Православно-Державный календарь «ДОСТОПАМЯТНЫЕ ДНИ РОССИИ»: 24 апреля / 7 мая — 23 апреля / 6 мая — 22 апреля / 5 мая


24 апреля / 7 мая

 

 

— 1742 г. Красные ворота

​ Для въезда на коронационные торжества Императрицы Елизаветы построены московским купечеством Красные ворота. В 1934 году при реконструкции Москвы они были уничтожены.

 

— 1762 г. Мирный договор

Император Петр III вывел Россию из Семилетней войны, отказавшись от завоеванной Восточной Пруссии.

​ В результате мирного договора, подписанного в этот день канцлером М.И.Воронцовым и прусским посланником бароном Р. Гольцем, Россия добровольно отказалась от всех своих важных приобретений в этой войне (Восточная Пруссия). Тем не менее, в боевых качествах нашей армии, единственной армии антипрусской коалиции, имевшей, по результатам сражений с «победителями»- пруссаками, положительный итог, Европа за это время смогла убедиться. Несмотря на​ отсутствие результатов, Семилетняя война прославила в Европе силу русского оружия.

 

— 1780 г. Герб Санкт-Петербургу

​ ​Императрица Екатерина II официально жаловала герб Санкт-Петербургу. Специальным рескриптом закрепила существовавший и одобренный Сенатом герб Санкт-Петербурга. Тем самым Императрица официально жаловала герб граду Петрову, а также выдала грамоту «На права и выгоды» с изображением герба: «В красном поле два серебряных якоря, положенные крестом и на них золотой скипетр». Якоря расположены по диагоналям лопастями вверх. Один из якорей двухлопастный – это морской якорь, другой – четырехлопастный – «речная кошка». Скипетр завершен двуглавым орлом. Екатерина Великая в жалованной грамоте обязала служащих использовать герб во всех городских делах.

 

— 1917 г. Укрепление римо-католической церкви

Временное правительство предоставило римо-католической церкви право религиозной пропаганды в России.

 

— 1945 г. Подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии

​ ​7 мая в 2:41 ночи в Реймсе, был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. От имени немецкого Главнокомандования Акт о капитуляции подписал генерал Йодль в присутствии генерала Уолтера Смита (от имени союзных экспедиционных сил), генерала Ивана Суслопарова (от имени советского Главнокомандования) и генерала французской армии Франсуа Севеза в качестве свидетеля.

Документ вступал в силу в 23 часа 8 мая. По требованию Сталина акт о капитуляции был подписан повторно. 8 мая в 22:43 по центрально-европейскому времени (9 мая в 0:43 по московскому времени) в пригороде Берлина, генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель, а также представитель Люфтваффе генерал-полковник Штумпф и Кригсмарине адмирал фон Фридебург.

 

— 1999 г. Впервые папа Римский посетил православную страну

Впервые со времен​ раскола христианской церкви в 1054 году папа Римский посетил православную страну (Румынию).

23 апреля / 6 мая

Православно-Державный календарь «ДОСТОПАМЯТНЫЕ ДНИ РОССИИ» (сокращенная версия, полная — в печатном издании)

 

— 303 г. † Великомученик Георгий Победоносец

Родом из Бейрута, был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Поступив на военную службу в римскую армию, Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Однако воспротивился его гонениям на христиан и принял мученическую кончину. Неверующий человек спросит: а в чем же тут его победа, почему он Победоносец? Его называют так за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности, особенно воинам. На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам св. великомученика Георгия.

Необходимо также сказать об одном очень распространенном заблуждении относительно образа св. Георгия в древнерусской геральдике. До сих пор можно встретить утверждения, что именно св. Георгий изображался периодически с XIII в. и постоянно с XV в. на русских монетах, печатях и гербах. На самом деле, всадник с мечом или копьем, столь популярный в древнерусской геральдике, означал некоего «ездеца», светского воина-всадника, а не св. Георгия. Более того, в XVI–XVII вв. образ «ездеца» начал трактоваться как символ и изображение Государя—Царя всея Руси.

