В пятницу 28 июля Совет Федерации ожидаемо проголосовал за законопроект № 285565-8 о безосновательном, по мнению ряда просемейных экспертов – антиконституционном, расширении информации о частной жизни опекунских семей (в том числе – при опеке близкими родственниками) в Госбанке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Риски этого документа ранее детально разбирались «Катюшей», против этих поправок выступили в обращениях к сенаторам и депутатам тысячи родителей, однако стадия согласования в СФ, увы, само себе предполагает дальнейшее прохождение ПФЗ. Случилось это и на сей раз, хотя известный сенатор-ювенальщик Андрей Клишас и пытался придать всему ореол благообразности. Вероятно, родительское сообщество поздно включилось в тему, в противном случае инициативу опеки можно было отбить еще в Госдуме.

Как мы уже рассказывали, в качестве новой категории данных, которые планируют вносить в госбанк данных детей, оставшихся без попечения родителей (он же – основной ресурс для пристраивания этих детей в новые семьи), вводится информация весьма чувствительного характера:

— «об оценке жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего подопечного по месту жительства»;

— «о состоянии здоровья ребенка, его эмоциональном и физическом развитии, взаимоотношениях в семье».

Законопроект предполагает внесение в ГБД данных обо всей жизни опекаемого (подопечного) ребенка и его семьи вплоть до совершеннолетия.  Он фактически отменяет конституционное положение о неприкосновенности частной жизни в отношении всех опекунских семей (в т.ч. для родственной опеки), поскольку детали их жизни подлежат внесению в централизованный цифровой реестр информации без их согласия.

Цели таких изменений никак не обоснованы, кроме желания учитывать всю возможную информацию о личной жизни опекунских семей в единой цифровой базе, поскольку это «удобно» чиновникам: не случайно в пояснительной записке к ПФЗ сказано об «оптимизации» работы органов опеки по осуществлению контрольных мероприятий и о «современных тенденциях цифровизации».

Однако удобство чиновников не является основанием для нарушения Конституции, прав родственников-опекунов, и тотального сбора данных с опекунских (пока – опекунских) семей. Родительские сообщества направляли множество обращений депутатам и сенаторам, были организованы кампании против этого, явно ювенального ПФЗ, но к здравым доводам не прислушались.

В ходе полемики в Совфеде законопроект обсуждался под номером 100, и на таком массовом прогоне документов было очевидно, что никто не будет пытаться его блокировать. В итоге никто из сенаторов так и не задал важные и не самые удобные вопросы докладывающей о законопроекте сенатору Елене Писаревой. Зато нашелся его лоббист.

«Мы прорабатывали каждое замечание вместе с Минпросветом. Если ребенок возвращается в семью к кровным родителям, его вычеркивают из ГБД. Большая прозрачность появляется у опекуна, и также появляется возможность для большего контроля за действиями органов опеки…», — сообщил известный своими ювенальными инициативами сенатор Андрей Клишас в порядке обсуждения.

Также Клишас заявил, что «самое важное для нас – закон в первую очередь о том, что можно будет осуществлять теперь контроль за органами опеки, со стороны органов власти регионов в том числе». Как именно удастся контролировать опеку через ее обязательства регулярно размещать данные об осмотре жилища и психоэмоциональном состоянии опекаемого ребенка (после тестов и осмотров психологами, очевидно), Клишас не уточнил.

Далее сенатор отметил, что спикер СФ Валентина Матвиенко сообщала о том, что приходит множество звонков, обращений родителей из разных регионов против этого ПФЗ.

«Поверьте, мы продолжаем работу с общественностью, чтобы положения этого закона разъяснить, а также разъяснить изменения в сфере регулирования деятельности опеки…», — сообщил Клишас.

На этом «полемика» закончилась – и почти единогласно (162 сенатора «за», 1 0 «против») расширение ГБД было поддержано. Конечно же, находящимся в теме не надо ничего внушать о правильности и необходимости этих поправок. Тем не менее, род. общественность и на таком опыте почувствовала, что к ее мнению начинают прислушиваться более серьезно.

Что остается теперь? Писать президенту России обращения с требованием отклонить законопроект № 285565-8, в свободной форме, с учетом приведенной нами выше аргументации (хотя надежды на это, конечно, мало).  http://letters.kremlin.ru/letters/send  На этом не самом приятном документе борьба за торжество традиционных семейных ценностей в России не заканчивается.

РИА Катюша