ФОТО: VLADIMIR TRETYAKOV/SHUTTERSTОСK.СОM

Ежегодно паспорт гражданина России получают несколько сотен тысяч выходцев из Средней Азии и Закавказья. Но с призывом их на фронт возникли юридические трудности. Всему виной – двойное гражданство. Депутат Михаил Матвеев призвал обязать «новых русских» пройти службу в зоне СВО. Но нужны ли нам такие защитники? Выйдет ли из этой инициативы что-то путное? Мнения полярны.

Спецоперация спецоперацией, а завоз мигрантов в Россию – по расписанию. Резкий поворот к базовым ценностям государства произошёл в целом ряде сфер, но, увы, пока не затронул одну из ключевых для будущего нашей страны – миграционную. В обществе растёт негодование по поводу того, что коренное население, представители всех регионов – от Дагестана и Ставрополья до Якутии и Камчатки – сражаются за Русский мир на украинском фронте, несут потери, а на их место, как ни в чём не бывало, приезжают люди, бесконечно далёкие от России в этнокультурном отношении.

Стал русским – защити Россию

За 2022 год русское гражданство, по официальным данным, получили 292 тысячи выходцев из Армении, Азербайджана, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана. Активнее всего получают красные книжечки таджики – на них приходится аж 60% от упомянутой цифры. Причём темпы выдачи русского гражданства представителем этой солнечной республики растут, словно на дрожжах. Ежегодное количество получающих наш паспорт таджиков в 2022 году в 7,5 (!) раза больше, чем в 2016-м.

Доказать свою преданность Родине «новые русские» вполне могли бы службой в Вооружённых силах в зоне проведения специальной военной операции. Общественный запрос быстро перерос в законодательную инициативу. Депутат Государственной Думы Михаил Матвеев предложил принять закон, в соответствии с которым мигранты с двойным гражданством подлежали бы мобилизации и отправке в зону СВО.

Там на СВО умирают за Родину по большей части мужчины коренных народов России, прежде всего русских, которых здесь замещают сотни тысяч азиатов,

– отметил народный избранник.

Эта идея вызвала бурное обсуждение. Депутатскую инициативу поддержал председатель Национального антикоррупционного комитета, член Совета по правам человека при Президенте России Кирилл Кабанов, позитивно оценил предложение Матвеева политик и общественный деятель Олег Царёв. С получением красной книжечки у среднеазиатов появляются не только права, но и обязанности в соответствии с Основным законом.

К слову, далеко не все выходцы с югов «гасятся» от призыва на фронт. Есть вполне достойные образцы патриотичного поведения. Так, лидер «Общества Центральной Азии узбеков Пермского края» Джахонгир Джалолов предложил сформировать из своих земляков батальон имени Тамерлана для помощи русским воинам в борьбе против украинского неонацизма. Не остались в стороне от происходящего и другие диаспоры.

Первый русский телеканал Царьград отправил запросы и получил ответы от армянской и азербайджанской диаспор. Союз армян России заявил, что организация с самого момента признания независимости ДНР и ЛНР начала отгрузку гуманитарной помощи для русских людей Донбасса. По данным на январь 2023 года, наши армяне поставили более 1300 тонн продовольствия и других товаров первой необходимости, а также 10 тонн новогодних подарков для детей в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях. Азербайджанская община Москвы организовала сбор гуманитарки. Кроме того, отметила в ответе Царьграду, что азербайджанцы принимают участие в СВО. За год боевых действий, как сказали в общине, есть сведения минимум о 50 погибших русских героях азербайджанской национальности.

А нужны ли нам такие защитнички?

Однако не все солидарны с тем, что фронту надо помогать. Начинание Джахонгира Джалолова вызвало нервную реакцию у Узбекистана. Министерство иностранных дел предупредило своих сограждан об уголовной ответственности за участие в СВО. Защита России трактуется Ташкентом как «наёмничество». Аналогично обстоят дела и в других среднеазиатских государствах. Как сообщают телеграм-каналы, это привело к тому, что инициативу о призыве в армию лиц с двойным гражданством негативно оценивают в нашем МИД. Дескать, нарушит «братские» связи с союзниками. Те, в свою очередь, явно ведут двойную игру, подыгрывая Западу и дистанцируясь от Москвы.

Нет однозначного мнения, правда, и среди патриотической интеллигенции. Государственная Дума должна заниматься не набором мигрантов в армию, а предметно работать над сокращением миграционных потоков в принципе, заявил в комментарии «Первому русскому» общественный деятель кандидат философских наук Сергей Иванников.

В Россию должны приезжать те, в ком страна реально нуждается, – представители интеллектуальных, элитарных профессий. А все остальные миграционные потоки, за исключением репатриации наших соотечественников, должны быть приостановлены. И сделано это должно быть в кратчайшее время. Но вместо этого законодатели создают очередные проблемы министерству обороны. Потому что ему придётся думать над тем, как адаптировать новую массу абсолютно неподготовленных людей, учитывая, что у МО сейчас и так полно дел, с которыми военное ведомство, мягко скажем, не вполне справляется,

– полагает эксперт.

Возникает также вопрос: если эти миграционные потоки будут направлены на фронт, укрепят они этот фронт или, напротив, его оголят? Мы же по большому счёту не знаем реального настроения тех мигрантов, которые сюда едут. Они приезжают зарабатывать, больше их ничего не интересует – ни национальные русские ценности, ни идея служения России. Создавать подразделения из среднеазиатов – значит, формировать части, которые при грамотной пропагандистской обработке противника могут вообще повернуть оружие против нас, утверждает Сергей Иванников.

Впрочем, на каждый контраргумент можно найти аргумент. Тот же депутат Матвеев предлагает не формировать части из мигрантов, а разбрасывать их по различным соединениям и не скучивать в одном месте. Так можно добиться быстрейшей ассимиляции, воинской выучки и предотвратить потенциальные негативные последствия вроде бегства или перехода на сторону противника.

Что с того?

Вопрос об обязательном призыве мигрантов на службу в зоне СВО действительно неоднозначный. Это не значит «плохой» – значит, что он нуждается в детальной проработке. Никакие протесты узбекских МИД в расчёт принимать не следует в принципе. Это наше суверенное дело, так как люди, о которых мы говорим, получили русский паспорт. Точка. А вот на что следует обратить внимание, так это на хорошую подготовку новобранца, на предотвращение возникновения «землячеств» и этнически однородных подразделений, на идеологическую работу с данным контингентом.

Потому что хорошо известно – в России немало спящих террористических ячеек. Далеко не все из них выявлены и уничтожены Федеральной службой безопасности. Достаточно вспомнить нашумевшую историю с расстрелом, учинённым двумя гражданами Таджикистана на полигоне в Белгородской области в октябре 2022 года. Как сообщили источники Царьграда, есть все основания предполагать, что таджиков забросили в действующую армию террористы ИГИЛ*. Итог – 11 погибших, 20 раненых.

В вопросе призыва или непризыва мигрантов главное – чтобы обсуждение велось между двумя точками зрения. Либо призыв «новых русских» на фронт, либо прекращение миграционных потоков в принципе. Ситуация же, при которой коренные жители кладут жизни за Россию, а на их место приезжают «неприкасаемые», за которых вступился узбекский МИД, неприемлема, аморальна и ненормальна. Такая альтернатива альтернативой не является.


*ИГИЛ – террористическая организация, запрещена в России.

ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВