ФОТО: PLAVI011/SHUTTERSTOCK.COM

Попытка Китая в конфронтации с США опереться не только на Россию, но и на Европу во главе с Францией будет успешна ровно наполовину. В той части, что касается России. Визит президента Франции Эммануэля Макрона в Пекин свидетельствует об обратном только на первый взгляд. Когда США притопнут ножкой, всё встанет на свои места. Но Си не мог не попробовать, зная наперёд, что толку будет мало.

С 5 по 7 апреля состоялся государственный визит в Китай президента Франции. Эммануэля Макрона, хотя за ним увязалась в качестве «дядьки» в юбке и с целью имитации общеевропейского характера визита глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, китайцы встречали как лидера великой державы, способной осуществлять суверенную политику. В истории Франции такие периоды действительно имели место. Хотя в последний раз – если не считать импульсивных действий Де Голля, – уже очень давно – при Наполеоне I, «аватаром» которых Макрон точно не является.

Тем не менее, Франция – член Совбеза ООН, имеет какое-никакое ядерное оружие, достаточно сильную экономику, передовые технологии и осколки колониальной империи в виде многочисленных островов по всему миру. Ну и, наконец, Париж обижен на англосаксов из-за нехорошей истории с французскими подлодками для Австралии и исключения Франции (вместе с Германией) из ядра нового Запада в виде AUKUS, который считает Китай своим смертельным врагом.

В этих условиях у Китая и Франции возникают по идее общие интересы, и Париж вроде бы не должен быть заинтересован в том, чтобы Европа, и в том числе Франция – лишились в интересах США не только дешёвых русских энергоресурсов, но и возможности выгодно торговать с Китаем. А это является следующим пунктом плана Вашингтона, поскольку экономический крах конкурента – обнаружившего было геополитические амбиции Евросоюза, наиболее передовые и энергоёмкие производства которого в этих условиях переедут в США, в данном случае гарантирован…

Макрона встречали, как Путина

Президент Франции сошёл на китайскую землю по трапу с красной ковровой дорожкой. Его встречал министр иностранных дел КНР Цинь Ган, в его честь прошёл торжественным маршем почетный караул трёх родов войск Народно-освободительной армии Китая и был устроен торжественный обед в Доме народных собраний на площади Тяньаньмэнь. Фон дер Ляйен, прилетевшая на том же самолёте просто с визитом, покинула борт без всякой помпы – через выход для обычных пассажиров.

Её встречал, обратил внимание ТАСС, министр экологии Хуан Жуньцю, который представляет в китайском правительстве не правящую КПК, а малоизвестное за пределами КНР Общество «Цзюсань», одну из служащих для имитации демократии т.н. «малых партий» страны. Она и покидала КНР через обычный терминал в аэропорту – с досмотром багажа и проверкой паспорта…

Зато с Макроном, помимо вышеуказанного, Си Цзиньпин провёл неформальную встречу в Гуанчжоу: во время прогулки по парку они, согласно Центральному китайскому телевидению, «любовались пейзажем, пили чай, беседовали о прошлом и настоящем». Это чем-то внешне напоминало недавнюю идиллию в Кремле в ходе визита председателя КНР в Россию.

В чём интерес Си?

При этом китайский лидер совершенно последователен: он не хочет, чтобы его инициатива «Один пояс – один путь», предусматривающая создание, прежде всего, сухопутных транспортных и логистических коридоров в Евросоюз, на которую уже потрачены огромные деньги, потерпела крах, упёршись в разорённую американцами и неплатёжеспособную Европу. Среди крупнейших торговых партнёров КНР ЕС занимает второе место после ЮВА, США пока что на третьем месте. Китай поднялся благодаря доступу к глобальному рынку, чего его теперь пытается лишить в нечестной конкурентной борьбе Вашингтон. Чтобы сохранить рынки, Си даже ездил в Давос, дабы взять в союзники глобалиста Клауса Шваба, но это ни к чему не привело.

Надежда умирает последней, и последней китайской надеждой в Европе, даже если шансов на успех мало, в Пекине считают Францию и, возможно, также Германию, хотя последнее – уже совсем на грани фантастики. Во Франции тоже, конечно, понимают и положение Европы, и положение Китая: поэтому у Пекина и Парижа в ходе госвизита Макрона была общая цель: «прощупать» друг друга в свете наступающей новой эпохи, о стратегическом взаимодействии в которой Москва и Пекин уже договорились.

Всё тип-топ?

Тремя основными темами китайско-французских переговоров были вопросы двустороннего сотрудничества, отношения Китая и ЕС и украинский кризис. Украина была нужна, прежде всего, Макрону, чтобы оправдаться перед Западом за свой вояж в Пекин. Он хотел также попробовать понять, имеется ли возможность того, что Си Цзиньпин, польстившись на французские технологии, может предать Владимира Путина. Президент Франции хотел тем самым создать себе также «алиби» насчёт того, почему договорённости между Парижем и Пекином могут дать сбой – дескать, из-за Украины и нежелания Китая склонить Россию к «похабному миру».

