Так совпало, что освобождение от украинских боевиков города Артёмовска (переименован Украиной в Бахмут) произошло в те же дни, когда был освобождён Мариуполь год назад. Бои за Мариуполь шли три месяца, бои за Артёмовск длились 224 дня. Итогом мариупольских баталий стал однозначный триумф, полное изгнание ВСУ с южных территорий ДНР и превращение Азовского моря во внутреннее море России.

Итоги «бахмутской мясорубки» подводить рано. Победа в ней является и долгожданной, и горькой одновременно. Военная обстановка в том районе пока не дает оснований говорить про окончательный результат. В ходе боев за город ЧВК «Вагнер» приходилось сражаться с врагом на фронте и с российскими бюрократами в погонах в тылах. Обострились все хронические проблемы и затяжные конфликты, вскрылись гнойные язвы снабжения и взаимодействия. Разберем подробности, почему преждевременны эйфорические или торжествующие настроения.

Послевкусие

Глава ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин выразил благодарность российскому народу за поддержку бойцов ЧВК «Вагнер», а также главкому ВКС России Сергею Суровикину, генералу Михаилу Мизинцеву и президенту Владимиру Путину за шанс провести операцию по освобождению Артемовска. В своем видеообращении Пригожин заявил, что «российская бюрократия вставляла палки в колеса. Шойгу и Герасимов решили, что их капризы будут выполняться. Шойгу и Герасимов привели к пятикратному увеличению потерь». После этого была опубликована добавка к сказанному: «То, чего я не сказал во время своего заявления в Бахмуте, и что необходимо добавить. Есть понятие «Методика оперативно-тактических расчетов», которая утверждена Генеральным штабом и в последний раз переутверждена в 2017 году нынешним руководством Министерства обороны. По этой «Методике оперативно-тактических расчетов», исходя из количества противника и проведения операции, которую вела ЧВК «Вагнер», ЧВК «Вагнер» должна была быть в 23 раза больше по численности, вооружения должно было быть в 27 раз больше по количеству, а снарядов нам выдавали 11,5%. Делайте выводы: наша эффективность и предательство, которое шло вокруг нас. Теперь об этом можно говорить». Также Пригожин сказал о выводе своих бойцов из города: «ЧВК покидает Бахмут для отдыха. До 25 мая создадим рубежи обороны и передадим ВС РФ. Вернемся, если потребуется».

В свою очередь Министерство Обороны России официально сообщило о завершении освобождения Артемовска: «В результате наступательных действий штурмовых отрядов «Вагнер» при поддержке артиллерии и авиации «Южной» группировки войск завершено освобождение города Артемовск».

Президент России Владимир Путин поздравил группу «Вагнер» и всех военнослужащих подразделений ВС РФ, которые оказывали им необходимую поддержку и прикрытие флангов, с завершением операции по освобождению Артемовска (украинское название — Бахмут). Все отличившиеся в освобождении города от украинских неонацистов будут представлены к государственным наградам.

Артемовск – наш. Что дальше?

Для российской армии победа в Артемовске имеет значение, прежде всего, с точки зрения психологии. «Перегруппировки» и потери Херсона, городов харьковского направления, городов ДНР – Красного Лимана и Славяногорска, длительных и незавершенных попыток взять Марьинку, Угледар и окружить Авдеевку, не лучшим образом отразились на настроениях общества в целом и армии в частности.

Показательная и унизительная порка украинских боевиков в Артемовске стала событием еще и потому, что они заигрались в непобедимых. Не помогло им ни численное превосходство, ни западная поддержка в виде наемников и иностранных легионеров, ни резервы, брошенные в мясорубку, ни оголтелая пропаганда, до сих пор отрицающая падение города.

Украинцев накрутили сказками про «фортецю Бахмут» («крепость Бахмут»), иностранные корреспонденты наперегонки снимали репортажи и героизировали тех, кто в итоге покинул «фортецю» на щите и вопреки уверениям, что этого не произойдет. Это произошло. И теперь украинская пропаганд-машина тормозит и скрипит шестеренками. Спикер Восточной группировки войск Сергей Череватый заявил, что «ВСУ ведут операцию по окружению Бахмута, для чего проводятся наступательные операции на флангах».

