ФОТО: KOMSOMOLSKAYA PRAVDA / GLOBAL LOOK PRESS

Озвученные Москвой подходы к завершению конфликта на Украине означают смертный приговор Киеву и сулят сделавшему на него ставку Западу геополитическую катастрофу.

В последние месяцы появилось несколько мирных планов по Украине. Это пресловутые «10 условий формулы мира» Владимира Зеленского, который потребовал, в частности, «восстановления территориальной целостности Украины» и «вывода российских войск». Затем мир увидел «мирный план» Китая из 12 пунктов, который призывал ко всему хорошему против всего плохого, в том числе к «прекращению односторонних санкций», «отказу от менталитета Холодной войны».

Чего не хватало? Не хватало мирного плана самой России, чёткой формулировки целей: за что воюем, на каких условиях конфликт на Украине может быть завершён. Такой план был нужен как воздух. Ведь речь идёт не о желании пустить пыль в глаза мировому сообществу, выставить себя в благородном свете, чем руководствовались, прежде всего, в своём «миротворчестве» Киев и Пекин, а о необходимости объяснить проливающим свою кровь бойцам на передовой и всему народу России, чего ждать от затягивающейся благодаря вмешательству Запада украинской войны и чем она реально завершится.

Преамбула Галузина

И вот, наконец, такой план появился. Его буднично, без всякой помпы огласил замглавы МИД России Михаил Галузин, курирующий вопросы отношений со странами СНГ, в интервью RTVI. Отдельные элементы из сказанного им были известны и раньше, но Галузин представил комплексный план, с чёткими и ясными формулировками, среди которых есть кое-что новое.

Галузин сообщил, что «режим Зеленского продолжает делать ставку на военное решение конфликта, пытается угрожать контрнаступлением на новые российские территории, захватом Крыма», пробует «наносить удары вглубь России». То есть «наотрез отказывается от политико-дипломатического урегулирования кризиса». В то же время, отметил замглавы МИД, «идеи о посредничестве», которые регулярно поступают от различных стран, «носят общий характер». От услуг посредников Россия не отказывается, вменяемые предложения готова рассматривать, но любые переговоры по мирному урегулированию с Киевом базируются на подходах, которые Москва не скрывает.

Вот они. Русский мирный план состоит из 10 пунктов.

Долгожданный русский мирный план

  1. Всеобъемлющий, справедливый и устойчивый мир на Украине и в Европе возможен при прекращении боевых действий украинскими вооружёнными формированиями.
  2. Прекращение поставок странами Запада оружия Киеву; с территории Украины должны быть также выведены иностранные наёмники.
  3. Необходим нейтральный и внеблоковый статус Украины, её отказ от вступления в НАТО и ЕС (раньше против вступления Украины в ЕС Москва официально не возражала, хотя это было глупо – кто туда вступает, теряет независимость, становится марионеткой).
  4. Подтверждение безъядерного статуса Украины.
  5. Признание Киевом и международным сообществом «новых территориальных реалий» (прекрасный пункт – аплодируем!).
  6. Обязательным условием мира является «демилитаризация и денацификация Украины».
  7. Защита прав русскоязычных граждан, русского языка и нацменьшинств.
  8. Отмена Украиной и Западом антироссийских санкций и отзыв исков, прекращение судебных преследований в отношении России, её физических и юридических лиц (тоже прекрасный пункт).
  9. Восстановление договорно-правовой базы Украины с Россией и СНГ.
  10. Восстановление — причём на средства Запада — гражданской инфраструктуры, разрушенной ВСУ после 2014 года (то есть речь тут идёт даже о русском Донбассе, такого требования Москвы раньше, кажется, не было).

Как это понимать?

От заявления представителя России веет спокойной уверенностью в достижении поставленных целей. Москва не собирается ничего навязывать Украине и украинцам. «Жители Крыма, ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей свой выбор уже сделали», отметил Галузин, а «будущее территорий сегодняшней Украины должны определять сами жители этой страны». Причём все: «и украинцы, и русские, и евреи, и венгры, и молдаване, и болгары, и румыны, и поляки, и греки». Однако «сделать они это смогут только в свободной от нацистов стране, где снова будет царить верховенство закона, а все права человека будут соблюдаться».

Себя Москва тоже ограничивать не будет, как и продолжать мириться с тем, с чем мирилась 30 лет и что привело, в конце концов, к жестокой войне. Проблема Запада, как сохранить лицо, русских не волнует. А вот эти слова Галузина западникам надо зарубить себе на носу:

Что же касается нас, могу сказать только одно: мы не потерпим существования на своих рубежах откровенно антироссийского государства, какими бы ни были его границы. Это невозможно ни с точки зрения безопасности России, ни с точки зрения безопасности любого другого государства.

Делаем выводы

Запад и Киев примут русский мирный план по Украине? Сейчас, разумеется, нет. Потому что на Украину США и Ко закачали такие деньги и дали столько оружия, что теперь рассчитывают на какой-то эффект, на успех украинского контрнаступления. Только его громкий провал, новые военные поражения ВСУ и потери территорий Киевом вынудят Запад когда-нибудь согласиться с условиями России. Их будут вынуждены принять. И чем позже это произойдёт, тем меньше от Украины останется.

Этим, кстати, устраняется единственный дефект нашего мирного плана. Поскольку Украина – даже за вычетом четырёх областей и Крыма – всё равно остаётся слишком большим государством, чтобы не иметь вредных для интересов России геополитических амбиций, которые будут усиленно подогреваться нашими врагами. А если её сделают маленькой или поделят между соседями, этой проблемы не станет.

Понятно, что никакой реальной денацификации не будет там, где необандеровцы останутся у власти. Вряд ли Запад вообще когда-нибудь согласится давать деньги на восстановление тех частей Украины, которые стали российскими. Конечно, небольшие модификации и «компромиссы» русский план допускает, но с этим мы сами справимся.

Что с того?

Все эти вытекающие из позиции Москвы соображения означают три вещи. Во-первых, «похабного мира» не будет, теперь в этом не может быть сомнений. Во-вторых, война на Украине – это надолго. Россия, полностью избавившись от всяких иллюзий, рвущая связывающую её с Западом – с его помощью! – «пуповину», уже ничего не боится. И никуда не спешит, чтобы не устать в решающий момент.

С этим надо, и это в-третьих, научиться жить всем нам. Более серьёзной экзистенциальной задачи, чем возвращение в русский мир Украины, у нас уже не будет. Великой России без этого не построить. Так что придётся потерпеть.

СЕРГЕЙ ЛАТЫШЕВ