ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ЦАРЬГРАДУ

Виктор Манин лично видел трагедию в Беслане. На Кавказе он первым вступал в бой с самыми опасными террористами. Но то было в прошлом. А сейчас у него — успешный бизнес, трое дочерей, общественная работа и уважения со всех сторон. Однако февраль 2022 года ломает всё. Виктор не смог остаться на гражданке и ушёл добровольцем. О службе отважного воина читайте в материале Царьграда.

Его лицо запомнили многие летом 2022 года. Тогда по мессендежерам гуляло видео: мужчины в военной форме сидят за столом перед отправкой на Украину, называя свои родные места: Белово, Новокузнецк… Один из них называет кузбасское село Беково, а потом со смехом добавляет: «Мама, роди меня обратно!». Что имел ввиду этот парень, тогда было непонятно. Но теперь этот весельчак с видео нам сам всё рассказал.

На груди — награды, на спине — шрамы от шести осколков. Представитель коренного народа Сибири телеутов Виктор Манин прошёл уже через второй вооруженный конфликт, в котором участвовала Россия. В 18 лет он сражался с международными террористами на Кавказе. А потом, зрелым мужчиной пошёл защищать народ Донбасса от украинских нацистов.

Телеут из Херсона

Родился Виктор в селе Ульяновском Херсонской области. Тракторист Валерий Афанасьевич и доярка Раиса Ивановна приехали туда из Кузбасса работать. Но в конце 80-х семья вернулась на место исконного проживания телеутов — в село Беково.

Беково я считаю своей родиной. Мне бы здесь и родиться. Поэтому в том ролике так в шутку и сказал,

— объяснил Виктор ту свою шутку.

В селе Виктор по неписанной местной традиции занимался вольной борьбой, телеуты в ней очень сильны ещё со времён СССР. Готовился к армии и морально и физически. Здесь никто не косит. Если даже по здоровье не поёдешь служить, в деревне засмеют, мол, слабак. Поэтому для телеутов служба в особом почёте.

ВИКТОР УШЁЛ ДОБРОВОЛЬЦЕМ ЗАЩИЩАТЬ НАРОД ДОНБАССА: ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЦАРЬГРАДУ

Наказать убийц детей

Служить он пошёл в 2004 году накануне Бесланских событий. И куда — на Кавказ! В рядах бойцов внутренних войск 18-летний Виктор Манин стоял в оцеплении захваченной школы. И, видя, как боевики расправились над невинными детьми, потребовал командование зачислить его в разведвзвод 49-й отдельной бригады оперативного назначения внутренних войск. Для того, чтобы душить  террористов, не дав им выбраться из их логова. А ещё, говорит, хотел, чтобы убийцы детей были наказаны.

Батальон, в котором служил Виктор, постоянно посылали из Владикавказа на боевые операции против террористического бандподполья: обстрелы, подрывы, прочёсывание лесов, зачистки населенных пунктов.

Часто война обесценивает человеческую жизнь. Но Виктору памятны о службе на Кавказе те случаи, которые позволяли оставаться человеком:

Мы врываемся в дом, где живёт террорист. А его нет. Только маленькие дети испуганно держатся за ручки. Да, ты ищешь детоубийцу, но у тебя никогда рука не поднимется на подобное злодейство. Солдат ребенка не обидит!

Бизнесмен и общественник

Демобилизовался Виктор с оливковым беретом спецназовца внутренних войск и твёрдым желанием приносить обществу пользу. Говорит, что это желание выходило ему часто боком: не мог молчать, когда другие молчали. А таких не любят. Поэтому часто менял работу. Но, в конце концов, всё наладилось.

К 2022 году уже был свой бизнес: сдавал в аренду дорожникам целый автопарк – «Тонары», «КамАЗы», «Скании».

Прославился Манин и как общественник: будучи главой садоводческого товарищества, требовал более активной рекультивации земли угольным разрезом, судился, готов был спорить до хрипоты с каждым чиновником и полицейским, если знал свою правоту.

Отдыхал Виктор душой только в семье: женился сразу после армии, одна за другой родились три дочери, о которых боец говорит с неизменной нежностью:

Мои дочки — мои ангелочки. Я не хочу, чтобы война однажды пришла в мой Кузбасс, в моё Беково. До сих пор мало кто понимает, что грозит стране. А я понял это летом прошлого года и решил пойти добровольцем, чтобы защищить наших детей.

«Оставьте меня, я стрелять могу»

В июне прошлого года Виктор Манин подписал контракт и уехал в Юргу, в учебку. Там и было записано видео с добровольцами, отправляющимися на спецоперацию.

Виктор делился с товарищами своим кавказским опытом: как маскироваться, как оказать помощь раненому. Народ интересовался, приходили ребята даже из других рот: добровольцы из Кемерова, Белова, Гурьевска, Полысаева, Ленинска, Новокузнецка и прочих городов Кузбасса желали лучше выучить военную науку. А потом сдавали боевой экзамен: работали слаженно в бою, помогали друг другу, вытаскивали из-под огня.

Ранело Виктора через месяца на фронте при минометном обстреле: шесть осколков достали потом из спины в госпитале. Первое, что он увидел – как целая толпа готова была нести его с поля боя и сразу несколько шприц-тюбиков с обезболивающим зависли над ним.

Только и успел сказать, мол, не надо, я вытерплю. Не хотелось «мультики» смотреть от промедола. Но молодцы мужики: четко всё сделали, как учили.

Ранение было тяжелым: отнялась левая нога. Как потом оказалось, один из осколков задел позвоночник. А Виктор думал только о том, что не сможет помочь товарищам: вдруг этот обстрел был подготовкой к атаке? Просил забинтовать спину и оставить на позиции: мол стрелять-то он может! И чуть не плакал, когда его грузили в кузов, чтобы отвезти в госпиталь. Дальше было трудное лечение и восстановление, переезды по госпиталям, догнавшие Виктора награды — государственная медаль «За отвагу» и ведомственная «За боевые отличия».

НА ГРАЖДАНКЕ С БОЕВЫМИ ТОВАРИЩАМИ: ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЦАРЬГРАДУ

Как покинуть БМП

Виктор мог бы и дальше пребывать на больничном: никто не торопил. Но, узнав о частичной мобилизации, объявил себя здоровым и из московского госпиталя рванул в Юргу:

Я понял: сейчас будет нужно учить массу мужиков с гражданки. Мой свежий военный опыт там очень нужен.

Виктор Манин нашел понимание у командования Юргинской бригады. Его назначили инструктором. Под его руководством бойцы отрабатывают важные приёмы. Например, как покинуть БМП, попавшую под обстрел. Виктор рассаживает народ по контуру на земле и заставляет заучивать порядок действий, чтобы и под огнем работать «на автомате».

Сейчас у Манина более амбициозные планы: будучи в отпуске на малой Родине, он пробивает на районном уровне проект подготовки добровольцев перед отправкой в учебные части — здесь, прямо на месте, с учетом опыта СВО. Минимум бюрократии, максимум тренировок. Есть и присмотренный участок земли в Гурьевском округе для полевых занятий.

Мы воюем там даже не с людьми, а с технологиями. И мы должны противопоставить им свою технику, свою обученную пехоту и свою веру в лучшее. Я видел: наш народ идёт в бой с улыбкой. Будем хорошо учить, улыбок станет больше. И так победим!

ОЛЕГ БЫКОВ