При этом ВСУ «рано или поздно из соображений безопасности выйдут из города». Точно так же ранее украинская пропаганда реагировала на потерю Соледара в ДНР и Северодонецка в ЛНР. Как иронизируют блогеры, «украинцы пафосно утверждали, что крепость Бахмут держали «лучшие сыны Украины», а получается, что город взяли «зеки без боеприпасов. Живите теперь с этим, хохлы»

В ближайшее время, скорее всего, ВСУ предпримут новые атаки, чтобы или вернуть утраченное, или отвлечь внимание от поражения. И предпосылки такого варианта уже есть. Как сообщает с места событий российский военкор Роман Косарев: «Отдельная штурмовая бригада «Ветераны» МО РФ сдерживает наступление ВСУ на одном из флангов под Артёмовском. Командир роты с позывным Ник рассказал, что противник еще с 10 мая начал активно наступать. В день бойцы отбивают 5—6 накатов. За это время были уничтожены более десяти единиц тяжёлой бронетехники и более 100 человек».

Так что верны выводы автора телегрм-канала «Записки ветерана»: «По поводу взятия Бахмута не испытываю победных реляций. Война не закончена, а взятие этого города в стратегическом плане мало что даёт. Здесь имеет место смысловая сиюминутная победа. Далее может произойти всё, что угодно. Например, Харьков во время Великой Отечественной войны переходил из рук в руки четыре раза. Поэтому никакой эйфории. Работы много и конца этой войне не видно».

Среди позитивных моментов, кроме психологического фактора и деморализации врага, есть и другие. Это освобождение еще части Донецкой области как территории ДНР и создание условий для дальнейшего продвижения. Власти ДНР уже анонсировали приход местной администрации и МЧС в Артемовск. Пока в городе идет зачистка очагов сопротивления противника и поиск скрывающихся групп или отдельных украинских боевиков. Затем начнется разминирование. При этом город будет еще не один месяц оставаться опасной и горячей точкой.

Потому что в кузнице не было гвоздя?

Падение Артемовска не обрушит украинскую оборону, так как рядом находится мощный укрепрайон ВСУ в славянско-краматорской агломерации. Сам город считается важным транспортным узлом, через него проходит трасса М03 в направлении Славянска и железная дорога. Это важно в случае будущего наступления на Славянск.

Также у ВСУ вероятны проблемы с обороной Северска, а захват доминирующей высоты на юго-западной стороне Артемовска даст возможность российским силам накрывать артиллерией маршруты снабжения Торецка (Дзержинска). Прогнозируется и нарастание артиллерийского воздействия на Часов Яр и Константиновку.

«Стратегической ценности город не имеет (о чём заявлял и сам Пригожин). Собственно, самого города тоже уже нет. Поскольку он не был отрезан, то бои были плотнее и намного дольше, чем в том же Мариуполе. А значит восстанавливать там нечего. Сплошные руины, которые только сносить. Можно ли сказать, что мы там перемололи ВСУ и уничтожили их наступательный потенциал? Не думаю, так как за 10 месяцев бахмутских боёв ВСУ не потеряли боеспособность. Количество бригад возросло, ленд-лиза стало больше и его ассортимент увеличился. А вот ЧВК «Вагнер» ожидаемо закончилась, потеряв в Бахмуте много солдат ранеными и убитыми. Знаете, как это называется? Пиррова победа. Все погибшие в Бахмуте могли быть использованы на более перспективных направлениях. Так что не очень понимаю всеобщего ликования по этому поводу», — считает автор тг-канала Луганский Прометей.

С этим мнением коррелирует и точка зрения военного блогера Романа Донецкого (ДонРФ): «Бахмут, Марьинка, раньше Попасная, в перспективе Красногоровка и Угледар. Укрепрайоны ВСУ, которые штурмуют или будут штурмовать ВС РФ и Корпуса. Вся их военная ценность — они открывают дорогу. Бахмут на Славянск-Краматорск, Марьинка — на Курахово, Красногоровка — на Авдеевку. Когда-то это были цветущие городки, но пришел украинский мир и превратил их в укрепрайоны, но это наша земля и наши люди. А сейчас это просто руины, где выживают остатки мирных, в основном одиноких стариков, которых никто и нигде не ждет. Рано или поздно в этих городках наступит мир. Как он наступил в полумертвой Попасной, которая восстановлению не подлежит в принципе. И о них забудут, разве где в учебниках упомянут, что тактика удержания городов оказалась бесчеловечной, и по большому счету бесполезной, а лобовые штурмы были еще более изумительным решением, чем такая тактика. А пока очередной город Донбасса превращается в поле руин, начиненных взрывчатой дрянью».

