Выступая намедни в эфире телеканала PTC, президент Республики Сербской Милорад Додик заявил, что власти самопровозглашённого государства рассчитывают отделиться от Боснии и Герцеговины (БиГ) мирным путем.

Как отметил политик, существование Республики Сербской в составе БиГ было навязано извне и не соответствует желаниям сербов, равно как и прочих населяющих республику народов, не имеющих стремления или веских предпосылок к совместной жизни и запертых, как выразился Додик, в действующих границах Боснии и Герцеговины.

Когда несколько дней назад после довольно смелого заявления посла КНР во Франции Лу Шае о том, что Россия – это не только Крым, но и весь остальной экс-СССР, разгорелся скандал, я уже тогда подумал, что в его словах было много правды, и в нынешних условиях без определённых, негативных для Европы и Запада в целом последствий они не останутся. И вот мы услышали выступление Милорада Додика.

Для того, чтобы объяснить суть проблемы, в начале позволю себе процитировать китайского дипломата. Отвечая на фразу журналиста, мол, вы, Китай, не можете отрицать того факта, что по международному праву Крым принадлежит Украине, Лу Шае с невозмутимым видом произнёс: «По международному праву страны бывшего СССР не имеют, как бы это сказать, эффективного статуса в международном праве. Поскольку не существует международного соглашения, конкретизирующего их статус суверенной страны». Конец цитаты.

Что тут началось?! На китайского посла как по команде обрушились вечно обиженные на СССР прибалты, поддержанные представителем Украины и главой европейской дипломатии.

«Замечания китайского посла во Франции по поводу международного права и суверенитета наций совершенно неприемлемы. Ожидаем пояснений от китайской стороны и полного опровержения данного заявления», – глава МИД Латвии Эдгар Ринкевич

«Комментарии китайского представителя о независимых и суверенных государствах являются ложными и неверно истолковывают историю. Страны Балтии по международному праву являются суверенными с 1918 года, но были оккупированы в течение 50 лет, – глава МИД Эстонии Маргус Цахкна.

«Если кто-то все еще задается вопросом, почему страны Балтии не доверяют Китаю «посредничество в установлении мира на Украине», вот китайский посол, утверждающий, что Крым является российским, а границы наших стран не имеют законных оснований», –глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис:.

«Либо налицо явные проблемы с географией. Либо подобные заявления противоречат позиции китайской столицы «об усилиях по восстановлению мира на Украине на основе международного права и целей и принципов Устава ООН», – посол Украины во Франции Вадим Омельченко.

«Неприемлемые высказывания посла Китая во Франции, ставящие под сомнение суверенитет стран, ставших независимыми после распада Советского Союза в 1991 году. ЕС может только предположить, что эти заявления не являются официальной политикой Китая», – Жозеп Боррель.

Такая вот истерика. Но если оставить эмоции в стороне и взглянуть на проблему непредвзято, то выяснится, что, начиная с конца 80-х годов прошлого века, перекраивание границ внутри континентальной Европы проводилось явочным порядком. Так было в случае с Югославией, СССР и даже в процессе развода Чехии и Словакии. При этом на волне эйфории, испытываемой Западом после победы в холодной войне (отрицать этот факт глупо), никто и не побеспокоился юридически безупречным оформлением распада крупных государств и появления на их месте множества более мелких.

Ни развал Советского Союза через подписание явно нелегитимных Беловежских соглашений, ни распад Югославии в результате Гражданской войны не были оформлены должным образом через подписание юридически обязывающих многосторонних международных договоров, признаваемых всем мировым сообществом. Именно в этом корни существующие ныне территориальных споров и межнациональных конфликтов как на пространстве бывшего СССР, так и целом в Европе. В тот раз Запад в своём высокомерии создал ящик Пандоры, который мы началом СВО и принятием в состав РФ четырёх новых регионов открыли.

Более того, продолжая свою экспансионисту политику, западное меньшинство только усугубляет ситуацию. Ещё одно подтверждение существования проблемы стран, которых как бы нет, прозвучало в сегодняшнем весьма язвительном, но совершенно справедливом комментарий замглавы Совбеза РФ Дмитрия Медведева на заявление нового молдавского премьера Дорина Речана о запрете на въезд в республику для президента России Владимир Путина:

«…И страны такой уже нет. Местные начальники её продали Румынии, став предателями своей Родины. И с ними нет смысла ни о чём разговаривать. Пусть с ними народ разбирается. И решит, наконец, кто они – молдаване или румыны. При том, конечно, понимании, что всякие там речаны и санду будут уважать суверенитет Приднестровской Молдавской Республики». Конец цитаты.

Весьма актуальная постановка вопроса, особенно в свете неистового желания Кишинёва, поддерживаемого извне, войти в ЕС и НАТО, пускай и через аншлюс с Румынией.

Вот и получает, что высказанный Лу Шае подход Пекина к трактовке сегодняшних событий даёт железобетонные основания для легитимации любых территориальных изменений до тех пор, пока они не будут соответствующим образом оформлены.

В дальнейшем этот процесс будет приобретать глобальных характер, особенно после нашей победы на Украине. Итогом нынешнего конфликта неизбежно станет передел существующих европейских границ. Пройдёт он мирно или не очень – вопрос дискуссионный. Болевых точек в этой части света предостаточно: баски, шотландцы, ирландцы, сербы, фламандцы, гагаузы, жители Приднестровья и много кто ещё – желающих получить вольную и покинуть существующие государства, которые они своими не считают, хоть отбавляй. Не меньше и тех, кто хотел бы вернуть ранее утраченные исторические земли. И тут нет более подходящего примера, чем судьба сегодняшней Украины.

Как бы там ни было, совершая те или иные поступки, стоит хорошенько поразмышлять над их последствиями. Право сильного – аргумент, конечно, серьёзный, но не стоит думать, что вы сможете пользоваться им вечно. Время безраздельного всевластия Запада уходит и он со всей определённостью оказался к этому не готов.

 

Алексей Белов