Как известно, сегодня, 18 августа 2023 года, президент США Джо Байден, премьер-министр Японии Фумио Кисида и президент Южной Кореи Юн Сок Ёль проведут трёхсторонний саммит в загородной резиденции американского лидера в Кэмп-Дэвиде (штат Мэриленд) под Вашингтоном.

Из сообщений Белого дома известно, что саммит – естественное продолжение предыдущей очной встречи лидеров трех стран, состоявшейся 21 мая сего же года на полях саммита «Большой семерки» в японской Хиросиме. Параллельно премьер Японии Кисида заявлял, что он также планирует провести отдельные двусторонние встречи с президентами США и Республики Корея. Чтобы, значит, сцементировать отношения еще и на двухсторонней основе. Особенно с корейцами, которые генетически ненавидят японцев за геноцид, устроенный Страной восходящего Солнца во время оккупации Кореи в 1910-1945 годах.

Предваряя саммит, представитель Белого дома наконец-то, ничего не скрывая, назвал главную цель мероприятия – нейтрализацию активности Китая: «Во-первых, во многих отношениях я бы предположил, что то, что вы наблюдаете в Японии, Южной Корее и Соединенных Штатах, в значительной степени является ответом на шаги и меры безопасности, которые, по нашему мнению, противоречат нашим интересам. Во-вторых, все три страны привержены эффективной практической дипломатии с Китаем. Китай является крупным торговым партнером и важным игроком на мировой арене».

Нет, чисто внешне все было чинно и благородно. Белый дом сказал, что сближение США, Японии и Южной Кореи не направлено против кого-то из третьих стран. Сказано только, что США, Япония и Южная Корея незамедлительно начнут консультации в случае угрозы в регионе, И что это обязательство не нарушает права стран на самооборону, не изменяет и не ущемляет существующие двусторонние договорные обязательства

Но «силами добра» в регионе названы именно эти три страны, собравшиеся на саммит. Все остальные в эту категорию не попали. Следовательно, заметил американец: «То, что представляет угрозу для одного из нас, в основе своей представляет угрозу для всех нас. …Это не формальное обязательство в рамках союза (трех стран. — Авт.). Это не обязательство по коллективной обороне, заимствованное из договора о безопасности времен холодной войны. Но это обязательство трех наших стран, согласно которому в случае возникновения непредвиденных обстоятельств или угрозы в регионе мы будем немедленно и оперативно консультироваться друг с другом. Мы будем обсуждать способы обмена информацией для согласования наших действий и принятия политических мер в связке друг с другом».

В переводе с дипломатического на русский язык это означает, что возникает прообраз военно-политического союза (пока не блока), которые вполне можно назвать. Только не в англосаксонском измерении, («трио» с участием США, Великобритании и Австралии) а в азиатском, смешанном, более похожем на «четырехсторонний диалог» — Quad (в составе США, Японии, Австралии и Индии). Разумеется, с последующим выходом на азиатскую НАТО, которая объединит все эти страны в плотном антикитайском порыве.

«Мы действительно не собираемся концентрироваться на том, чтобы отправить Китаю послание по итогам этого саммита. Он будет посвящен партнерским отношениям, которые мы выстраиваем, и тому, что (США, Япония и Республика Корея. – Авт.) сила добра в Индо-Тихоокеанском регионе. Именно это вы увидите в итоговых документах, заявлениях. Одна из многих тенденций, которая наблюдается по мере сближения наших интересов в последние годы, заключается в том, что мы все больше разделяем подход к региону», — заявили из Белого дома. А раз там говорят на словах именно так, то это значит, что дела будут совершенно противоположные.

Политика и геополитика по-американски, знаете ли. Другой чиновник американец был более откровенен и заявил: «Китай уже принял весьма существенные решения, направленные на укрепление отношений с Россией. …Мы видим это на дипломатическом уровне и в плане очень значительных инвестиций в российскую промышленную базу, большая часть которой была существенно модернизирована после незаконного вторжения России на Украину».

Однако если для России создание НАТО-Азии — это только отдаленная перспектива, то наметки этого американо-азиатского AUKUS-2 завершают окружение кольцом ненависти и русофобии по всему периметру ее границ. Это выполнение той задачи, которую коллективный Запад поставил перед собой, когда спровоцировал Россию на спецвоенную операцию (СВО) в Украине, отвергнув любые переговоры по проблемам российской безопасности в декабре 2021 года.

Постпред России при отделении ООН и других международных организациях в Женеве Геннадий Гатилов в интервью газете «Известия» допустил такую возможность. «Активизация военного-технического и научно-технологического сотрудничества Вашингтона с Сеулом и Токио облегчает сопряжение с проектами, осуществляемыми в рамках AUKUS, а следовательно, делает присоединение Южной Кореи и Японии к партнерству вполне реальным», – заявил он, назвав создание и расширение AUKUS «одним из проявлений блокового мышления», от которого «Вашингтон и его ближайшие союзники так и не сумели отказаться».

По замыслу же Запада, Россия, начав СВО, должна была оказаться не только под многочисленными западными санкциями и в полной международной изоляции, но и в кольце недружественных страны, которые желают ее поражения. И, конечно же, расчленения. С возможной передачей российских кусков в знак благодарности за участие в антироссийском шабаше и травле.

За прошедшие почти полтора года СВО с санкциями и изоляцией России у Запада не очень-то и сложилось, но вот с окружением кольцом ненависти кое-что сложилось. Точнее – многое определилось. Это чистая география и геополитика.

Например, на западе с вступлением Финляндии в НАТО ее граница с Россией протяженностью 1340 километров стала автоматически вражеской. Россия вынуждена оттягивать силы на ее укрепление и нейтрализацию опасности – воссоздавать полноценные Московский и Ленинградский военные округа.

И вообще на западе только граница с Белоруссией – это рубеж добрососедства и дружбы. Все остальное – вражда. А с Украиной на 3 тысячах километров фактически идет полноценная война – голубая мечта коллективного Запада.

И если будет создан AUKUS-2, то и на востоке будет завершено кольцо русофобии. У России с США и Японией исключительно морские границы, и они станут рубежом разной степени интенсивности вражды и противостояния. Несмотря на все миролюбивые заверения Вашингтона, Сеула и Токио. Япония взяла курс на восстановление собственного милитаризма, меняя Конституцию, воссоздавая полноценную армию и поставляя в США компоненты для вооружения, которое потом направляется прямиком в Украину.

Ну а Республика Корея готова продавать танки Польше для ее борьбы с Россией и поставляет снаряды Украине, которыми уже убивают российских солдат.

Более-менее у России спокойно на южных границах. От Кавказа (с Грузией, Азербайджаном, Абхазией и Южной Осетией) через Среднюю Азию (с Казахстаном — 7598,8 км (самая протяженная сухопутная граница в мире), до Китая — 4209 км, Монголии – 3485 км и Корейской Народно-Демократической Республики — 39,4 км.

Посол США в Японии Рам Эмануэль, по данным японской газета Asahi, сказал, что лидеры трех государств примут решение проводить подобные саммиты на регулярной основе, превратив их в отдельный формат взаимодействия. «Будет достигнуто соглашение о ежегодном проведении совместных учений, укреплении сотрудничества в области обмена секретной информацией и кибербезопасности. …Для Китая худшим кошмаром являются совместные действия США и их союзников — Японии и Южной Кореи», — якобы сказал Asahi посол.

И специалисты по большому счету считают, что у Москвы нет другого выхода, кроме как в ответ на сближение Вашингтона с Токио и Сеулом формализовать сближение с Пекином и Пхеньяном. На их треугольник (США, Япония, Южная Корея) отвечать своим – Россия, КНР, Северная Корея.

И если так случится, то это и будет формализованное в дипломатических документах приглашение к дальнейшей эскалации противостояния. И России останется только уповать, чтобы в борьбе с Западом не столкнуться с другой угрозой: что будет, если Китай, который ни с кем не вступает в формальные союзы, победив Запад вместе с Россией, заменит англосаксов из «Большой игре» по антироссийской дестабилизации Средней Азии?

Это не актуальная сегодня проблема. Но кто может дать гарантии, что она не реальна в будущем? А это может получиться столько километров враждебной границы, что даже представить страшно…

Владимир Скачко