​ Лишь иностранцы называли всадника с русского герба св. Георгием. Впервые этого всадника назвал св. Георгием Петр I в собственноручной записке, датированной 1710-ми. С этого же времени образ св. Георгия, побеждающего дракона, становится гербом Москвы.

 

— 303 г. † Мученица царица Римская Александра

​Александра  с греческого значит мужественная. Св. мчц. Царица Александра – супруга царя Диоклетиана. Она, хотя и была христианкой, но хранила это в тайне. Видя в Никомидии твердость св. вмч. Георгия среди мучения, она решила, что пора открыто засвидетельствовать свою веру во Христа. Немедленно св. Царица отправилась к месту мучений св. Георгия и, припав к его ногам, во всеуслышание исповедала веру в истинного Бога и обличила суетность и пагубу идолослужения. Озлобленный Диоклетиан осудил св. Царицу вместе с Великомучеником на смертную казнь. Она​ -​ первая Императрица, ставшая христианской мученицей. По тайне промысла Божия, имя последней русской Императрицы было также Александра.

 

— 971 г. Осада болгарской крепости Доростол

​ ​ Византийский император Иоанн Цимисхий собрал огромное войско и новый флот. С помощью флота весной 971 г. он занял устье Дуная и отрезал Киевского Князя Святослава Игоревича в Болгарии от далекой Руси. Сухопутная армия византийцев двинулась в Болгарию.

С тяжелыми боями дружины Святослава отошли к крепости Доростол. 23 апреля 971 г. под стенами крепости они дали бой грекам, отбив за день 12 атак. 22 июля 971 г. начался последний бой. Собрав воинов, Святослав произнес знаменитые слова: «Мертвые сраму не имут». Когда воины Святослава начали одолевать в упорной и долгой сече, поднявшийся сильный ветер ударил им в лицо, запорошив глаза песком и пылью. Князь вынужден был отступить и начать переговоры о мире. Заключив мир, Святослав пошел к Киеву и был убит на обратном пути печенегами.

 

— 1185 г. Поход на половцев Князя Игоря Северского

Начало похода на половцев, возглавленного князем Игорем Северским из Новгорода-Северского. Этот поход воспет летописцем в знаменитом «Слове о полку Игореве».​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​

— 1860 г. Приказ по Морскому ведомству

В 1860 года Приказом по Морскому ведомству номер 11/52 образован оркестр Сибирского флотского экипажа в г. Николаевск- на Амуре. В 1872 году переведён во Владивосток. В настоящее время — военный оркестр Тихоокеанского флота.

 

— 1883 г. Император Александр III узаконил триколор

​ ​Император Александр III узаконил триколор как «русский флаг» вместо утвержденного его отцом черно-желто-белого. Сам черно-желто-белый флаг не был официально отменен, чёрно-жёлто-белый с этого момента считался династическим флагом царствующего дома Романовых.

​ 28 апреля было издано Высочайшее повеление, объявленное министром внутренних дел «О флагах для украшения зданий в торжественных случаях».

7 мая 1883 г. это решение было включено в Собрание узаконений Российской Империи ст. 441. И в России, по сути дела, после 1883 года существовали два национальных флага. Однако либеральные противники самодержавия своим знаменем выбрали именно триколор, напоминавший дорогие их сердцу масонские идеалы свободы, равенства и братства.

​ У сторонников черно-желто-белого флага одним из главных был тот довод, что символы Российской империи не должны уподобляться конституционной Голландии и республиканской Франции, а также​ — что «царское и народное знамя должны быть едины».

Император Николай II 29 апреля 1896 г. окончательно закрепил за бело-сине-красным флагом статус единственного государственного флага Российской Империи.

 

​ — 1906 г. Император Николай II провозглашает Основной закон Российской Империи

​Император Николай II провозглашает Основной закон Российской Империи, который подтверждает приверженность России принципам Самодержавия.

