ФОТО: FIRE-FLY/SHUTTERSTOCK.COM

Слова президента о буферной зоне вдоль наших границ вызвали живой отклик в русском обществе. Однако обсуждение вопроса ведётся пока на уровне лозунгов и в формате телешоу. Царьград поинтересовался мнением экспертов на этот счёт.

Президент России Владимир Путин 13 июня встречался с военными корреспондентами и ведущими блогерами страны, освещающими ход СВО. В ходе трёхчасового разговора глава государства допустил, что Россия может заняться созданием санитарного кордона на подконтрольных Киеву территориях, чтобы прекратить обстрелы и рейды диверсантов в наши приграничные области.

На фоне жестокого и бессмысленного уничтожения 40-тысячного белгородского городка Шебекино, на который украинская артиллерия высыпала до 800 снарядов в сутки, слова президента вызвали живой отклик в обществе.

Дмитрий Медведев, главный ястреб отечественного истеблишмента, предложил не мелочиться и провести границу санитарной зоны по окраинам Львова.

Как будто специально для того, чтобы убедить русских в необходимости уничтожения «страны 404», посол Украины в США Оксана Маркарова заявила, что Вашингтон «сменил тон» и теперь не говорит «нет» на просьбы Киева о передаче ВСУ оперативно-тактических ракет ATACMS, имеющих дальность 300 км и, по сути, являющихся аналогом наших «Искандеров».

Не вызывает сомнений: по мере того как Россия будет отодвигать линию фронта от наших старых границ, украинцы будут получать всё более и более дальнобойные системы. И в этом контексте уже возникает вопрос не о том, как далеко нужно перенести линию боевого соприкосновения, а о том, какой величины кусок Украины можно оставить, чтобы он не представлял для нас опасности в обозримой исторической перспективе.

Контуры новой страны

Почему идея выгородить Западную Украину в отдельное, пусть и враждебное нам государство может быть приемлемым решением долгосрочных геополитических задач России?

Во-первых, потому, что целиком и полностью снимает вопрос украинских долгов с нашей шеи. Полная ликвидация украинской государственности будет означать, что западные кредиторы десятилетиями, а то и веками будут пытаться повесить украинские займы на вернувших себе Киев русских. История с царскими долгами, которые Россия выплачивала уже после крушения СССР, тому пример.

Во-вторых, это государство станет пристанищем для самого нелояльного населения Незалежной.

Ну а третий резон состоит в том, что врагу бывает выгоднее дать возможность отступить, а не вынуждать его драться до последней капли крови.

И вот с учётом этих вводных можно определить контуры будущей украинской государственности. Первое, чего в ней не должно быть, – это русских по истории и населению территорий. Второе – стратегической глубины, опираясь на которую наши небратья могут создавать крупные угрозы нашей безопасности, а главное – торговать ими.

Соответственно, будущий остаток Незалежной должен включать Львовскую, Ивано-Франковскую и Тернопольскую области – территории с максимальным градусом русофобии и минимальным процентом русского населения. А вот с Волынью, Винницей и рядом других областей уже возникают различные нюансы, по поводу которых эксперты придерживаются разных мнений.

Что забрать, а что оставить

Если смотреть на проблему утилизации украинской государственности исключительно с военной точки зрения, чем больше мы заберём, тем лучше. По словам главного редактора информационно-аналитического издания «Геополитика» Леонида Савина, «санитарная зона» должна находиться в глубине правого берега Днепра.

Речь идёт о том, что эта зона должна быть где-то на территории правобережья Днепра, туда, вглубь Украины. В Полесье уходить там, в Подолье, ну и так далее,

– сказал наш собеседник.

Он также отметил, что ситуация может сильно измениться в зависимости от того, какие шаги предпримут наши западные противники. По словам эксперта, не исключены ситуации, при которых России придётся применять ядерное оружие. Соответственно, и контуры будущей зоны безопасности будут зависеть от того, в каких конкретно условиях она будет формироваться.

Ядерная угроза

Одним из острейших вопросов, связанных с поведением киевского режима, была и остаётся угроза применения так называемой грязной бомбы – боеприпаса с обычной взрывчаткой и радиоактивными материалами в качестве наполнителя. За время СВО было уже несколько сообщений от наших военных и спецслужб, что ВСУ готовят такую провокацию с целью обвинить Россию в применении тактического ядерного оружия. Пока ни одно из них не подтвердилось, но в целом не вызывает сомнений, что оставлять в руках украинцев объекты, связанные с ядерной энергетикой, плохая идея, чреватая самыми дурными последствиями.

Проблема заключается в том, что простого и однозначного решения этой головоломки просто не существует. В первую очередь из-за расположения украинских АЭС. Самыми западными из них являются Хмельницкая и Ровенская АЭС, расположенные менее чем в 200 км от польской границы, то есть в пределах зоны, которую было бы логично выделить для существования послевоенной Украины.

Однако занимать целые области с враждебным нам населением, чтобы контролировать два пусть и очень важных объекта, весьма спорное решение. Более того, все украинские АЭС являются самыми настоящими чемоданами без ручек. Об этом «Первому русскому» рассказал бывший заместитель начальника Центрального округа Госатомнадзора СССР, доктор технических наук, профессор Владимир Кузнецов.

В частности, он отметил, что до начала СВО на территории Украины работали 15 энергоблоков, шесть из них – на Запорожской АЭС, которая теперь стала нашей.

Но ведь это проблема из проблем. Станция 1984 года пуска – старьё! Аналогичные установки, которые действуют на территории России, уже давно прошли глубокую модернизацию. А там конь не валялся. Притом и Ровенская, и Хмельницкая – это станции, «отмеченные Богом»: там уже были аварийные ситуации, которые могли иметь самые-самые неприятные последствия,

– подчеркнул наш собеседник.

По его словам, забирать оставшиеся под контролем Украины девять энергоблоков для России не имеет никакого экономического смысла. Кузнецов отметил, что украинцы систематически манкировали проведением технического обслуживания АЭС, на 30% сокращали сроки проведения работ и злейшим образом пренебрегали регламентами.

Единственное, что я бы рассмотрел и взвесил, – это взять под свой контроль Южно-Украинскую АЭС с тремя энергоблоками, которая работает недалеко от Николаева. Мне так кажется правильным, что и Одесская, и Николаевская области должны отойти к России,

– полагает Кузнецов.

Понятно, что после военной победы Россия могла бы вывести эти станции из эксплуатации. Но что делать с ними дальше – вопрос. Изъять из них всё ядерное топливо и сотни тонн радиоактивных отходов и вывезти на нашу собственную территорию, чтобы украинцы не могли из них соорудить начинку для беспилотников, – более чем спорный шаг. Огромные расходы плюс риск техногенной катастрофы, да и отходов нам своих хватает.

Остаётся только вариант постоянного силового контроля над этими АЭС. А значит, даже условно независимый остаток Украины вплоть до своей польской границы должен находиться под нашим военным контролем.

Воевать придётся до победного конца

С тем, что России не удастся создать безопасную зону на территориях бывшей Украины без полной военной победы, согласен и первый министр госбезопасности Донецкой Народной Республики доктор политических наук Андрей Пинчук.

Любая альтернативная, даже съёжившаяся Украина будет существовать только с одной целью: уничтожить геополитические амбиции России. Так же как она существует сейчас. Поэтому увеличение или уменьшение размеров влияет только на мобилизационный потенциал и тактико-оперативные качества… Ну, как Харьковская область: оставили её – получили Шебекино,

– пояснил Пинчук в разговоре с обозревателем Царьграда.

Он подчеркнул, что даже если от Украины останется «метр земли», то и его Запад будет накачивать оружием, вплоть до ядерного, и превратит в место тотального сопротивления России.

С другой стороны, наш собеседник считает вопрос раздела Украины с Польшей и Венгрией сильно надуманным. Разговоры на эту тему позволяют развлекать зрителей телешоу, но в реальности присоединение Западной Украины что к Польше, что к Венгрии идёт вразрез с реальными устремлениями этих стран.

Делаем выводы

Все наши собеседники чётко отметили, что до создания «санитарных зон» на территории Украины нашей стране предстоит решить ряд сложнейших вопросов – от отражения украинского наступления в Запорожье до освобождения оккупированных ВСУ «новых» регионов. Среди прочего отмечалось, что обсуждение вариантов послевоенного раздела «страны 404» на нашу и не нашу территории похоже на делёж шкуры неубитого медведя.

С другой стороны, общество, ведущее напряжённую войну, должно понимать, что конкретно является мерилом победы, при каких условиях мы готовы остановить борьбу и что получим в результате.

Без обсуждения даже самых общих контуров будущего мира невозможно понять, к чему готовиться в будущем, а любое препятствие и трудность будут превращаться в неожиданность.

О том, что Украина не жилец после СВО, говорят многие. Но вот вопрос о том, как русским с максимальной для себя выгодой утилизировать украинскую государственность, практически не поднимается. Это огромное упущение, которое необходимо постепенно исправлять.

ВЛАД ШЛЕПЧЕНКО