KONSTANTIN KOKOSHKIN/GLOBALLOOKPRESS

В 1990-е годы так называемые партнёры навязали России особые условия жизни. Это была цена, которую, к сожалению, приняли пришедшие к власти функционеры. Сейчас мы пожинаем плоды той беды, но супероружие уже получено – вопрос в применении.

Какой должна быть русская национальная идея? Что из себя представляет русский человек, с русской душой и мировоззрением? Первое, что приходит на ум, это вера. Второе — любовь к Отчизне и готовность за неё умереть. Такого русского человека мы знаем сквозь века, так он представлен в истории. Но до сих пор в нашей Конституции не было статьи об идеологии. А, кажется, давно пора…

Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин заявил, что России не хватает национальной идеи, в которой, по его мнению, должен быть дух патриотизма. По словам председателя СКР, в России более 20 лет не могут чётко сформулировать национальную идею.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Принятие идеологии патриотизма для страны, обладающей крупнейшими ресурсами в мире, великой историей и уникальным человеческим потенциалом, означает фактическую будущую победу России во всех войнах, какие бы ни происходили. И реальные, и виртуальные, информационные, локальные… А победа России в этих войнах означает крах глобализма как идеологии доминирования Запада и мирового господства «золотого миллиарда», — отметил Бастрыкин.

Между тем министр юстиции России Константин Чуйченко предложил решить вопрос с российской Конституцией, которая сейчас запрещает установление государственной и обязательной идеологии.

Конечно, нам придётся решить вопрос со статьёй Конституции России, где указано, что у нас нет ни государственной, ни обязательной идеологии. Понятно, что в принципе ни одна страна мира таких положений в конституциях не имеет, — заявил глава Минюста.

Так в чём же национальная идея России? Ведущий «Первого русского» Юрий Пронько обсудил эту тему с экспертами Сергеем Рудовым и Анатолием Степановым в программе «Царьград. Главное».

В чём смысл национальной идеи?

Член Общественной палаты России, ответственный секретарь президиума Всемирного Русского Народного Собора Сергей Рудов в беседе с Царьградом отметил, что само понятие «национальная идея» означает то, за что человек готов умереть, рискнуть своим благополучием и здоровьем.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Наконец-то мы стали серьёзно поднимать эти вопросы, это дорогого стоит. Я думаю, что за 20 лет противоположные силы уже настолько уверенно стали себя чувствовать в этой своей идеологии, что, конечно же, сопротивление будет самое сильное. На самых разных направлениях и самые неожиданные люди будут вдруг говорить: зачем, это не толерантно! Или что-то другое. Идеологии не хватает. Не хватает правды. Не хватает тех ценностей, которые были бы просто понятны людям. «Сникерсы», «Дом-2» или какой-то ВВП — для многих людей этого маловато. Поэтому направление правильное, надо в этом направлении двигаться, — рассказал Рудов.

Он добавил, что на этом пути мы все обязательно столкнёмся  с сопротивлением, «но надо будет его преодолевать».

Москва — Третий Рим

Ещё один собеседник Царьграда — историк, член Союза писателей России, главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов отметил, что день, когда прозвучало это заявление о национальной идее в России, можно считать историческим.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Думаю, это исторический день, потому что чиновники такого высокого уровня, как глава СКР и министр юстиции, заговорили об идеологии. И я хочу отметить, что Александр Иванович Бастрыкин сказал не только о необходимости идеологии патриотизма. Он ещё вспомнил графа Сергея Семеновича Уварова, министра просвещения Николаевской эпохи. Который, собственно, и является родоначальником идеологии, включающей православие, самодержавие и народность. И у нас есть эти фундаментальные идеи: православие, самодержавие, народность и Москва — Третий Рим, которые выработаны веками нашей истории, — подчеркнул Степанов.

По словам эксперта, чтобы сформулировать русскую идеологию, нужно обратиться к нашему наследию — к истории и к мысли нашей страны. Это должно быть понятно для всех. Поэтому Минобразования, Минпросвещения, Минкульт, все эти ведомства, которые реализуют эту цель, они должны сами этой идеологии следовать, отметил историк.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Но подождите, а в чём суть этой идеологии должна быть? Ну вот Бастрыкин говорит: дух патриотизма. А дальше? Вот это же необходимо расшифровывать? Надо же понимать такие фундаментальные моменты? — спросил ведущий Юрий Пронько.

Эксперт ответил, что глава государства Владимир Путин своим указом о принятии концепции внешней политики «фактически создал контуры этой идеологии». И ввёл такое понятие, как «самобытное государство-цивилизация«.

Теперь наша задача, задача русских патриотов, православных людей, интеллектуалов — насыщать те контуры, которые президент обозначил. Что мы — особое государство, а не часть Запада недоразвитая, что подспудно подразумевалось в последнее время. Мы — самобытное государство-цивилизация. В чём наша самобытность? Вот мы и должны ответить на этот вопрос, — пояснил Степанов.

Русские своих не бросают

Сергей Рудов, отвечая на вопрос ведущего о том, в чём может заключаться самобытность русского народа, русских людей, сказал, что «душа русского человека — это христианка». Поэтому она многое понимает, считает эксперт.

Мне кажется, что в последние годы нас где-то даже сознательно запутывали, отвлекали и уводили в сторону в том, что касается идеологии. Вот, показывали репортаж о молебне за Победу. Я был в том вертолёте, который 9 Мая, при таких жёстких предупреждениях об опасности, летал с владыкой Иоанном и с мощами в Валуйки. На низкой высоте, на огромной скорости… А потом нам рассказывали, что в нашем направлении ПВО местные сбили три ракеты. Вот вопрос идеологии. Владыка Иоанн, который тоже хочет жить, на вопрос: «А вам не страшно?» — он говорил: «Я с мощами, я помогаю людям. Я готов умереть ради этого за Христа, помогая людям». Это идеология, — сказал Рудов.

Он обратил внимание на то, что в Валуйках, куда они прибыли, в храме было полно народу. И у этих людей совершенно другие лица. Лица людей, которые на передовой, сказал эксперт.

Они вынуждены с этим справляться. И многие из них готовы выйти с храма и с оружием в руках защищать свои ценности, веру. Они готовы защищать свой храм и своих близких, свою территорию. Мне кажется, что патриотизм имеет какие-то религиозные всё-таки первопричины. Мы об этом серьёзно поговорим и постараемся это как-то приземлить. Я думаю, что это уже будет движение в правильном и нужном направлении, — заключил Рудов.

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА