ФОТО: STOKKETE/SHUTTERSTОСK.СОM

А между тем писатель Алексей Иванов, по книгам которого сняли картину «Географ глобус пропил» с Константином Хабенским, «Сердце Пармы», сериал «Тобол» (его транслировали на Первом канале) и кассовый многосерийный фильм «Пищеблок», обгадил Россию. Это случилось на литературном фестивале в Челябинске «Рыжий фест», куда автор нашумевших бестселлеров приехал в качестве хедлайнера. На полях фестиваля Иванов дал резонансное интервью местным журналистам, где со смаком ругал страну, называл русские города «городишками» и в итоге заметил, что «Россия живёт убого».

В неоднозначной позиции одного из самых экранизируемых современных российских прозаиков разбирался Царьград.

Иванова ждали в Челябинске, на его творческую встречу в рамках большого литфестиваля выстроилась огромная очередь, свободных стульев не хватало, и люди слушали известного писателя стоя. Ну ещё бы! Пожалуй, в современной России нет другого такого автора, по книгам которого снимали бы так много кино. Большинство – за государственный счёт. На один только сериал «Тобол», который показывали на Первом канале, выделили почти полмиллиарда рублей, а на фильм «Сердце Пармы» – более 700 млн.

Россия живёт убого

Однако несмотря на свой оглушительный успех и гигантские гонорары, Иванов Россию не жалует и в интервью местным журналистам открыто заявил, что наша страна живёт убого, а главное, впереди нет никакого просвета.

Я смотрю, как живёт Россия. Хреново живёт, плохо живёт, убого живёт Россия. А самое главное, она потеряла надежду жить лучше, смирилась. У нас и так всё было не очень хорошо, а сейчас стало ещё хуже,

– печально констатировал писатель.

Писатель косвенно выразил и своё отношение к Специальной военной операции. С его точки зрения, Россия не защищает русских людей, которых украинские власти годами утюжили «Градами» и фосфорными бомбами, а решает свои проблемы насилием, поскольку откатилась назад и, как выразился автор, «архаизировалась».

Решать всё насилием – это очень простой способ решения проблемы. Для России сейчас эта практика легитимна, и это ужасно. В какое будущее мы можем идти, если мы всё решаем насилием? По большому счёту мы губим свою страну, мы губим свою нацию,

– говорит писатель.

ДО ЭТОГО МОМЕНТА АЛЕКСЕЙ ИВАНОВ БЫЛ ПОПУЛЯРЕН И ВОСТРЕБОВАН. ХОЧЕТСЯ НАДЕЯТЬСЯ, ЧТО ЕГО СЛОВА УСЛЫШАЛИ И ПРО НЕГО ВСЕ ЗАБУДУТ. ФОТО: KOMSOMOLSKAYA PRAVDA/GLОBALLООKPRЕSS

Так и хочется сказать: «Не обобщайте, Алексей Викторович». Кто эти «мы»? Солдаты, уже полтора года «живущие» в окопах? Или, может быть, пенсионерки, плетущие масксети во дворах многоэтажек? Просто русские люди – служащие, рабочие, предприниматели, не откатившиеся назад, а наоборот, шагающие вперед?

Фига в кармане

Исцеление многострадальной Родины с её городами и, как отметил автор, «городишками», Иванов видит в наборе банальностей. С его точки зрения, нужно строить более разумное общество, перестраивать своё отношение к окружающим странам и так далее.

Менять власть, менять систему государственного управления, менять отношение к культуре,

– говорит Иванов.

Надо полагать, что если отношение в России к культуре всё-таки поменяется, строго по рецепту Иванова, то у него самого возникнут проблемы. Кто тогда будет номинировать на премии его романы, заключать контракты на экранизации, издавать книги колоссальными тиражами?

Есть определённая тенденция в этой области, а точнее сказать, тусовке. Ты должен соответствовать ожиданиям окружения. Если ты писатель, как, например, Алексей Иванов, то чтобы быть вхожим в не маргинальные литературные круги, следует быть в той или иной степени оппозиционным. Может быть, не открыто критиковать страну, народ и власть – сейчас это связано с определёнными рисками, – но как минимум держать фигу в кармане,

– отметила в беседе с Царьградом кандидат философских наук московская поэтесса Надежда Соколова.

Однако если часть тусовки, о которой говорит Надежда Соколова, покинула Россию, как это сделала та же Галина Юзефович, то Иванов преспокойно продолжает наживаться на стране. Писатель активно издаёт свои книги, не брезгует работать с «тоталитарным режимом» в лице чиновников от кино, но при этом не просто держит фигу в кармане, а носит её на специальном позолоченном блюде и при каждом удобном случае кивает на свою фигу, мол, «видали, а?! какая фига! сейчас ею покручу«. И это вызывает, мягко говоря, недоумение.

С другой стороны, некоторые литературные критики, прослушав интервью Иванова, не нашли в его словах ничего крамольного.

Я надеюсь, что он не прав в том, что «Россия потеряла надежду жить лучше». Но, вполне возможно, он просто знает Россию лучше. Он ездит по стране больше меня. Я оптимист, он – реалист. Не вижу, что тут возмутительного или дурного. Слово «архаизация» я не люблю, потому что не верю в прогресс и в то, что «архаичное» хуже современного. Но, в общем, не вижу, чем возмущаться. С его критикой «конспирологического мышления» трудно спорить,

– отметил в беседе с Царьградом российский литературный критик, кандидат исторических наук Сергей Беляков.

Что с того?

Как бы то ни было, позиция литератора Иванова, не нашедшего в себе духа громко хлопнуть дверью, как поступили некоторые его коллеги по цеху, типична для российской культуры времен СВО. С одной стороны, совсем уж откровенно ратовать за победу ВСУ и проигрыш нашей страны страшно – накажут, с другой стороны, нужно как-то продемонстрировать лояльность «тусовке».

И вот тут-то пышным цветом распускается идеология карманных фиг. И у кого они фактурнее выпирают из штанов, тот и более успешный, румяный и порядочный.

Но это скотская, постмодернистская идеология, когда ничто не имеет значения, всё относительно, а ты всегда себе на уме. Если такая позиция доминирует, то реальная жизнь превращается в реалити-шоу и закономерно летит ко всем чертям, как только чуть крепче задует ветер.

Сейчас как раз ветер крепчает, изображение начинает рябить, и имитация, которая раньше исправно работала, глухо щёлкает и не стреляет.

Самое время скидывать фиги, если они у вас, конечно, имеются.

АНДРЕЙ РЕВНИВЦЕВ