Президент Украины Владимир Зеленский посвятил своё участие в саммите Европейского политического сообщества 1-2 июня в Молдавии укреплению «истребительной коалиции» и обсуждению с ЕС и НАТО дальнейшего сотрудничества.

В более широком контексте саммит, на который были приглашены главы 47 государств, является переговорной площадкой для обсуждения дальнейших санкций против России и сотрудничеству антироссийских государств в сфере энергетики и безопасности.

В ходе саммита в информационном поле прозвучал ряд неприятных для президента Молдовы Майи Санду и её украинского коллеги новостей. На встречу не приехал президент Турции Реджеп Эрдоган. В 2022 году Зеленский возлагал на него большие надежды в плане поставок вооружений Украине. Не срослось.

Президент Румынии Клаус Йоханнис предупредил, что Бухарест не сможет оказать Молдавии военную поддержку в случае некоего вооружённого конфликта, поскольку Румыния состоит в НАТО, а Молдавия нет. Йоханнис пообещал помочь с подготовкой молдавских военнослужащих и оказать «другую помощь», подразумевая, видимо, поставки военной техники и боеприпасов, как это происходит на Украине. Но молдаване вряд ли готовы массово умирать за режим Санду ради интересов Бухареста. Да и количество населения Молдавии – чуть более 2,6 млн человек – не свидетельствует в пользу «войны до последнего молдаванина».

Financial Times написала, что война на Украине — удобная возможность для Кишинёва решить приднестровскую проблему. Под предлогом российской угрозы Кишинёв и Киев сообща могут сдавить Приднестровье с двух сторон, и тогда России придётся спасать своих граждан в регионе с применением авиации, а это непростая задача. Однако Йоханнис на саммите подчеркнул, что защита молдавского неба от проникновения российских самолётов – непростой вызов для Румынии. Йоханнис не уверен, что румынская армия способна выполнить эту задачу.

Румынский президент также предупредил, что процедура вступления Украины и Молдавии в ЕС сложна и потребует времени. Никакого экспресс-членства в ЕС Киеву и Кишинёву не светит. Таким образом, складывается запутанная ситуация, когда Приднестровье находится в стеснённом положении, Украина держит на границе с ним военную группировку, а Молдавия мечтает ликвидировать приднестровскую государственность. При этом Украина и Молдавия хотят в ЕС, но европейские партнёры Киева и Кишинёва пока не хотят их видеть в европейском сообществе и не уверены в собственных силах в случае войны.

Брюссель пока не нашёл ответы на вопросы: принимать ли Украину и Молдавию в ЕС в обрезанном варианте или в границах 1991 г.? Если в границах 1991, тогда у России надо отобрать Крым, Донбасс, Запорожскую и Херсонскую области и ликвидировать Приднестровье. Но это означает прямую войну с Москвой.

Российский МИД заявил: «Вооружённые силы России адекватно отреагируют на провокацию киевского режима, если таковая все же последует, и обеспечат защиту соотечественников, российского миротворческого контингента, военнослужащих Оперативной группы российских войск и военных складов в Колбасне в Приднестровье. Любые действия, представляющие угрозу их безопасности, будут рассматриваться в соответствии с международным правом как нападение на Российскую Федерацию».

Если же Украину и Молдавию принять без вышеуказанных регионов, это противоречит официальной позиции Киева и Кишинёва. Тупик. Французская Le Figaro констатирует: на саммите Зеленскому ничего дельного добиться не удалось, для него саммит оказался скорее символическим, чем практическим мероприятием.

Стратегия развития Приднестровской Молдавской Республики гласит: «Начиная с 1990 г., в границах бывшей союзной Молдавской Советской Социалистической  Республики были сформированы и устойчиво функционируют два различных конституционных пространства Молдовы и Приднестровья. В рамках этих двух пространств созданы противоположные политические, законодательные, финансово-экономические, судебные, образовательные, ценностно-идеологические, культурно-лингвистические, силовые и другие системы государственного функционирования».

Примирить столь разные политические модели в рамках одного государства практически невозможно, что ставит крест на добровольном сближении Тирасполя с Кишинёвом. Зеленский и Санду заверили друг дружку в поддержке взаимной территориальной целостности, но их заявления не вязались с присутствием на саммите делегации непризнанного Косово.

Косово объявило о независимости в одностороннем порядке  в 2008 году – так закончилась военная и дипломатическая операция НАТО по расколу Сербии. Для Зеленского и Санду отторжение Косово от Сербии силой натовского оружия – это проявление демократии, а добровольное воссоединение с Россией Крыма и Донбасса и нежелание Приднестровья становиться вместе с Молдавией бледной ксерокопией Румынии – это сепаратизм.

«Мы видим, откуда происходит агрессия, кто является агрессором. Но российский контингент находится в Приднестровье уже более 30 лет. И как долго еще будет там оставаться? На этот вопрос надо дать ответ», – угрожал Зеленский. На вопрос о дальнейшей судьбе миротворцев зарвавшийся клоун пригрозил: «Захотят жить – уйдут».

На момент ввода российских миротворцев в Приднестровье Зеленский был ещё ребёнком. Повзрослев, он полагает, что имеет право критиковать решения, принятые взрослыми людьми до него и без него. Он выступил за прекращение действия переговорного формата 5+2 (Россия, ОБСЕ, Молдавия, Приднестровье, Украина и США и ЕС как наблюдатели), что в переводе с дипломатического языка означает радикальную перекройку устоявшегося диалога с угрозой разморозки конфликта.

При этом киевские сторонники нападения на Приднестровье противоречат сами себе. Они оправдывают необходимость войны угрозой, будто бы исходящей от присутствующих в непризнанной республике российских миротворцев, и в то же время говорят, что победить Приднестровье будет легко ввиду малочисленности «голубых касок» и отсутствия у них тяжёлой техники. Где логика?

«А в Стране дураков стонут лебеди, плачут камни и ржут соловьи…» – это не про Украину ли сказано?

Владимир ДРУЖИНИН