На территории Ейской косы нередко находят обломки античных амфор. Возможно, сюда приставали греческие и римские суда, следовавшие вдоль берега Азиатской Сарматии в древнегреческий город-колонию Танаис. Словно предвосхищая, что здесь в будущем будет основан город-порт. Но прежде чем это случилось, прошли века…

На месте сегодняшнего города, у основания Ейской косы, ранее было урочище Чебаклей (в переводе с тюркского — «местность, богатая рыбой»). После русско-турецкой войны территория до реки Кубань вошла в состав Российской империи, а Крымское ханство перешло под протекторат России. Положение последнего крымского хана Шагин-Гирая было весьма шатким, потому по указанию генерал-фельдмаршала Петра Румянцева в 1778 году в Чебаклее была построена крепость под названием Ханский городок Предполагалось, что это будет резервная резиденция Шагин-Гирая на случай неблагоприятного для него развития событий. Но события развивались стремительно. В 1782 году в Крыму вспыхнуло восстание. Поскольку ханство было под протекторатом России, Императрица Екатерина II приказала князю Григорию Потёмкину навести там порядок, что и было сделано. А в начале апреля 1783 года Шагин-Гирай подписал отречение от ханского престола, и Крым вошел в состав Российской империи.

Новые южные границы империи нужно было защищать, поэтому Екатерина II приняла решение заселить кубанские земли казаками недавно созданного Черноморского войска. В сентябре 1792 года с берегов Днестра вместе с семьями отправился основной отряд казаков под руководством Захарии Чепеги. Через несколько недель переселенцы достигли новых земель и расположились в Ханском городке. Сейчас на этом месте расположен исторический центр города Ейска. Казаки начали строить вокруг крепости хутора и станицы.

 

На землях Новороссии активно развивалось сельское хозяйство, поэтому скоро возникла острая необходимость в открытии нового порта на берегу Азовского моря. Генерал-губернатор Новороссии князь Михаил Воронцов выступил с соответствующим ходатайством. Но предварительно в 1847 году для выбора места для порта был направлен отряд под руководством поручика Трифонова. Наиболее подходящим в итоге сочли Ейский лиман, отделенный песчаною косою от Таганрогского залива, так что в штормовую погоду на нем было относительно спокойно. По подсчетам Трифонова, лиман имел достаточную глубину и мог вмещать более 50 купеческих судов.

 

6 марта 1848 года Император Николай I подписал указ «Об открытии на Азовском море в пределах войска Черноморского портового города Ейска». В указе говорилось: «…Дозволять селиться в этом городе всем сословиям без исключения с соблюдением общих по сему предмету правил. Желающим строить в городе Ейске дома и заводить близ энного дачи отводить места бесплатно до 1 января 1859 года, но строения производить не иначе как по плану города, который должен быть предварительно составлен и утверждён по ближайшему усмотрению Наместника Кавказского…»

Князь Михаил Воронцов справедливо считается основателем города и впоследствии сделал очень много для его развития. С самого основания Ейск развивался по строго определенному плану, который предусматривал строительство домов по особым типовым проектам и перпендикулярную перспективу городских улиц.

 

В 1855 году в Крымскую войну Ейск попытались захватить англичане, недовольные неудачей на Азовском море. 22 октября, на Ейском рейде, напротив северной оконечности города, появились 8 кораблей английской эскадры: флагман эскадры «Везувий», канонерки «Рекрут», «Боксер», «Кракер», «Клинкер», «Курлев», «Арлет», «Вессер». Командовал эскадрой капитан Шерерд Озборн. Но демонстрация силы ожидаемого эффекта не произвела — в Ейске подготовились к обороне и сдавать город врагу не собирались. Тогда англичане начали обстрел Ейска. На следующий день, не прекращая огня, они высадили десант. Однако десантники не решились вступить в бой с казаками и ушли на косу, поджигая все на своем пути.

24 октября неприятельская эскадра вошла в Ейский лиман. Противник высадил десант в трех местах, начав одновременное наступление. Англичане сожгли кирпичные заводы, лесные биржи, ветряные мельницы. Однако донские и черноморские казаки под начальством полковника Дорошенко храбро отбивали неприятеля и наконец принудили его обратиться в бегство. Надо сказать, что в отражении английского десанта принимали активное участие многие жители Ейска. Один из них, мещанин Алексей Беленецкий, за проявленную храбрость был награжден Георгиевским крестом 4-ой степени.

Во второй половине XIX века в городе открылись учебные заведения, появились благоустроенные вымощенные дороги, развивалась торговля. К началу XX столетия Ейск стал крупным торговым центром — сюда стекались не только жители России, но и иностранцы.

В годы Великой Отечественной войны в Ейском порту базировалась Азовская военная флотилия под командованием адмирала Сергея Горшкова, отсюда осуществлялись десантные операции по освобождению городов Приазовья.

А еще история Ейска неразрывно связана с именем русского богатыря Ивана Поддубного — одного из лучших в мире борцов. Здесь он прожил последние 22 года своей жизни, здесь был погребен. Его именем в Ейске назван парк. Поддубного не случайно называли «Чемпион чемпионов» — за 40 лет своей борцовской карьеры Поддубный не проиграл ни одного чемпионата или турнира.

В настоящее время Ейск является пятым по численности населения городом Краснодарского края и по праву считается одним из лучших его курортов. На базе открытых еще в начале ХХ века на территории города запасов сероводородной воды и грязей здесь действует знаменитый бальнеологический курорт. И разумеется, по-прежнему работает Ейский морской порт.

Автор: Елена Мачульская

Источник https://nbfnasledie.ru/return-to-russia/stranicy-istorii-goroda-ejska/