Православно-Державный календарь «ДОСТОПАМЯТНЫЕ ДНИ РОССИИ» — 29 мая / 11 июня​, 28 мая / 10 июня​


29 мая / 11 июня​

— 325 г. Память первого Вселенского Собора

Епископ Арсений высказывает мнение, что именно епископ Осия первый подал Императору Константину мысль о созвании в 325 году Вселенского Собора для устроения церковных дел. Далее он повествует: “В начале сего года император особым повелением пригласил епископов поспешить в Никею, на собор. Все издержки их путешествия и пребывания в Никее принимал на себя. С одних восточных областей прибыло до трехсот епископов.​ ​Равноапостольный Император Константин присутствовал на заседаниях Собора. В своей речи, произнесенной в ответ на приветствие епископа Евсевия Кесарийского, он сказал: «Бог помог мне низвергнуть нечестивую власть гонителей, но несравненно прискорбнее для меня всякой войны, всякой кровопролитной битвы и несравненно пагубнее внутренняя междоусобная брань в Церкви Божией». ​Равноапостольный Константин предложил Собору внести в текст Символа веры слово «Единосущный», которое он часто слышал в речах епископов. Отцы Собора единодушно приняли это предложение.​ ​На этом Соборе была осуждена и отвергнута ересь Ария, который отвергал Божество и предвечное рождения Сына Божия. Собор утвердил непреложную истину — догмат, что Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом. Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры.​ Был решен вопрос о дне празднования Святой Пасхи. Постановлением Собора Святая Пасха должна праздноваться христианами не в один день с иудейской и непременно в первое воскресенье после дня весеннего равноденствия. По данным св. Афанасия Великого, тогда диакона Александрийской церкви и других, Церковь считает, что участников Собора было 318, среди которых были святители Николай Чудотворец, Спиридон Тримифунтский, Афанасий Великий.​ ​Председательствовал Антиохийский патриарх Евстафий, Заседания, происходившие в одной из палат царского дворца, продолжалось с 19 июня по 25 августа.

 

— 1453 г. † Византийский Император Константин XI

​ Погиб в бою последний Византийский Император Константин XI Палеолог Драгаш, родился в 1448 г. ​Перед штурмом Магомет предложил Императору Константину удалиться свободно, обещая пощадить население. Император отклонил это предложение. Он со своими вождями приобщился, как православный, Святых Таин в Софийском соборе. Начался штурм, мужественно отражаемый. Константин проявил большую храбрость и был убит в бою. Тело Императора нашли лишь на другой день. Его похоронили с императорскими почестями, но голову его Магомет приказал выставить на площади Августеон.​ Византийская Империя перестала существовать. Вскоре под игом мусульман оказались все православные государства Востока.

 

— 1453 г. Султан Магомет II взял Константинополь

​На патриаршем престоле Цареградском воссел с утверждения самого султана Магомета II известный ревнитель православия Геннадий, в мире называвшийся Георгием Схоларием. Озабоченный нуждами своей бедствующей Церкви, он решился обратиться за материальными пособиями к единоверной России, и по его благословению прибыл тогда к нам «митрополит цареградский» (т. е. из Царяграда) Игнатий.

 

— 1719 г. Указ царя Петра I

​Об устройстве губерний и об определении в оныя правителей.​ Теперь все губернии разделялись на провинции, провинции имели уезды. В Санкт-Петербургской губернии было 11 провинций. Киевская губерния разделялась на 4 провинции. Азовская губерния — на 5 провинций. Рижская губерния — на 2 провинции. В Архангельской губернии было 5 провинций. В Сибирской губернии — 3 провинции. Казанская — 4 провинции. Нижегородская — 3 провинции. Астраханская губерния не значится разделенной на провинции, к ней относились все города по нижней Волге — от Симбирска до Астрахани.

 

— 1719 г. Указ царя Петра I

О неупотреблении водоходных судов на дрова и прочии домашнии надобности. ​ «…При Санктпетербурге публиковать, чтоб Санктпетербургские жители, кто б какого ранга ни был, также и приезжие, у которых есть или впредь будут всякие суда, карбасы, барки и прочия собственныя их или купленыя на дрова и на другия домашния потребности, не ломали ни под каким видом; а ежели кто сего указа будет преслушен, и на таковых людях брать штрафы немалые.»