«Манифестом 17 октября 1905 года Мы возвестили об осуществлении Нами законодательной власти в единении с представителями народа и о даровании населению незыблемых основ гражданской свободы. Установив новые пути, по которым будет проявляться самодержавная власть Всероссийских монархов в делах законодательства, Мы утвердили манифестом 20 февраля сего года, порядок участия выборных от народа в сих делах и определили временными правилами условия пользования населением гражданскою свободою.

Вместе с тем, в видах укрепления основ обновляющаго государственнаго строя, Мы повелели свести во едино постановления, имеющия значение основных государственных законов, подлежащих изменению лишь по почину Нашему, и дополнить их положениями, точнее разграничивающими область пранадлежащей Нам нераздельно власти Верховнаго государственнаго управления от власти законодательной». Согласно Основным законам, верховная самодержавная власть и власть управления во всем объеме принадлежали Императору, однако законодательную власть он осуществлял «в единении с Государственным советом и Государственной думой». Отныне определялось, что «никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и воспринять силу без утверждения Государем Императором». Впервые в Основных законах были провозглашены права гражданской свободы. Российским подданным гарантировались право на неприкосновенность личности, жилища и собственности, право устраивать собрания, общества и союзы («в целях, не противных законам»), свободу веры, и право «высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно распространять их путём печати» — «в пределах, установленных законом».

 

— Именины Императрицы Александры Федоровны

​ Из дневника Государя за 1895 г.: «Именины моей ненаглядной Аликс! В первый раз и ей самой странным казалось справлять новый для нее праздник. После кофе принимали всех садовников с фруктами и цветами, а также большую депутацию от людей Двора, кот. поднесли каждому из нас по иконе. В 10 ¾ приехала Мама из Петербурга, и мы отправились к обедне, куда съехалось все семейство».

В последний раз Царственные Мученики отмечали именины Императрицы в Екатеринбурге в 1918 г.: «Второй раз взаперти провели именины дорогой Аликс, но на этот раз не всей семьей» (из дневника Государя).

 

— 1945 г. День Победы над иноплеменными

​ Война с гитлеровской Германией победно закончилась фактически 6 мая – в день св.​ вмч. Георгия Победоносца, покровителя Русского войска. И уже 7 мая в 2:41 ночи в Реймсе, был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.

Пасха Христова в 1945 г. также выпала на этот день. Таким образом, Господь ясно указал на Свое покровительство русскому народу и тот спасительный путь, по которому следует ему идти в истории. Но чтобы не связывать Победу​ с​ ​ помощью Божией и Его Святых, а приписать ее чисто человеческим заслугам, день Победы официально был назначен на 9 мая.

Армия на Руси всегда пользовалась особой народной любовью, а воинская служба считалась делом чести и воинского долга. Вот как отвечал свят. Кирилл, просветитель славян, на вопросы магометан о воинах – христианах: «Наши христолюбивые воины с оружием в руках охраняют святую Церковь, охраняют государя, в священной особе коего почитают образ власти Царя Небесного, — охраняют Отечество, с разрушением коего неминуемо падет отечественная власть и поколеблется вера евангельская, если они на поле брани положат души свои, Церковь причисляет их к лику свв. Мучеников и нарицает молитвенниками пред Богом».​

​ Итак, воинская служба в православном государстве есть служение Самому Богу, и воины суть истинные слуги Господни, назначаемые промыслительной волей Божией к водворению в обществах человеческих порядка, правды и законной власти, к защищению невинных и обидимых, к обузданию непокорных и злых.

 

— 1987 г. Патриотическая демонстрация на Манежной площади

​ ​  В день св. Георгия Победоносца «Память» вместе с членами ВООПИК и других патриотических организаций провела патриотическую демонстрацию на Манежной площади. Участники демонстрации добились встречи с первым секретарем МГК КПСС Б. Ельциным. Около 500 человек прошли от Манежной площади к Моссовету, где в Мраморном зале встретились с Ельциным. На встрече выступил Д. Васильев, В. Емельянов, В. Шумский. Их выступления носили национал-большевистский характер.