Автор обоснованно считает, что если бы дожали Марьинку, Красногоровку и Авдеевку, то это вывело бы, наконец, из зоны огневого поражения Донецко-Горловскую агломерацию. Но было принято решение стратегически изматывать врага под Авдеевкой. Насколько это верное решение, кто и кого переиграл на театре боевых действий – станет ясно достаточно скоро.

В заключение имеет смысл процитировать доказательное объяснение происходящему от военных экспертов тг-канала «Игра в цивилизацию». Тут четко объясняется, почему именно был выбран Артемовск — это был паззл из другого оперативного плана, который не сработал.

Также исследуются причины позиционного тупика на Донбассе и его механизмы.

Во-первых, где бы ЧВК ни атаковала, противник всегда может перекинуть туда резервы. Основная сила ЧВК — это мотивированная драться пехота, остальное, включая артиллерию, вторично. Соответственно, неспособность выполнить изоляцию поля боя у ЧВК еще сильнее, чем у армии — нечем и некому это делать. Во-вторых, ЧВК не может иметь то, что в России отсутствует даже в виде импорта — качественные РЛС контрбатарейной борьбы. Поэтому вести контрбатарейную борьбу на должном уровне ЧВК нечем. В-третьих, так как ЧВК получает боекомплект там же, где ВС РФ, то процент высокоточных снарядов в этом БК сравним с тем, что имеет ВС РФ. Соответственно, все те факторы, которые мешают ВС РФ идти вперёд, мешают и «Вагнерам».

География тоже одинаковая — что ВС РФ, что ЧВК наступают на Донбассе с его почти сплошной урбанизацией и сложным рельефом, что у одних, что у других напротив стоит противник, превосходящий в численности. Попытки обойти опорник противника и избежать фронтального штурма в таких условиях заканчиваются утыканием в другой опорник и фронтальным штурмом. Соответственно, что Вагнер, что ВС РФ сваливаются в позиционную войну и в неё же сваливаются контратакующие подразделения ВСУ.

Теперь о том, почему ЧВК лезут в застройку даже когда могут (как кажется) идти по открытой местности. В застройке пехоте намного проще прятаться и маскироваться. Бетонные постройки в разы повышают её стойкость к артогню и мешают корректировать по ней огонь с беспилотников. Вражеская артиллерия, которую не подавить теми средствами, что есть, на открытой местности способна нанести легкой пехоте в разы большие потери, чем в застройке.

Если вспомнить движение «Вагнеров» в окрестностях Бахмута, то налицо была попытка обойти город с флангов, но потом ЧВКшники вынуждены были уйти на улицы — парадокс, но если не можешь подавить артиллерию противника, то на улицах меньше потерь. Пытайся «Вагнер» дальше окружать Бахмут, там уже закончились бы люди.

Бахмутско-соледарская агломерация — важный транспортный узел. Наступление на него началось, когда ещё были планы продвинуться на других участках. Если бы армия смогла взять Северск и удержать его, то после взятия Бахмута на участке от него до Северска появилась бы возможность организовать оборону, опираясь на дорогу Бахмут-Северск как на рокаду. Так что это просто часть старого оперативного плана, ныне не актуального. Впрочем, украинских резервов там действительно перемолото немало, и отчасти именно необходимость вести бои за эту агломерацию удерживают Украину от большого наступления. Пока, по крайней мере.

У известного советского поэта Маршака есть короткое стихотворение под названием «Гвоздь и подкова». В нем описана цепочка событий, которая приводит к поражению в войне. Казалось бы, какой бедой грозит отсутствующий в подкове гвоздь? Из-за гвоздя лошадь захромала. Это приводит к новому элементу цепочки — смерти командира. Потом атака конницы стала хаотичной, лишенной управления. Враг справился с ней и перешел в наступление. Конница отступает, так как без командования сложно координировать действия целой армии. Этот пример показывает важность абсолютно каждого действия или решений, от которых может зависеть глобальный результат. Выдавливание ВСУ из Артемовска – итог промежуточный, но важный в контексте событий. Успокаиваться и ликовать – слишком рано.

Антон Дольский