 

— 1843 г. Икона Божией Матери «Споручница грешных»

Названа так по надписи, сохранившейся на иконе: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну…».​ ​Впервые этот образ прославился чудесами в Николаевском Одрине, мужском монастыре бывшей Орловской губернии, в середине прошлого столетия. Древняя икона Богоматери «Споручница грешных» из-за ветхости своей не пользовалась должным почитанием и стояла в старой часовне у монастырских ворот. Но в 1843 году многим жителям в сновидениях было открыто, что икона эта наделена по Божьему Промыслу чудотворной силой. Икону торжественно перенесли в церковь. К ней начали стекаться верующие и просить о врачевании своих печалей и болезней. Первым получил исцеление расслабленный мальчик, мать которого горячо молилась перед этой святыней. Особенно прославилась икона во время эпидемии холеры, когда многих смертельно больных, с верою к ней притекающих, она возвратила к жизни. В монастыре в честь чудотворного образа был построен большой трехпрестольный храм. На иконе «Споручница грешных» Богоматерь изображена с Младенцем на левой руке, Который обеими руками Своими держит Ее правую руку. Главы Богоматери и Младенца увенчаны коронами.​ ​В 1848 году усердием москвича Димитрия Бонческула был сделан список с этого чудотворного образа и помещен в его доме. Вскоре он прославился источанием целительного мира, давшего многим выздоровление от тяжких болезней. Этот чудотворный список перенесли в храм святителя Николая в Хамовниках, в котором был устроен тогда же придел в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных». Кроме 29 мая​ празднество в честь этой иконы совершается 7 марта.

 

— 1873 г. Русские войска взяли столицу Хивинского ханства — Хиву

​Хивинский хан бежал в степи, но потом вернулся и изъявил покорность и был восстановлен на престоле, причем часть хивинских владений отошла к России.

Таким образом было распространено русское владычество к востоку от Каспийского моря, вплоть до вершин Тянь-шаня и до подножия Гималайского хребта.​ ​Первые контакты Российского государства со среднеазиатскими ханствами относятся к XVI веку. В 1589 г. добивался дружбы с Москвой бухарский хан. В начале XVIII в. под защиту России стали стремиться казахские кочевые племена. Освоение Сибири нуждалось в сырье и рынках сбыта для русской промышленности, а следовательно — в мире на приграничных среднеазиатских землях. Однако освоение их приводило поочередно к осложнениям с новыми соседями, не желавшими признавать новую реальность и бросать свои привычки грабежей и набегов. Это побуждало Россию к решению проблемы дальнейшим расширением до естественных геополитических границ.

 

— 1894 г. Родился князь Игорь Константинович Романов

Игорь Константинович родился в Стрельне — русский князь императорской крови, сын Великого князя Константина Константиновича и Великой княгини Елизаветы Маврикиевны, правнук Императора Николая I. ​Окончил Пажеский корпус, выдержал экзамен на офицера, служил штабс-ротмистром лейб-гвардии Гусарского полка. В начале Первой мировой войны вместе с братьями ушёл на фронт, откуда в октябре 1915 г. был отправлен для лечения воспаления лёгких в Петербург. В связи с невозможностью по болезни продолжать службу на фронте, отчислен в свиту Императора в чине флигель-адъютанта. После революции по декрету большевиков был арестован и выслан из Петербурга сначала в Вятку, а потом на Урал. В Екатеринбурге один из доброжелателей предложил князю свой паспорт, чтобы тот смог бежать. «Игорь Константинович говорил, что он не сделал ничего худого перед Родиной и не считает возможным поэтому прибегать к подобным мерам». ​Содержался в Алапаевске. В ночь на 18 июля 1918 г. был зверски убит вместе с рядом других членов рода Романовых, включая своих братьев Иоанна и Константина, — сброшены в старую шахту, которую забросали гранатами.​ В 1919 году останки князя были захоронены в Алапаевском соборе. Потом останки князя белогвардейцами были перевезены в Пекин в склеп при храме Святого Серафима Саровского.

Князь Игорь Константинович не был женат и не оставил потомства. ​ ​ ​ Канонизирован Русской православной церковью заграницей в сонме Новомучеников Российских 1 ноября 1981 года.

 

— 1897 г. Рождение Великой княжны Татьяны

​ ​ «Великая княжна Татьяна Николаевна, эта дочь матери и ее любимица, она больше всех походила на мать и ближе всех была к ней, унаследовав ее характер и душевный строй убеждений. Татьяну Николаевну слушались не только прислуга, но и сестры и Цесаревич, который больше всех боялся матери, а после матери Татьяны Николаевны, хотя они и любили его безгранично, но вместе с сим и держали в строгих руках. Татьяна Николаевна была главной помощницей матери по хозяйству и воспитанию младших детей. Она так же, как и мать, праздности не терпела, стараясь все время быть занятой. Ростом она была выше всех своих сестер, а также отличалась твердостью характера и самостоятельностью. Перед ней все в семье склонялись и вместе с сим искренно уважали». Игумен Серафим (Кузнецов).

День рождения дочери Царственные мученики отметили в последний раз в земной жизни в Екатеринбурге в 1918 г.: «Дорогой Татьяне минул 21 год!» (дневник Государя).

 

— 1967 г. † Николай Димитриевич Тальберг

Духовный русский писатель, историк, монархист.​ ​Родился в м.Коростошев под Киевом, происходил из семьи доктора уголовного права Д. Г. Тальберга и потомственной дворянки Бессарабской губ. Виктории Егоровны, урожденной Лазо. Учился в Киевском Екатерининском реальном училище и Императорском училище правоведения, которое закончил в 1907 г. с золотой медалью.

Служил в Министерстве внутренних дел. После февральского переворота 1917 г. подал в отставку и уехал на Кавказ. Приехав в Москву накануне большевистского переворота, выехал в Петроград, где под другой фамилией вступил в тайную организацию Н. Е. Маркова, ставившую целью помощь и освобождение Царской семьи. По заданию организации выехал в Киев и поступил на службу в Министерство внутренних дел правительства гетмана П. П. Скоропадского. Участник тайного монархического съезда в Киеве (май 1918 г.). Выехал в Бессарабию, через год приехал в Одессу, оттуда выехал за границу (Болгария, Сербия, Австрия, Чехословакия). В Берлине в начале 1920 г., по приезде Маркова, возобновил работу в его организации. Один из организаторов Съезда Хозяйственного Восстановления России, Рейхенгалль, Бавария, 16 (29) мая—23 мая (6 июня) 1921 г., на котором выбран управляющим делами Высшего Монархического Совета (член Совета до 1938 г.). Участник Зарубежного съезда 1926 г. в Париже, 2-го Зарубежного Церковного Собора 1938 г. в Сремских Карловцах. Член совета Патриотического объединения, Державной комиссии в Белграде, ведавшей делами эмиграции. Церковный староста нескольких храмов. 6 лет жил в Берлине, 10 — в Париже, около 8-ми — в Белграде. Во время второй мировой войны работал в Управлении по делам русской эмиграции в Югославии (1941—44 гг.), участвуя в эвакуации соотечественников. Перебрался в Вену, а потом в Зальцбург, где был директором русской гимназии в лагере для русских беженцев Парш. В 1950 г. переехал в США. Жил в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, где был преподавателем исторических предметов, воспитателем и наставником. Сотрудничал в монастырских периодических изданиях («Православная Русь», «Православная жизнь», «Православный путь»), в газетах «Россия» и «Русская жизнь». Скончался и похоронен в Джорданвилле.

 

— 1988 г. Памятник прп. Сергию Радонежскому

​ Открытие памятника прп. Сергею Радонежскому в с.​Городок (скульптор В.М.Клыков).​ Создание памятника св.​ Сергию стало новым этапом, вехой отсчета в современном русском искусстве и русском патриотическом движении. Впервые с 1917 г. образцом для поклонения становилось духовное лицо, монах. Образное решение скульптора было навеяно картиной М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею», изображающее легендарный эпизод биографии подвижника. Установление памятника в с.​ Городок (Радонеж) под Троице-Сергиевой лаврой предшествовали драматические события. Сам скульптор при поддержке патриотической общественности намеревался установить его осенью 1987​ г. Однако член Политбюро масон А.Н.Яковлев категорически запретил это делать. Погруженный в машину и направляемый к месту установки, памятник был «арестован» и препровожден обратно с эскортом милиции. Запрет установки памятника сопровождался злобными нападками еврейских экстремистов на личность великого русского подвижника. Потребовались месяцы борьбы, чтобы преодолеть сопротивление космополитических сил. В результате памятник был открыт при огромном стечении русских людей и представителей многих патриотических организаций.