Итак, внешне всё обстояло вполне благопристойно и даже создалось впечатление, что госвизит Марона удался. По итогам переговоров было опубликовано совместное заявление из пяти частей и 51 пункта. Документ предусматривает, согласно Синьхуа, усиление политического диалога и содействие политическому взаимодоверию, совместное продвижение безопасности и стабильности в мире, содействие экономическому взаимодействию, возобновление гуманитарных обменов, совместное реагирование на глобальные вызовы.

В ходе визита (Макрона сопровождали ведущие французские бизнесмены и даже деятели культуры) были подписаны 18 соглашений о сотрудничестве в авиационной, судостроительной, энергетической и других сферах.

ФОТО: LIU BIN/GLOBALLООKPRESS

Макрон ударился в хлестаковщину

Выйдет ли из всего этого что-то путное, оправдаются ли китайские ожидания? На первый взгляд кажется, что могут. В опубликованном в воскресенье интервью газете Les Echos Макрон заявил, что Европа не должна следовать блоковому мышлению (об этом же говорил и Си) и втягиваться в чужие конфликты, в том числе в контексте разногласий между США и Китаем вокруг Тайваня. Европейцы, по его словам, не должны быть в роли ведомых в этом вопросе и «подстраиваться под американские темпы или китайскую чрезмерную реакцию».

Европе следует, прежде всего, следовать собственным интересам, а не «приспосабливаться к повестке в других частях света», втягиваться в «в дезорганизацию мира» и чужие кризисы, поскольку в этом случае «у нас не будет ни времени, ни средств для финансирования нашей стратегической автономии, и мы станем вассалами, тогда как могли бы стать третьим полюсом, если у нас было бы несколько лет для его формирования». Он имел в виду, что Европа станет вассалом США, где уже отреагировали на это заявление. Сенатор-республиканец от Флориды Марко Рубио пригрозил оставить ЕС разбираться с Украиной самостоятельно, а США сфокусируются на тайваньском вопросе. Что, собственно говоря, уже и происходит.

Макрон также призвал европейцев не зависеть от «экстерриториальности доллара». Он признал при этом, что Европа увеличила зависимость от США и других стран в области энергетики, но это… «было необходимо», так как «мы слишком зависели от русского газа». Ключ к снижению зависимости от Вашингтона Макрон видит в усилении оборонной промышленности и согласовании единых стандартов между европейскими государств, больше половины которых – вассалы США!

Высказав эти алогичные мысли, президент Франции позволил себе покритиковать председателя КНР, который слишком деликатно относится к России, потому что построение европейской архитектуры безопасности невозможно, «пока в Европе существуют страны, подвергающиеся вторжению, или замороженные конфликты». Всё это типичное французское пустозвонство, нереализуемое при сложившихся обстоятельствах.

Благие пожелания и реальность

При этом в печать просочились некоторые любопытные подробности китайско-французских переговоров. Reuters пишет, что Си Цзиньпин уговаривал Макрона «противостоять США» в их стремлении к «всестороннему сдерживанию, окружению и подавлению» Китая. Согласно Le Monde, французский президент пытался, со своей стороны, убедить Си «привести Россию в чувство» в том, что касается Украины, но председатель КНР «не нарушил доброжелательности Пекина в отношении Москвы». Кроме того, Макрон «так и не добился» от китайского лидера осуждения решения России о размещении тактического ядерного оружия в Белоруссии.

Китайский официоз Global Times в ходе визита разместил редакционную статью, в которой говорилось: «Всем ясно, что быть стратегическим вассалом Вашингтона – это тупик. Превращение китайско-французских отношений в мост для китайско-европейского сотрудничества выгодно обеим сторонам и всему миру». Отчасти это, конечно, так, но привнесение обеими сторонами посторонних факторов в двусторонние отношения не сулит для них ничего хорошего.

Тем более, что фон дер Ляйен не устаёт повторять, что Европа должна «сокращать риски» в своих экономических отношениях с Китаем. Она вообще занимает, пишет американское издание The Hill, «более ястребиную позицию» в отношении КНР. Естественно, политик-атлантист не упускала случая демонстрировать это и в ходе визита в Китай. Такой подход весьма характерен для многих стран Центральной и Восточной Европы, ориентирующихся на США.

Мы только что провели дружественную и обстоятельную встречу. Мы пришли к единому мнению по поводу того, … что Китай и Франция будут оказывать друг другу взаимную поддержку, содействовать улучшению глобального управления,

– сказал Си на совместной пресс-конференции с президентом Франции. Очень оптимистический вывод сделал председатель КНР – это аванс, с которым Китаю, уверен, придётся распрощаться, это инвестиция в мечту, которая, убеждён, прогорит.

