ХАМАС обвинить спецслужбы страны: мол, они виноваты, что не предупредили о планах ХАМАС начать войну. Но его твит не продержался и суток. Волна гнева против попытки премьера снять с себя ответственность вынудила его убрать свои слова и извиниться перед спецслужбами.

Имидж ястреба и дальновидного политика в одночасье был сметен событиями 7 октября, когда более тысячи боевиков ХАМАСа проникли в Израиль и убили 1400 жителей.

Поэтому если об исходе войны можно гадать еще много, то насчет будущего Нетаньяху можно сказать определенно — израильтяне уже списали лидера партии «Ликуд». Для Нетаньяху это конец его политической карьеры. Война пока сдерживает эмоции граждан Израиля, не до смены премьера. Надо объединиться и победить ХАМАС.

А ведь Нетаньяху, находясь в оппозиции, трезво рассуждал, что Газа станет «ХАМАСтаном» под руководством Ирана. Но когда он стал премьер-министром, то предпочел хитрый план — начать политическую игру с ХАМАС, вместо демилитаризации Газы. Он взял на вооружение стратегию сохранения группировки во власти в противовес старому руководству Палестины во главе с историческим лидером Махмудом Аббасом. Думал, что играет на противоречиях и пытался сдержать ХАМАС от насилия за счет разрешений жителям Газы работать в Израиле.

Когда в 2014 году Израиль вел ожесточенные бои с ХАМАС в Газе, то не решился направить войска, чтобы уничтожить сеть туннелей, созданных для нападения на Израиль. Передышку ХАМАС использовал для тайной подготовки войны, в чем преуспел. Политику сдерживания ХАМАСа и его противопоставления Западному берегу, контролируемому Палестинской администрацией во главе с Махмудом Аббасом, Нетаньяху считал верхом своей хитрости, но просчитался.

Нетаньяху вместо переговоров лидерами Палестины решил восстановить дипломатические отношения с арабскими странами. Наделся, что такая политика поможет маргинализировать палестинцев и одновременно через их покровителей, богатые арабские государства, вынудить принять будущее мирное соглашение с Израилем без создания палестинского государства. И перспективы обнадеживали: Саудовская Аравия вела переговоры об установлении дипломатических отношений с Израилем.

Атака 7 октября, когда палестинские боевики зверствовали на юге Израиля, превратила все эти расчеты в мираж. В городах Израиля появились изображения Нетаньяху с окровавленными руками. Родственники убитых израильтян в захваченных боевиками кибуцах призвали премьера публично извиниться. Но премьер упорно молчал, хотя министр обороны и руководители службы внутренней безопасности и другие министры правительства Нетаньяху принесли народу Израиля свои извинения. В ходе недавнего опроса четверо из пяти израильтян заявили, что Нетаньяху должен признать ответственность и уйти с поста премьера, но позже, после войны.

А пока Израиль вступил в «новую фазу войны» против ХАМАС в Газе, заявил в 28 октября министр обороны Израиля Йоав Галлант. ЦАХАЛ начал операции в самом городе Газа с применением танков и интенсивных артиллерийских обстрелы и бомбардировки с воздуха.

По мере того, как Израиль переходит к рейдам в Газу, возрастают военные и политические риски для Тель-Авива и Вашингтона.

Вот лишь короткий перечень рисков войны Израиля с ХАМАС.

1. Газа застроена и густонаселена, население на квадратную милю сравнимо с Лондоном. В этом лабиринте узких улиц и плотно застроенных зданий многие преимущества израильских военных в скорости, связи, наблюдении и огневой мощи дальнего действия нейтрализуются.

2. Американские военные эксперты признают, что ХАМАС контролирует Газу с 2007 года и с тех пор несколько раз воевал там с Израилем. Группировка, вероятно, ожидала жесткого ответа Израиля на свое нападение 7 октября, но даже если этого не произошло, ХАМАС давно готовился к израильскому вторжению.

3. ХАМАС создал обширную сеть туннелей, которые, как считается, больше по размеру, чем метро в Лондоне. Он может использовать эти туннели для сокрытия вооружения и боевиков, которые могут использовать туннели, чтобы проникнуть в тыл израильским войскам, устроить им засаду или даже захватить больше заложников. Израиль пытался разбомбить эти туннели, но их трудно найти и уничтожить с воздуха.

4. Израиль стремится уничтожить ХАМАС, что на практике означает ликвидацию его лидеров. Однако их, оказывается, трудно найти. Они могут прятаться в туннелях и сливаться с гражданским населением. Некоторые предпочтут сражаться, но организация хорошо институционализирована, и она, несомненно, будет стремиться сохранить большую часть своего руководящего состава, включая ключевые фигуры, такие как военный командир ХАМАС Мохамед Дейф.

5. Оккупация северной части Газы означает, что Израиль не сможет контролировать значительную часть сектора, позволяя лидерам ХАМАС скрываться там. Более того, многие из высших политических лидеров ХАМАС вообще не живут в Газе, а проводят свои дни в гораздо более безопасных странах, как Катар, Турция и Ливан.

6. Захваченный заложники, а из более 200, осложняют боевые действия. Найти их в туннелях, где хранятся боеприпасы ХАМАС, крайне сложно. Попытки вызволения их сопряжены с их гибелью. Да и ХАМАС может убивать их в ответ на израильские нападения. Чем успешнее наземная операция Израиля по нанесению ударов по ХАМАС, тем больше вероятность того, что организация прибегнет к отчаянным мерам.

7. Чем ожесточеннее бои в Газе, тем сильнее давление США. Президент Джо Байден и его администрация публично поддерживают Израиль, но в частном порядке, похоже, призывают к сдержанности. В Вашингтоне обеспокоены риском для американских заложников и опасностью распространения конфликта на весь регион и созданию угрозы силам США, размещенным на военных базах в регионе.

8. США опасаются, что война может распространиться из Израиля и Газы на большую часть Ближнего Востока. «Хезболла» грозит вступить в бой и усилила атаки на Израиль из Ливана, на Западном берегу растут беспорядки, хуситы в Йемене запустили ракеты по Израилю, а базы США на Ближнем Востоке подверглись атакам со стороны иранских ставленников, что вынудило США нанести удары объектам, связанным с Ираном, в Сирии.

Более масштабная война с участием «Хезболлы» и других поддерживаемых Ираном группировок будет представлять серьезную угрозу для Израиля, резко усилится риск международного терроризма и затронет многие интересы США.

Иннокентий Вишневский