28 мая / 10 июня

— 1107 г. † Княгиня Христина Инговна

Вторая жена Владимира Всеволодовича Мономаха, Великого князя киевского, дочь Инга I, короля шведского (1080-1112 гг.).​ ​Была матерью сыновей Мономаховых: Юрия (Георгия), впоследствии Великого князя Суздальского, и Андрея, проименованием Доброго, князя Владимиро-Волынского.​ ​ Умерла 28 мая 1107 г., т.е. когда Мономах, еще не Великий князь, сидел на своем уделе в Чернигове. Погребена в Спасо-Преображенском Черниговском соборе.

 

— 1606 г. Вскрытие захоронения царевича Димитрия в Угличе

Царь Василий Иванович Шуйский по совещании со святителями и боярами решился перенести в Москву тело царевича Димитрия и послал для того в Углич Ростовского митрополита Филарета Никитича Романова и Астраханского архиепископа Феодосия с двумя архимандритами и четырьмя боярами. Посланные в Углич извещали еще от 28 мая, что они подняли и рассматривали мощи царевича Димитрия и нашли их целыми и ничем не поврежденными, кроме немногих мест. И что у гроба царевича, как в прежние годы, так и в нынешний, совершались чудесные исцеления разных болезней, о чем исцелившиеся и представили письменные свидетельства, а к 3 июня мощи уже принесены были к Москве. А так как при мощах царевича совершались многие чудеса (в первый день исцелилось тринадцать, во второй — двенадцать больных), то святители постановили признать его новоявленным угодником Божиим и учредить ему празднества в день его рождения, кончины и перенесения мощей. Об этом перенесении и явлении святых мощей царевича Димитрия царь также возвестил всей России своей грамотой (от 6 июня).

 

— 1781 г. Императрица Екатерина II утвердила герб города Пензы

​Один из самых старых земельных гербов России. Некоторые российские земли имели свои символы ещё в эпоху Средневековья, но развитая система территориальных гербов появилась лишь в XVIII в., когда многие города обрели новый административно-политический статус. В связи с превращением в 1780 г. из провинциального города в центр вновь учреждённого Пензенского наместничества, Пенза также должна была получить свой герб.​​ ​Для составления герба города Пензы, Пензенского наместничества, а позднее и Пензенской губернии было заимствовано изображение трёх снопов из эмблемы Пензенского полка. Эмблемы армейских полков были составлены служащим Герольдмейстерской конторы, итальянским графом Франциском Санти, и занесены в Знаменный гербовник, утверждённый в 1730 г. Сенатом.​ При Екатерине II герольдмейстер Александр Волков придал рисунку законченную гербовидную форму и ввёл его в классический гербовник 1781 г. Точное геральдическое описание герба гласило: «В зелёном поле на золотой земле три снопа – пшеничный, ячменный и просяной. Сие взнесено и во все гербы в первую часть щита, принадлежащие Пензенскому Наместничеству». Изображение символизировало богатство и развитое земледелие региона.

 

— 1800 г. Назначение Великого князя Николая Павловича

​Великий князь Николай Павлович был назначен​ шефом​ лейб-гвардии​ Измайловского полка и с тех пор носил исключительно Измайловские мундиры.

 

— 1828 г. Морской бой в Мачинском рукаве

​Отряд русской гребной флотилии из 16 канонерских лодок под командованием капитана 1-го ранга Ивана Ивановича Завадовского, пройдя под выстрелами крепости Браилов, напал на стоявшую в Мачинском рукаве турецкую флотилию из 23 судов и после 3-часового боя разбил ее, взяв в плен 12 турецких судов.

 

— 1885 г. Отмена в России подушной подати

​Введение в России подушной подати в царствование Петра I вызвано было увеличением численности регулярной армии и необходимостью найти источники для ее содержания

Коронационным манифестом Александра III 15 мая 1883 г. были прощены все недоимки по подушной подати, накопившиеся по 1 января 1883 г. В том же мае 1883 г. Высочайше повелено освободить от подушной подати всех остальных безземельных, фабричных и заводских крестьян. Все бывшие помещичьи крестьяне, а в некоторых местностях и все другие плательщики, получили сбавку подушной подати наполовину. Наконец, 28 мая 1885 г. Высочайше утверждено мнение Государственного Совета о совершенном прекращении взимания подушной подати с 1 января 1886 г.: а) со всех крестьян, на которых распространяется действие положений 19 февраля 1861 г. и 21 июня 1863 г.; б) с состоящих на особом положении прибалтийских крестьян, за исключением поселенных на казенной земле; в) с малороссийских казаков и других разрядов населения, состоящих как на особых, так и на общих окладах, за исключением платящих оброчную подать. С 1 января 1887 г. велено было отменить взимание подушной подати со всех разрядов населения Империи кроме Сибири.

 

— 1896 г. Всероссийская выставка в Нижнем Новгороде

На второй день по окончании коронационных торжеств, 28 мая, в Нижнем Новгороде открылась Всероссийская выставка, намеченная еще при Императоре Александре III. ​ Эта выставка должна была показать достижения русского хозяйства за последние четырнадцать лет.​ ​ Государь и Государыня приезжали в Нижний Новгород 17—20 июля. В самый момент их приезда на выставку пошел сильнейший град, выбивший стекла во многих отделах; люди суеверные увидели в этом плохое предзнаменование. Государь остался доволен выставкой, дававшей яркое и наглядное представление о производительных силах его страны.​ ​ ​ Выставка продолжалась еще до 1 октября. Нижегородская выставка несомненно сыграла свою роль в самопознании России.

 

— 1908 г. Встреча двух монархов

​Первым британским монархом, навестившим Россию, стал король Эдуард VII (1841-1910 гг.). Его встреча с Императором Николаем II состоялась в Ревеле (ныне Таллин), куда Царь приехал на поезде, а король приплыл на яхте «Виктория и Альберт». Короля называли «дядюшкой всей Европы», так как родственные узы связывали его практически с каждой правящей на континенте династией. Племянником его жены был и русский Царь, а Императрица Александра Федоровна приходилась племянницей самому королю.​ ​Встреча должна была состояться двумя годами ранее, но была отменена из-за инцидента, когда направлявшаяся на Дальний Восток русская эскадра потопила несколько английских рыболовных суденышек, приняв их в тумане за вражеские катера. В штыки встретили визит и в британском парламенте, где один из депутатов-лейбористов назвал Царя «убийцей», припомнив жестокое подавление революции 1905 года. Король, не взяв с собой ни одного министра и ни одного парламентария, обеспечил дружескую атмосферу встречи, подтвердив курс на сближение двух крупнейших мировых империй. Не прошло и месяца, как вслед за королем в Россию с визитом прибыл президент Франции, закрепив окончательно сформировавшееся Тройственное согласие (кратко именуемое Антантой) государств, которые окажутся союзниками в предстоящей Первой мировой войне.

 

— 1990 г. Завещание Святейшего Патриарха Пимена

​ В день интронизации на святительский престол Святейшего Патриарха Алексия II, известный старец, архимандрит Псково-Печерского монастыря Иоанн (Крестьянкин) в своей проповеди донес до нас завещание Святейшего Патриарха Пимена: «…И вместе с жезлом патриаршим новому Патриарху вручается и завет его предшественников…​ ​ ​ ​ ​ ​ ​

Первое. Русская Православная Церковь неукоснительно должна сохранять старый стиль – Юлианский календарь, по которому преемственно молилась тысячелетие Русская Церковь.

Второе. Россия как зеницу ока призвана хранить Святое Православие во всей чистоте, завещанное нам святыми нашими предками.

Третье. Свято хранить церковнославянский язык – святой язык молитвенного обращения к Богу.

Четвертое. Церковь зиждется на семи столпах – семи Вселенских Соборах. Грядущий VIII Собор страшит многих, да не смущаемся этим, а только спокойно веруем в Бога. Ибо если будет в нем что-либо несогласное с семью предшествующими Вселенскими Соборами, мы вправе его постановления не принять».

Автор: Чернозатонский Игорь Александрович



ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ

Необходимая сумма для ежемесячной оплаты хостинг-сервера: 6525 руб.
Мы работаем за счет рекламы и Вашей поддержки!

Банковские карты для прямых платежей в РФ:

Мир 2202202372757579 (Сбер)
MasterCard 5536913918532660 (Tinkoff)
Спаси Вас Бог!

Следующяя Новость ПОЗОЛОТИ РУЧКУ. РОССИЯ СНОВА ПОЗВОЛЯЕТ "ЭЛИТАМ" СЕБЯ ОБМАНЫВАТЬ

Предыдущая Новость Боги, спустившиеся с небес

Похожие Новости






Комментарии проходят модерацию

Нет Комментариев

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

TRANSLATE - ПЕРЕВЕСТИ »