 

— 1998 г. Возвращение домой

Прибытие Порт-Артурской иконы Божией Матери в Богохранимый град Владивосток. По Промыслу Божию это событие произошло в день памяти Небесного молитвенника православного Владивостока — святого великомученика и Победоносца Георгия. Мы знали, что за образом уехали в Иерусалим, знали, что вывезти из Израиля такую ценность очень сложно. Но это случилось: 6 мая самолет с иконой на борту приземлился во Владивостокском аэропорту.

Празднование в честь иконы Божией Матери «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурской) внесено в общецерковный календарь 16/ 29 августа и​ совпадает с днем Нерукотворного образа​ Спасителя и Феодоровской иконой Божией Матери. По определению архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина и Епархиального совета во Владивостокской епархии также установлено отмечать обретение «Порт-Артурской иконы (Владивостокской)» 17 февраля и 6 мая.

22 апреля / 5 мая

Православно-Державный календарь «ДОСТОПАМЯТНЫЕ ДНИ РОССИИ» (сокращенная версия, полная — в печатном издании)

 

— 1467 г. † Великая княжна Мария​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​Первая жена Великого князя Иоанна III (с 1452 г.). Дочь Великого князя Бориса Александровича Тверского и Анастасии Андреевны,​ рожденной княжны можайской.​ Была обручена​ княжичу Ивану,​ еще семилетнему ребенку, с 1446 г., венчана с ним,​ 12-летним отроком июня 1452 г., родила ему сына Ивана, именуемого в летописях Младой, 15​ февраля 1458 г.​

Умерла, как подозревали тогда, будучи отравленной 22 апреля 1467 г. в Москве. Тело ее погребено в Вознесенском девичьем монастыре, что в Кремле.

 

— 1667 г. Новоторговый устав

Вследствие нового челобитья купечества и при участии его представителей, царем Алексеем Михайловичем был принят Новоторговый устав, выработанный на основе соответствующего законодательства предыдущих лет, который еще более увеличил таможенные сборы с иностранных торговцев. Вместе с Новоторговым уставом 1667 г. Торговый устав 1653 г. действовал до середины 1750-х гг., когда был заменен Таможенным уставом 1755 г.

 

— 1714 г. Указ царя Петра I

​ «О нестрелянии в Санкт-петербургской Губернии лосей»: «Санкт-петербургской Губернии в городах и в уездах всяких чинов людем лосей, где они есть, против прежняго обыкновения не стрелять и не бить. А ловить их, ежели кто похочет живых… Тем людем, кто их поимает, по отпискам их дано будет из Его Государевой казны за всякаго лося по 5 рублей. А буде кто впредь… лосей станет стрелять и бить, а не живьем ловить… на таких противниках взят будет штраф большой, да им же учинено будет жестокое наказание».

 

— 1814 г. Праздничный салют

​ В Петербурге был крупнейший в истории города салют, который прошел по случаю заключения мира с Францией, прогремело 324 залпа.

 

— 1828 г. Императором Николаем I утвержден третий Устав о цензуре

​ Первый цензурный Устав, который предусматривал предварительную цензуру всех книг или сочинений, был принят в 1804 г. В 1826 г. министр просвещения адмирал А.С.Шишков​ ​ провел новый Устав о цензуре, за свою жёсткость прозванный​ «чугунным». По мнению графа С.С.Уварова, второй устав содержал в себе «множество дробных правил и был очень неудобен для практики».

