За последний год ситуация на белорусско-украинской границе не стала спокойнее. Особую тревогу в Минске южное направление стало вызывать в последние месяцы, когда киевский режим организовал несколько вторжений на территорию Брянской и Белгородской областей РФ. В белорусской столице всерьез восприняли растущую террористическую угрозу со стороны Киева, особенно после того, как стало известно, что в отрядах диверсантов были замечены белорусские наёмники. Последовавшие после вторжения заявления из Киева, в том числе слова секретаря украинского Совета национальной безопасности (СНБО) Алексея Данилова об увеличении в будущем числа рейдов диверсантов, заставили белорусские власти активизировать свои действия в приграничных с Украиной районах, в том числе с использованием нестандартных методов.

Не секрет, что украинское направление стало одним из приоритетных в обеспечении национальной безопасности Белоруссии ещё с 2020 года. После начала специальной военной операции (СВО) официальный Минск и вовсе начал формировать линию обороны в приграничных с Украиной регионах, насыщая их военными и техникой, в том числе и современными ПВО, такими как зенитно-ракетный комплекс С-400 «Триумф». Как отметил ещё в феврале 2023 года года помощник министра обороны Белоруссии по вопросам международного военного сотрудничества Валерий Ревенко, из-за того, что «вероятность возникновения вооружённых провокаций, способных перерасти в приграничные инциденты, остаётся высокой уже на протяжении длительного времени», белорусские военные «перешли к мерам адекватного реагирования на них».

Более того, именно на южном направлении за последний год было проведено самое большое количество различных военных учений, в том числе и с участием сил территориальной обороны, некоторые даже вызывали определённый резонанс в СМИ. Так, в Гомеле с 11 мая по 2 июня проходили плановые учебные сборы теробороны, в ходе которых в районе поселка Калинино, расположенном в 20 км от украинской границы, была выстроена линия противотанковых укреплений «зубы дракона». Позже, с 5 по 7 июня и снова на Гомельщине с участием военной техники были организованы межведомственные учения по «обеспечению готовности компетентных государственных органов и иных организаций к выполнению задач по пресечению деятельности террористических организаций и незаконных вооружённых формирований». Это взывало волну неадекватной реакции у белорусских «змагаров», которые заявили, что происходящее демонстрирует «страх» властей республики перед украинской армией и возможностью её наступления на Белоруссию. Использовать происходящее в собственных интересах попытались даже в Польше, где экс-заместитель министра обороны Вальдемар Скшипчак заявил, что Варшаве нужно «готовиться к восстанию в Белоруссии» и «поддержать войска», которые, дескать, будут озадачены операцией против Александра Лукашенко.

Учения в Гомельской области

В этой связи совершенно неудивительным стало появление информации Государственного пограничного комитета Белоруссии о том, что белорусские пограничники давно переведены на несение службы в усиленном режиме, а на границе полным ходом идёт процесс модернизации комплексов погранзастав. В частности, именно в южных регионах до конца текущего года планируется завершить строительство новой пограничной заставы, а в процессе возведения находятся ещё четыре. Дополнительно к этому на мозырском направлении белорусскими военными была сформирована маневренная группа нового типа с бронетехникой и миномётными группами, которая состоит из трёх застав.

Немаловажным в связи с ситуацией на Украине и вокруг Белоруссии в целом стало и недавнее принятие в республике закона о народном ополчении. Идею его создания выдвинул год назад Александр Лукашенко, после чего подобные формирования стали создавать в различных регионах республики и, в первую очередь, на южном направлении. В частности, первый отряд был создан уже осенью 2022 года в Могилёвской области на базе Лобжанского сельского совета Климовичского района. По задумке белорусских властей, народное ополчение, помимо всего прочего, должно стать важным инструментом для помощи в обеспечении безопасности государства в приграничных регионах, где могут появиться диверсионные группы.

Все нынешние действия белорусской стороны продиктованы не только явно агрессивными заявлениями со стороны Варшавы или киевского режима, но и теми действиями, которые украинская сторона демонстративно продолжает осуществлять на границе с республикой. В частности, в последние месяцы на территории Украины возле Белоруссии увеличилось число различных военных учений. Так, в конце апреля в Ровенской области прошла масштабная тренировка войск украинской территориальной обороны, в рамках которой обучали штурмовать здания, брать пленных и «зачищать» территорию. Аналогичные учения прошли и в Житомирской области, где одной из задач являлась выработка у солдат «психологической устойчивости» и «подготовка их к реальным боям».

Помимо этого, белорусские военные не прекращают фиксировать полёты беспилотников над территорией республики, а также различные провокации со стороны Украины, в том числе и с использованием оружия. В дополнении ко всему, усилились попытки психологического воздействия. В частности, украинцы вывесили на всех пограничных переходах бело-красно-белый флаг белорусской оппозиции, а в марте и вовсе демонстративно установили чучело повешенного в российской военной форме. Помимо этого, украинские военные стали массово устанавливать бигборды с русофобскими лозунгами, а в Житомирской области поставили на границе проектор, на котором в направлении Белоруссии транслируют пропагандистские ролики. В мае украинская сторона и вовсе начала намеренно включать сигнал воздушной тревоги, заявляя, что подобный шаг должен заставить понять «ещё не определившихся соседей, на чьей они стороне».

До недавнего времени Белоруссия крайне сдержано реагировала на подобные психологические провокации, считая бессмысленным втягиваться в такое противостояние с киевским режимом на границе. Однако в последние месяцы позиция официального Минска по данному вопросу изменилась. Теперь в Белоруссии решили отвечать украинской стороне их же оружием, однако делать это более тонко, чем украинцы. В частности, в ответ на явные идеологически провокации весной на белорусской стороне появились бигборды «Белоруссия помнит». На одном из них на украинском языке было написано «Мы поможем Украине найти настоящих оккупантов» и указано на флаг США.

В конце мая белорусская сторона решила подойти к противостоянию на границе с ещё большей креативностью. Так, на одном из пограничных переходов в направлении Украины была включена аудиозапись на которой ласковый женский голос на украинском языке заманивал южных соседей борщом.

«Когда вам будет не из чего готовить борщ — переходите на нашу сторону. Попробуйте наш белорусский борщ! Вы не пожалеете об этом», – обещалось украинцам, и в небольшой лекции объяснялась разница между украинским и белорусским борщом.

Примечательно в данном случае то, что ответ со стороны Украины последовал незамедлительно, однако его характер оказался далёк от адекватности. В украинской Государственной пограничной службе (ГПС) назвали белорусских пограничников «неуважаемыми нетоварищами», которые сильно ошиблись в сравнении блюд.

«Ваше нынешнее картофельное варево, по консистенции похожее на тюремную баланду, отнюдь не похоже на наш украинский борщ… Ешьте сами, не подавитесь. К себе вас не зовём и настоятельно рекомендуем оставаться на своей территории. Ибо пожалеете»,– заистерили в ГПС Украины.

По всей видимости, ни на какие иные ответы, кроме как оскорбления, украинская сторона сегодня уже не способна. В отличие от белорусов. В начале июня белорусские пограничники включили украинцам новую запись, но уже про сало. Такой же женский голос рассказывает о сале, отмечая, что у украинцев «оно, конечно, вне конкуренции», а у белорусов скромнее, но тоже очень хорошее, «девственно белое с тонкими прожилками». При этом отмечается, что два продукта немного разные, но все же очень похожи, и это «братское, соседское сало – не то что англосаксонский бекон».

«Основным и главным условием для нарастания сала является усиленное кормление подсвинка. Так вот, когда сало у ваших подсвинков перестанет нарастать из-за отсутствия усиленного кормления последних, просто переходите на нашу сторону, товарищи! Попробуйте сало по-белорусски, не пожалеете», – говорится в завершении сообщения и, по всей видимости, это далеко не последнее подобное обращение со стороны Белоруссии в адрес Украины.

Конечно, «война бигбордов», «кулинарный юмор» и прочие варианты психологического противостояния на белорусско-украинкой границе нельзя назвать основным направлением в действиях Белоруссии по отношению к Украине. Главным сегодня для официального Минска является обеспечение военной безопасности страны и недопущение появления на её территории диверсионных групп. Однако стоит заметить, что использование белорусской стороной новых методов борьбы с неадекватным поведением своего южного соседа говорит о том, что в Белоруссии приняли правила игры, которые им уже давно предлагал Киев, и готовы теперь сами идти в «наступление» – пока на психологическом «поле битвы», что тоже крайне важно.

На заглавном фото: Билборды на белорусско-украинской границе

Игорь СМОЛИЧ