Буквально в мае сего года министр культуры Украины Александр Ткаченко заявил, что со щита «Родины-матери» снимут герб СССР и заменят на трезуб. Казалось бы, неужели другого времени нет? В Киеве продолжается скандал с бомбоубежищами, взрыв Каховской ГЭС нанёс урон не только нашей стороне, но и, видимо, уже по традиции, самой Украине и т.д.

Но как только стало известно, что на одну только подготовку проектной документации собираются потратить 2,5 млн. гривен, вопросы у знающих граждан отпали сами собой. А на всё мероприятие панируют угробить около 36 миллионов! И стоило таким цифрам замелькать в информационном поле, как Киев напрочь забыл и об опасности обрушения скульптуры, которое в свою очередь повлечёт и разрушение некоторых близлежащих зданий. Работа, как говорится, закипела!

Хапай, хапай, куркулёк!

Ещё задолго до СВО, собственно задолго и самого майдана, отечественные моряки терпеть не могли посещать украинские порты. И какая-нибудь украинофобия тут ни при чём. Исключительно прагматизм и ничего личного.

Автор неоднократно слышал, что некоторые капитаны, узнав о перспективе захода в Одессу или Мариуполь, почти официально закладывали в бюджет от 5 до 7 тысяч долларов на взятки. И проблема была не в нарушении каких-то правил судоводителями или судовладельцами, не в неправильно оформленных документах. Проблема была в сложившейся структуре взаимоотношений на Украине. Уровень мздоимства «незалежной» внушал оптимизм даже в непогрешимость гаишника образца 90-х годов!

Доходило до комизма. Так, украинские проверяющие органы умудрились содрать взятку в виде набора женской косметики даже с моего друга. В то время мой товарищ работал вторым помощником и прикупил солидный набор косметики для своей жены. Стал бы он это делать, зная, что предстоит зайти в порт Одессы? Вряд ли.

Под предлогом изменения таможенных правил и санитарных норм, которые «меняются» у Украины чуть ли не ежедневно, дорогостоящий косметический набор был банально реквизирован. Любая попытка говорить с украинскими чиновниками на языке закона бессмысленна, т.к. вся система настолько болотистая, что элементарный простой судна выйдет намного дороже.

Мелкотравчатые украинские чиновники от таможни или погранслужбы не брезгуют фотоаппаратами, элитным алкоголем, сигаретами и т.д. Конечно, это не идёт ни в какое сравнение с суммами, маячащими за спинами Порошенко, Тимошенко или Зеленского, но факт миниатюризации коррупции крайне показателен. Это симптом тяжёлой социально-экономической болезни.

Ничего себе поездочка…

Будучи в Донбассе я как-то раз решил сэкономить на такси и воспользовался местным автобусом. Тогда я ещё не знал, что меня ждёт. На остановке передо мной двери распахнуло нечто, напоминающее реквизит из фильма «Безумный Макс». Угловатый, какой-то кривой, сколоченный будто из турецкого гипсокартона, автобус был детищем компании «Богдан Моторс».

Внутри салона горел крайне тусклый свет, как в заштатном сельском сортире, а сам салон был настолько выстужен, что на улице казалось теплее, несмотря на раннюю весну с её заморозками по ночам. На мой вопрос, чей гений купил это недоразумение на колёсах и выпустил на линию, мне мигом всё объяснили. Ещё до майдана под предлогом развития отечественного автомобилестроения Киев выкрутил крупным компаниям и органам местного самоуправления руки, чтобы те покупали продукцию «Богдан Моторс».

А кто был одним из владельцев компании? Пётр Порошенко, который уже тогда занимал министерский кабинет. Кто сказал коррупция? Нет, исключительно «патриотический» порыв души…

Позже уже во время войны, руководствуясь такими же, видимо, порывами, «Богдан Моторс» получал контракты от Министерства обороны на санитарные машины и машины бронированные. Забавно, что до половины изготовленных «Богданов» либо возвращались обратно на завод, т.к. были банально неремонтопригодными, либо их доводили до ума на месте.

Это наша корова и мы её доим!

Однако, одним из венцов криминально-коррупционного бизнеса на Украине являются события в Мукачеве Закарпатской области. Напомню, в июле 2015-го года между депутатом Верховной Рады Михаилом Ланьо, который выступает в этой истории в виде поместного князька, и активистами «Правого сектора» (запрещённая в России организация) произошёл конфликт, вылившийся в стрельбу.

Версий причин было несколько. Но практически во всех этих версиях рефреном звучала тема борьбы за контроль каналов контрабанды. То есть вполне официальные лица абсолютно незаконными методами дрались за столь же незаконный бизнес по получению мзды с ходоков-контрабандистов или личному предоставлению услуг по пересечению границы без внимания таможни и пограничников.

При этом стоит понимать, что контрабанда по-украински это отнюдь не какое-то драматическое событие, скорее даже рядовое. Несут контрабанду не какие-то прожжённые рецидивисты или бывшие военные. Несут все, а сама контрабандная деятельность воспринимается как подработка. Контрабандисты имеют вполне официальную работу и в повседневной жизни вполне себе мирные законопослушные граждане, как это ни парадоксально.

Да и несут через границу в подавляющем количестве случаев не кровавые алмазы, кокаин или ракетные установки, а банальный ширпотреб, сигареты и прочее. Так, сведущие в данном вопросе донбассовцы автору рассказывали, что за пронос в обход пошлин и официальных процедур МАППа (многосторонний автомобильный пункт пропуска) партии свадебных платьев из Луцка до войны можно было заработать от 500 гривен (около 2 тыс. рублей по старому курсу). В России на платья цепляли какой-нибудь бренд, а далее их продавали барышням даже не подозревающим о своём свадебном «привете» с Волыни…

Таким образом, такая конфигурация взаимоотношений с законом настолько проникла под кожу общества, что даже при желании действовать по закону человек, интегрированный в подобную систему, уже банально не знает как это – «по закону». Ну, легче товарищу занести котлету из банковских билетов нужным людям, чем оформлять бумаги и бегать по кабинетам. Порой действует банальная инерция мышления.

Вот Крым вернулся в состав России, и? В 2018-м году по обвинению во взяточничестве был арестован заместитель Председателя Совета министров Республики Крым Виталий Нахлупин. Кстати по тому же делу проходят и замминистра транспорта Крыма Валентин Дукорский, и первый зампредседателя комитета конкурентной политики республики Ярослав Сливка. В 2017-м году в аэропорту Севастополя задержали по обвинению в коррупции бывшего вице-премьера Крыма Олега Казурина. В том же 2017-м началось расследование против заместителя главы управления Федеральной антимонопольной службы по РК и Севастополю Вячеслава Токарева и т.д. и т.п.

Замечу, это все неглупые и небедные люди, но погружены они были в украинские реалии, в которых состояние 90-х годов было заморожено. Так что алчный кураж киевских чиновников, которые продолжают доить бюджет даже когда под окнами пожар, вполне понятен, даже предсказуем и закономерен. Точь-в-точь как в том анекдоте, когда жена, чтобы отвадить мужа от выпивки, бросила в баллон с самогоном дохлую кошку. А вечером увидела, как благоверный выкручивает кошечку, приговаривая «котик, ну ещё капельку!»

А главное же в том, что всё это богатство теперь досталось нам. Инерцию мышления выбить из человеческой натуры намного сложнее, нежели выбить ВСУ из очередного города. Увы…

Сергей Монастырёв