​ «Чугунный устав» оказался недолговечным и 22 апреля 1828 г. его заменил новый Устав о цензуре, подготовленный комиссией, состоявшей из министра внутренних дел В.С.Ланского, А.X.Бенкендорфа, князя И.В.Васильчикова, тайного советника графа С.С.Уварова, действительного статского советника Д.В.Дашкова.​ Новый документ состоял из 117 параграфов, 40 из которых были посвящены иностранной цензуре, о которой вообще не было сказано в уставе 1826 г.​ Согласно Уставу запрещению подлежали сочинения, в которых содержалось «что-либо клонящееся к поколебанию учения православной греко-российской церкви, ее преданий и обрядов, или вообще истин и догматов христианской веры», а также «что-либо нарушающее неприкосновенность верховной самодержавной власти, или уважение к Императорскому Дому, и что-либо противное коренным государственным постановлениям». Или же оскорбляющее «добрые нравы и благопристойность». Запрещалось также затрагивать честь какого-либо лица «непристойными выражениями или предосудительным обнародованием того, что относится до его нравственности или домашней жизни, а тем более клеветой».

 

— 1834 г. Присяга Наследника Цесаревича Александра Николаевича

​ В день святой Пасхи в церкви Зимнего дворца молебствие совершал митрополит Петербургский Серафим. Бенкендорф так описывает торжество: «К этому случаю сочинено было Святейшим Синодом особое молебствие, которого прекрасные и умилительные слова растрогали всех присутствующих. По окончании его Государь подвел своего сына к аналою; подняв руку к небу, Наследник Цесаревич твердым и внятным голосом начал читать присягу, также по этому поводу составленную. Но по мере того, как царственный юноша подвигался вперед в своем чтении, голос его слабел, и волнение очевидно увеличивалось. К концу присяги слезы струились по его прекрасному лицу. Торжественную минуту возвестил столице 301 выстрел с крепости и стоявшей перед дворцом флотилии и общий колокольный звон во всех городских церквах». Затем последовала военная присяга Цесаревича.​ ​

 

— 1907 г. Пасха. Светлое Христово Воскресение

​ Царь Николай II христосовался с подданными. В 1907 г. Император Николай II христосовался четыре дня. В первый день – со слугами (22 апреля – 700 чел.); во второй день – со свитой и офицерами подшефного Императрице лейб-гвардии Уланского полка (в этой церемонии участвовала и Императрица Александра Федоровна, она раздавала пасхальные яйца). В третий день Царь христосовался «с военным начальством и с нижними чинами» охраны (24 апреля – почти 700 чел.). И 25 апреля состоялось заключительное христосование с раскольниками и волостными старшинами. Примечательно, что Николай II отмечал цифры только массовых христосований и ни разу не указал количество старообрядцев и волостных старшин. Можно с уверенностью предположить, что их насчитывалось не более двух-трех десятков. Но христосование с ними – очень важная часть праздника, поскольку символизировало единство Царя и народа, а также религиозное единство страны.

 

— 1909 г. Благие дела Императора Николая II

​ ​ ​ ​ ​ В канун великого христианского праздника Благовещения Пресвятой Богородицы Государь Император Николай II пожертвовал 100 тыс. руб. из личных средств на строительство Дома Русского Собрания, продемонстрировав тем самым Свою благосклонность к деятельности старейшей монархической организации.

22 апреля депутация РС в составе председателя кн. М.Л.Шаховского, казначея А.К.Пурышева и одного из старейших членов Л.Н.Павленкова прибыла благодарить Государя за драгоценный дар, позволивший в кратчайшие сроки построить здание.

Автор: Чернозатонский Игорь Александрович



ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ

Необходимая сумма для ежемесячной оплаты хостинг-сервера: 6525 руб.
Мы работаем за счет рекламы и Вашей поддержки!

Банковские карты для прямых платежей в РФ:

Мир 2202202372757579 (Сбер)
MasterCard 5536913918532660 (Tinkoff)
Спаси Вас Бог!

Следующяя Новость Чтобы жертвы святые не стали напрасными

Предыдущая Новость Двойные стандарты. Песков поцеловал руку жене иноагента Пугачёвой

Похожие Новости






Комментарии проходят модерацию

Нет Комментариев

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

TRANSLATE - ПЕРЕВЕСТИ »