Почему? Потому что во Франции очень слабая власть, а у США есть масса способов заставить Париж спустить на тормозах свои договорённости с Пекином. Как путём поощрения и финансирования мощных социальных протестов во Франции против пенсионной реформы и других попыток заставить французов больше и интенсивнее работать, так и путём использования своих связей среди исламистов, которых во Франции пруд пруди и которые запросто могут погрузить страну – вместе с леваками – в пучину террора и гражданской войны.

Мечтать о суверенитете не вредно, но, если возникнет угроза прихода ко власти на волне организованных англосаксами беспорядков правых сил во главе с Марин Ле Пен, Макрон и Ко предпочтут им американцев. Это, во-первых. А, во-вторых, никакой европейский суверенитет в условиях господства в Брюсселе проатлантистской клики в принципе невозможен без поддержки ФРГ, которой не будет.

На немцев лучше не рассчитывать

Да, у КНР в Берлине есть большой друг – канцлер Олаф Шольц (СДПГ), имеющий тесные связи с Пекином со времён «комсомольской» юности и мэрства в Гамбурге, который он сделал «морскими воротами» Китая в Европу. Однако над Шольцем, согласно немецким СМИ, сгущаются тучи, и это, убеждён, связано именно с Китаем. После западной Пасхи ведущий оппозиционный блок ХДС/ХСС намерен начать разбирательство насчёт вопиющей гамбургской коррупции канцлера ФРГ.

Речь идёт о налоговом скандале Cum-Ex вокруг банка M.M.Warburg, который, согласно еженедельнику Der Spiegel, будет расследовать парламентская комиссия. Многих немцев возмущает, что их канцлер, возглавляющий самое слабое правительство в истории ФРГ, «ничего не помнит» об этом.

Кроме того, лидер ХДС Фридрих Мерц, тесно связанный с США, обвиняет Шольца в «правительственном кризисе», а его партнёры по коалиции – «зелёные» (креатура глобалистов) – в запоздалой военной помощи Украине. Шольца, который думал, что отбился от американцев, порвав с Россией, будут убирать, поскольку он тесно и давно связан с китайцами, а для США это намного более опасный враг, чем Россия. Он сможет политически уцелеть, только если порвёт ещё и с Китаем, на чём настаивает вторая по значимости партия в правящей коалиции – «зелёные». Сопредседатели этой проамериканской партии Роберт Хабек и Анналена Бербок настроены решительно – на интересы Германии и её народа им совершенно наплевать.

Как и фон дер Ляйен, Бербок, которая прибудет с визитом в Пекин в середине апреля, тоже выступает за «минимизацию рисков» в отношениях с Китаем. На встрече глав МИД стран НАТО в Брюсселе 5 апреля она вообще заявила о необходимости отказаться от всяких рисков в отношениях с Пекином. В переводе на человеческий язык это означает, что необходимо, не мешкая, сворачивать торговлю с КНР и поскорее научиться обходиться без китайских товаров, чтобы в Германии и других странах ЕС не наступил кризис, когда США потребуют от Берлина и Брюсселя ввести самые жёсткие санкции в отношении Китая.

Безусловно, политические проблемы Шольца также охладят Париж на китайском направлении. Без взаимопонимания с немцами активно взаимодействовать с китайцами даже обиженная англосаксами Франция не решится. И обещанные, похоже, Макроном Си «золотые рыбки» в сфере высоких технологий быстро распугают при таких обстоятельствах заокеанские акулы. У России уже был печальный опыт договорного взаимодействия с изображающей себя великой державой, но не являющейся ею Францией – «Мистрали». Скоро такой же появится и у Китая, особенно если американцы спровоцируют силовое воссоединение Тайваня с КНР. Макрон ничуть не круче Франсуа Олланда.

Что с того?

Таким образом, нет никаких сомнений, что проверку на «вшивость» Макрон не пройдёт. Посмотрим, какая судьба ожидает, например, подписанный в ходе визита контракт на строительство Китайской государственной судостроительной корпорацией (CSSC) для французской транспортно-логистической группы CMA CGM 16 крупнотоннажных контейнеровозов на общую сумму свыше 3 миллиардов долларов США (21 млрд юаней).

ФОТО: KURKESTUTIS/SHUTTERSTOCK.COM

А вот Си, кстати, свою проверку прошёл: Россию он не предал, Владимиру Зеленскому звонить по телефону не стал, хотя его умоляли об этом и Макрон, и фон дер Ляйен. Просто председателю КНР, который наверняка об этом догадывается, предстоит ещё окончательно убедиться в уже очевидном для русских факте – что суверенным полюсом многополярного мира – в отличие от России – ни ЕС, ни Франция, не говоря уже о Германии, не являются, ибо слишком боятся США. Надежда умирает последней, и этой осталось недолго жить.

СЕРГЕЙ ЛАТЫШЕВ